Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение эмоций и личности
Задачи нашей работы:
1.Изучить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
2. Определить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
3. Описать эмоции и переживания личности
4. Дать характеристику уровней и видов эмоциональных переживаний
5. Дать описание эмоций и эмоциональных состояний

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эмоциональная сфера личности 5
1.1. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности в работах психологов 5
1.2. Эмоции и переживания личности 8
1.3. Уровни и виды эмоциональных переживаний 11
1.4. Эмоции и эмоциональные состояния 16
Глава 2. Эмпирическое исследование 20
2.1. Объект, предмет, гипотеза и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

8004 апр Эмоции и личность.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с этим возможно в высокой  степени интенсивно переживаемое, однако при этом бессознательное или, вернее будет сказать, неосознанное чувство. Бессознательное, или неосознанное, чувство представляет собой не чувство, не испытанное или не пережитое (что явно невозможно и бессмысленно), а чувство, в своем внутреннем содержании не соотнесенное или неадекватно соотнесенное с объективным миром [10].

     Переживание можно определить как душевное событие  в жизни личности, при этом многие исследователи подчеркивают его  укорененность в индивидуальной истории личности. При этом важно, что если и не любая эмоция представляет собой переживание в специфическом смысле этого слова,  то любое переживание, т.е. психическое явление с подчеркнуто личностным характером, обязательно включено в сферу эмоциональности [8].

     Нужно отметить, что эмоциональная сфера  в структуре личности у различных людей, как правило, имеет и различный удельный вес. Он может быть большим или меньшим, а зависит это отчасти от темперамента человека и особенно от того, насколько на самом деле глубоки его переживания, однако в любом случае узловые моменты в жизненном пути человека, основные события, превращающиеся для него в переживания и оказывающиеся решающими в истории формирования личности, всегда выступают эмоциональны [15].

     Таким образом, эмоциональность, в определенной мере неизбежно входит с ними в  построение личности. Здесь же нужно отметить, что у каждой сколько-нибудь яркой личности существует свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, своя основная палитру чувств, через которые она по преимуществу воспринимает мир.

     Как переживание, эмоция у человека всегда носит личностный характер, особо интимно связанный с «я», а также близкий ему, его захватывающий. В соответствии с этим личностное отношение всегда приобретает в большей или меньшей степени эмоциональный характер. Если человек принимает какие-либо определенные формы поведения, однако сам при этом бесстрастно относится к тому, соблюдаются ли они, это означает, что он только внешне, т.е. формально их принимает, а выраженное в них общественное отношение не становится его личным отношением. Становясь же личным, общественное отношение переживается эмоционально. Совокупность человечески чувств – это, по существу, совокупность отношений человека к миру и прежде всего к другим людям в живой и непосредственной форме личного переживания [16].

1.3. Уровни и виды  эмоциональных переживаний

     В многообразных проявлениях эмоциональной  сферы личности можно различать  три основных уровня [11].

     1. Первый - уровень органической аффективно-эмоциональной  чувствительности. К нему относятся  элементарные чувства, их еще называют физическими чувствованиями.  Это: удовольствия, неудовольствия, которые по преимуществу связаны с органическими потребностями. Чувствования подобного  рода могут носить более или менее специализированный местный характер, выступая как эмоциональная окраска либо тон отдельного процесса ощущения. Кроме того, они могут приобретать и более общий, разлитой характер; выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида, эти эмоциональные состояния носят неопредмеченный характер.

     В качестве примера таких чувств можно  привести чувство беспредметной  тоски, беспредметной тревоги или  радости. Любое такое чувство  отражает некоторое объективное  состояние индивида, который находится  в определенных взаимоотношениях с  окружающим миром. И «беспредметная» тревога часто может быть вызвана каким-либо предметом; однако, хотя присутствие этого предмета и вызвало чувство тревоги, это чувство может не быть направлено на него, и связь чувства с предметом, который объективно вызвал его, может не быть осознана.

