Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение роли эмоций в жизнедеятельности человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить эмоции как особый класс психических процессов.
2. Рассмотреть функции эмоций в жизни человека.
3. Определить характер взаимодействия эмоций и деятельности личности.
4. Выявить влияние эмоций на познавательную деятельность человека.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ – 2 стр.
ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – 4 стр.
1.1 Общая характеристика эмоций - стр.
1.2 Функции эмоций- 8 стр.
ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТИ – 12 стр.
2.1 Взаимосвязь эмоций и деятельности - 12 стр.
2.2 Влияние эмоций на познавательную деятельность человека – 14 стр.
2.3 Оценка собственного эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности в целом – 23 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 26 стр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 27 стр.

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ – 2 стр.

ГЛАВА 1. ЭМОЦИИ КАК ОСОБЫЙ КЛАСС ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – 4 стр.

1.1 Общая характеристика  эмоций -  стр.

1.2 Функции эмоций- 8 стр.

ГЛАВА 2. ЭМОЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ДВА ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ И  ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССА ЛИЧНОСТИ – 12 стр.

2.1 Взаимосвязь эмоций  и деятельности - 12 стр.

2.2 Влияние эмоций на  познавательную деятельность человека – 14 стр.

2.3 Оценка собственного  эмоционального состояния как  важный аспект в изучении эмоций  личности в целом – 23 стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 26 стр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 27 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение 

 

В наш век научно-технического прогресса, когда современный человек  все большее количество времени  проводит перед монитором компьютера, когда удельный вес живого общения  становится все ниже, а качество общения претерпевает значительные изменения в силу подмены людей в различных сферах деятельности «умными машинами», эмоциональные переживания для человека сохраняют свою необходимость и приоритетность, как один из источников обогащения внутреннего мира личности, как один из источников познания окружающей действительности.

У психологов, так же как  у философов и педагогов, нет  единой точки зрения относительно роли, которую играют в жизни человека эмоции. Так, некоторые из них, несмотря на то что интеллект стал орудием производства, а наука – судьбой, все же склонны относить человека к разряду существ эмоциональных или, может быть, эмоционально-социальных. По их мнению, сам смысл нашего существования имеет аффективную, эмоциональную природу: мы окружаем себя теми людьми и вещами, к которым привязаны эмоционально. Они утверждают, что научение через переживание (как в личностном, так и в социальном плане) не менее, а быть может, и более важно, чем накопление информации.

Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии научения. Маурер утверждал, что «эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, которые мы называем «научением» [7, с.69].

Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают  самые разнообразные реакции  человека – от бурных взрывов страсти  до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека [4, с.94].

Большинство людей знают, какого рода ситуации интересуют их, вызывают отвращение, заставляют ощущать гнев или чувство вины. Практически каждый человек испытывает интерес, наблюдая прогулку астронавта в космосе, отвращение – видя грязь, гнев – будучи оскорбленным и вину – уклоняясь от ответственности за близких.

Так отсутствие эмоционального общения, интимного контакта младенца с матерью приводит к плохому развитию младенца, к частым болезням, ущербной эмоциональности, холодности, низкой способности к сопереживанию и сочувствию. А без всего этого ребенок, повзрослев, не сможет стать полноценным членом общества.

.

Цель исследования: изучение роли эмоций в жизнедеятельности  человека.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие  задачи:

1. Изучить эмоции как  особый класс психических процессов.

2. Рассмотреть функции  эмоций в жизни человека.

3. Определить характер  взаимодействия эмоций и деятельности  личности.

4. Выявить влияние  эмоций на познавательную деятельность  человека.

Объект исследования: эмоции как психический процесс.

Предмет исследования: влияние  эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эмоции как особый класс психических процессов  

1.1 Общая характеристика эмоций

В настоящее время  большинство психологов считают, что  эмоции – это не простой феномен. И поэтому существуют множество подходов к определению «эмоции».Одни исследователи рассматривают эмоции как кратковременные явления. Другие же убеждены, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции. Одни ученые считают, что эмоции разрушают и дезогранизуют поведение человека. Другие же, напротив, говорят о том, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения. Однако, все они сходятся в одном – любое определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта, характеризующие его:

1) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции (импрессивный);

2) процессы, происходящие в нервной,  эндокринной, дыхательной, пищеварительной  и других системах организма  (физиологический);

3) поддающиеся наблюдению выразительные  комплексы эмоции, в частности те, которые отражаются на лице (экспрессивный) [9, с.410].

Необходимо отметить, что эмоциональный  мир личности довольно долго оставался  неизученным, ему просто напросто не уделяли должного внимания. Исследователи  этой области психологии высказывают  множество теорий происхождения и сущности эмоций. Но это множество имеет свой недостаток – нет единого и точного определения эмоций. Каждый исследователь прелагает свое определение эмоций в силу своих взглядов.

Остановимся на их рассмотрении более  подробно.

1.В. В Лебединский говорит о том, что эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности [5, с.134].

2. Эмоции в понимании  П. К. Анохина есть физиологические  состояния организма, имеющие  ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения [1, с. 177].

3.Эмоциональные процессы, по Рейковскому, – это специфический  класс процессов психической регуляции, приводимых в действие факторами, значимыми для индивида [13, с.465].

4. Эмоции – субъективные  реакции человека и животных  на воздействие внутренних и  внешних раздражителей, проявляющихся  в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

5. Сопровождая практически  любые проявления жизнедеятельности  организма, эмоции отражают в  форме непосредственного переживания  значимость (смысл) явления и ситуаций  и служат одним из главных  механизмов внутренней регуляции  психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (Леонтьев, Судаков) [13, с.162]. 