     Интересно отметить, что классификация эмоций, которую предлагает исследователь  М.И. Аствацатуров, исходит из патологического состояния органов. Она рассматривает различные чувства как результат нарушения деятельности этих органов (например, тревогу как результат нарушения сердечной деятельности и т.д.). Эта теория хорошо характеризует первый уровень эмоций, т.е. уровень эмоционально-эффективных процессов, однако даже их она охватывает отчасти, преимущественно в патологических формах.

     2. Следующий уровень эмоциональных  проявлений – более высокий.  Сюда относятся предметные чувства,  которые соответствуют предметному  восприятию, а также предметному  действию. Здесь опредмеченность  чувства означает более высокий  уровень его осознания. На этом уровне на смену беспредметной тревоге приходит уже страх перед чем-нибудь. Т.е., человеку может быть  тревожно «вообще», однако при этом он боится всегда чего-то, удивляется чему-то и любит кого-то.

     На  предыдущем уровне (органической аффективно-эмоциональной чувствительности) речь шла о том, что чувство непосредственно выражает состояние организма, хотя, нужно учитывать, что организма не изолированного, а находящегося в тех или иных отношениях с окружающей действительностью. Но само это отношение не было осознанным содержанием чувства.

     На  втором же уровне чувство уже является ни чем иным как выражением в осознанном переживании отношения человека к миру.

     Опредмеченность чувств находит высшее выражение  в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Подобные чувства носят название предметных чувств и подразделяются на следующие:

    • интеллектуальные,
    • эстетические
    • моральные.

     Нужно отметить, что ценность, качественный уровень всех этих чувств зависит  от их содержания, а также от того, какое отношение и к какому объекту они выражают.

     В центре моральных чувств находится  человек; и, в конечном счете, моральные чувства выражают (в форме переживания) именно отношения человека к человеку, к обществу; а их многообразие уже отражает многообразие человеческих отношений.

     Существование интеллектуальных чувств (удивление, любопытство  и любознательность, чувство сомнения и уверенности в суждении и  т.п.) - яркое доказательство взаимопроникновения  интеллектуальных и эмоциональных моментов.

     Связь чувства с вызывающем его предметом  особенно ярко выступает в эстетических переживаниях, что заставляло некоторых  исследователей применительно к  эстетическому чувству говорить о том, что оно является «вчувствованием» в предмет. Т.е. чувство уже не просто вызывается предметом, не только на него направляется, а как бы входит в него, проникает, причем оно по-своему познает его сущность, а не только как бы извне относится к нему; и притом познает с какой-то интимной проникновенностью [16].

     Если  что-то – произведение искусства, картина  природы, человек и т.д. – вызывает эстетическое чувство, это означает не просто, что они нравятся человеку, что ему на них приятно смотреть и т.д. В эстетическом чувстве, которое  они вызывают у человека, познается специфически эстетическое качество – их красоту. Таким образом, чувства в своеобразных и совершенно специфических формах выполняют и познавательную функцию, которая на высших уровнях приобретает осознанно объективированный характер.

     3. Третий уровень. Над предметными чувствами (восхищения одним предметом и отвращения к другому, любви или ненависти к определенному лицу, возмущения каким-либо поступком или событием и т.п.) могут подниматься еще более обобщенные чувства.  По уровню они аналогичны обобщенности отвлеченного мышления. К ним относятся: чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т.п. Иногда эти чувства могут выступать как частные состояния, которые приурочены к определенному случаю, однако по большей части они выражают общие определенные устойчивые мировоззренческие установки личности. Их еще называют мировоззренческими чувствами.

     Чувство комического (с ним нельзя смешивать  ни юмор, ни иронию), заключает в себе интеллектуальный момент в качестве существенного компонента. Оно возникает как результат внезапно обнаруживающегося несоответствия между кажущейся значительностью действующего лица и ничтожностью, неуклюжестью, общей несуразностью поведения этого лица; между поведением, рассчитанным на более или менее значительную ситуацию, и, к примеру, пустяковым характером ситуации, где оно совершается. Смешным, комическим, кажется то, что сперва выступает с видимостью превосходства а уже затем обнаруживает несостоятельность. Несоответствие либо несуразность, обычно заключенные в комическом, сами по себе еще не создают этого впечатления. Для возникновения чувства комизма необходимо совершающееся на глазах у человека разоблачение неосновательной претензии.

     Юмор  и ирония сложнее чувства комического. Юмор – это когда за вызывающими  смех недостатками ощущается что-либо положительное, привлекательное. С юмором можно смеяться над недостатками любимого, смех здесь сочетается с симпатией к тому, на что его направляют. Чистый юмор предполагает  реалистическое «приятие мира» со всеми его слабостями и недостатками [17].

     Ирония расщепляет единство, из которого исходит юмор, она противопоставляет положительное отрицательному, идеал – действительности, бесконечное – конечному, возвышенное – смешному. Смешное, безобразное здесь воспринимается теперь не как определенная оболочка и не как момент, который включен в ценное и прекрасное, и тем более не как естественная и закономерная форма его проявления, а исключительно как его противоположность, на которую направляется острие иронического смеха.

     Чувства комического, юмора, иронии, сарказма – это все является разновидностями смешного. Эти чувства, как правило, отражаются на человеческом лице, в улыбке, они находят себе отзвук в смехе.

     Еще одно чувство подобного уровня –  трагическое, которое, так же как и чувство юмористическое, исходит из их реального единства. Высший трагизм заключается в осознании того, что в сложном противоречивом ходе жизни переплетаются добро и зло, и в соответствии с этим путь к добру неизбежно проходит через зло, и в связи с этим осуществление благой цели в силу внешней логики событий и ситуации влечет за собой прискорбные последствия.

     Трагическое чувство, как правило, рождается  из осознания такой вот фактической  взаимосвязи и взаимозависимости  добра и зла. Трагическое чувство  непосредственно связано с чувством возвышенного. Именно из трагического чувства рождается особое восприятие героического, т.е. чувство трагического героя, который остро чувствует роковую силу зла, пытается бороться за благо и, борясь за него, ощущает себя вынужденным неумолимой логикой событий иногда идти к добру через зло [21].

     Чувства юмора, иронии, трагизма – это чувства, выражающие весьма обобщенное отношение  к действительности.

     В развитии эмоций можно наметить следующие  ступени:

     1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

     2) разнообразные предметные чувства  в виде специфических эмоциональных  процессов и состояний;

     3) обобщенные мировоззренческие чувства;  все они образуют основные  проявления эмоциональной сферы,  органически включенной в жизнь  личности. Наряду с ними нужно  выделить отличные от них, но  родственные им аффекты, а также  страсти. 

1.4. Эмоции и эмоциональные состояния

     Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.

     Эмоции представляют собой кратковременные переживания различной силы, которые сменяют друг друга вслед за изменением ситуации. Эмоции вообще это комплекс соматических и вегетативных реакций, которые выражают отношение человека к самому себе и внешнему миру [13].

     Эмоциональные состояния представляют собой более длительные переживания, они характеризуются определенной устойчивостью после смены породившей их ситуации. К эмоциональным состояниям относят страсть и настроение.

     Страсть - это достаточно продолжительное и средневыраженное эмоциональное состояние, подчиняющее себе основную направленность поступков и мыслей человека. Страсть стимулирует активную деятельность человека к удовлетворению совершенно определенных желаний.

     Настроение - это наиболее длительное, однако наименее выраженное эмоциональное состояние, равнодействующая многих переживаний и чувств, служащая своеобразным фоном и окрашивающая дальнейшее поведение человека.

     Настроение  как эмоциональное состояние  оказывает заметное влияние на общий  тонус и жизнедеятельность человека. Необходимо помнить, что возникновению  какого-либо настроения всегда способствует определенная причина [18] .

     Кроме того, особый вид эмоциональных состояний представляет собой фрустрация. Фрустрация - это подавленное, напряженное и тревожное состояние, которое возникает при появлении препятствий, появляющихся на пути к поставленной цели. При этом возникновение фрустрации может способствовать как отказу от цели, так и в достаточной мере агрессивным действиям для непосредственного устранения возникшего барьера, а иногда и попытке компромиссного решения [13].

Информация о работе Эмоции и личность