Веккер в своей книге  “Психические процессы” говорит  о том, что определения эмоций включают в свой состав понятие “отношения”, так как эмоции ближе всего связаны с отношениями субъекта к объектам, которые его окружают и входят в контекст основных жизненных событий [14, с.28].

Если рассматривать  эмоции как переживания событий  и отношений в противоположность  когнитивным процессам как знанию об этих событиях и отношениях, то это определение будет недостаточно уже хотя бы потому, что оно описывает эмоции в терминах именно видовых характеристик и не заключает в себе родового признака.

Веккер подводит нас  к выводу о том, что “нет оснований  строить определение эмоций, выводя это понятие за пределы объема концепта “отражение” или противопоставляя и включая в один видовой ряд понятия “отражение”, “переживание”, “выражение”. “Эмоция” как вид, находясь в пределах своего ближайшего рода (психические процессы), остается вместе с тем и внутри более широкого объема концепта “отражение” [14, с.31].

Остановимся на следующем  определении данного психического процесса, которое на наш взгляд более полно дополняет суть исследуемого понятия.

Итак, эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами личности. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта, путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [6, с.211].

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Хотя они и  отличаются от других психических процессов, все же отделить их трудно, так как  они сливаются в едином переживании  человека.

В работах В. В. Давыдова, посвященных  развивающему обучению, показано, что эмоциональные процессы играют роль «механизмов эмоционального закрепления», образования аффективных комплексов [15, с.214].

Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие  психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру [5, с.173]. Не менее важно и то, что эмоции не просто осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Человек занимает к событию определенную позицию. И эта позиция всегда пристрастна, так как она не производит чисто рациональную оценку, а включает эмоциональное переживание.

Немаловажными чертами эмоций являются их интенсивность и глубина. Под интенсивностью эмоции понимают степень активации центральной нервной системы [2, с.95]. По данным Д.Б. Линсли, проводившего электрофизиологические исследования, существуют два полярных значения активации эмоционального состояния человека: состояние комы или глубокого сна, при котором исчезают рефлексы, и которое не могут нарушить даже сильные раздражители, и состояние крайнего возбуждения (экстаз, приступы бешенства, паники, ярости). Между этими полюсами находится ряд промежуточных состояний: апатия, безразличие, заинтересованность, бодрость, возбуждение. Эти состояния, как правило, обратимы и способны переходить, в зависимости от внешнего или внутреннего раздражителя, друг в друга [2, с.137].

Однако интенсивность эмоции не всегда является показателем ее личной важности для человека. Поэтому используется показатель «глубина эмоций», отражающий личностную значимость возникающих переживаний. Ведь не секрет, что одно и тоже событие может по-разному восприниматься различными людьми, что свидетельствует о личной значимости данного события. Мы можем предположить, что запоминание какого-либо события зависит от глубины эмоции, то есть от личной значимости. И дольше и прочнее сохраняются те события, которые имеют яркую эмоциональную окраску, как положительную, так и отрицательную. Однако, некоторые ученые считают, что лучше мы запоминаем события с отрицательной окраской, так как отрицательные эмоции важнее для выживания организма, они сигнализируют человеку об опасности и помогают ему избегать таких ситуаций.

Как видим, роль эмоций велика. Эмоции выполняют функцию регулирования  активности субъекта, путём отражения  значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его  жизнедеятельности. Без эмоций жизнь  была бы скучной и однообразной.

Ч. Дарвина заинтересовал жизненный  смысл тех изменений в организме, которые сопровождают соответствующие  эмоции. Сопоставив факты, Дарвин пришел к следующим выводам о природе  и роли эмоций в жизни человека:

1. Внутренние (органические) и внешние (двигательные) проявления эмоций выполняют в жизни человека важную приспособительную роль. Они настраивают его на определенные действия и, кроме того, это для него сигнал о том, как настроено и что намерено предпринять другое живое существо.

2. Когда-то в процессе эволюции  живых существ те органические  и двигательные реакции, которые  у них есть в настоящее время,  были компонентами полноценных,  развернутых практических приспособительных  действий. Впоследствии их внешние  компоненты сократились, но жизненная функция осталась прежней. Например, человек или животное в гневе оскаливают зубы, напрягают мышцы, как бы готовясь к нападению, у них учащается дыхание и пульс. Это сигнал: живое существо готово совершить акт агрессии [12, с.64].

Американский психолог У. Джеймс – создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека следующими словами: "Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд или опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь в нём ни одна часть Вселенной не должна иметь большего значения, чем какая-либо другая, и вся совокупность вещей и событий не будет иметь смысла, характера, выражения или перспективы. Всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – всё это чистый продукт созерцающей личности» [2, с.83].

Нигде так ярко не обнаруживается взаимосвязь физиологических и  психических явлений, тела и души, как в психологии эмоций. Эмоциональные  переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.

1.2 Функции эмоций

Для того, чтобы понять какую роль эмоции играют в нашей  жизни, необходимо вначале рассмотреть  основные функции эмоций. Исследователи, отвечая на вопрос о том, какую же роль играют эмоции в жизнедеятельности живых существ, выделяют несколько регуляторных функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную и коммуникативную.

Информация о работе Эмоции и деятельность как два взаимосвязанных и взаимообусловленных психических процесса личности