Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:57, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучение эмоций и личности
Задачи нашей работы:
1.Изучить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
2. Определить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
3. Описать эмоции и переживания личности
4. Дать характеристику уровней и видов эмоциональных переживаний
5. Дать описание эмоций и эмоциональных состояний

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эмоциональная сфера личности 5
1.1. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности в работах психологов 5
1.2. Эмоции и переживания личности 8
1.3. Уровни и виды эмоциональных переживаний 11
1.4. Эмоции и эмоциональные состояния 16
Глава 2. Эмпирическое исследование 20
2.1. Объект, предмет, гипотеза и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложения 27

Работа содержит 1 файл

8004 апр Эмоции и личность.doc

— 269.00 Кб (Скачать)

     Исследователи выделяют девять основных эмоциональных  состояний, причем каждое из них может иметь различную силу и длительность [2]:

  • удовольствие - радость (первое - умеренное состояние, второе - высокая степень эмоционального возбуждения);
  • интерес - ажиотаж;
  • дистресс - горе;
  • отвращение - омерзение;
  • гнев - ярость;
  • пренебрежение - презрение;
  • удивление - испуг;
  • стыд, робость - унижение;
  • страх - ужас.

     От  эмоциональных состояний нужно  отличать чувства: они являются в  достаточной мере относительно стабильным компонентом эмоциональной сферы  человека. Чувства могут сохраняться длительное время и вне контакта индивида с объектом его чувств. Чувства формируются на базе эмоциональных переживаний, и чувств существует достаточно большой спектр [12].

     Любые крайности в регуляции эмоциональных  проявлений являются достаточно вредными. Бесконтрольные эмоциональные состояния недопустимы, так как они вызывают конфликтные ситуации, кроме того, они дезорганизуют личность, сильно ухудшают общее состояние здоровья и могут приводить к появлению психических расстройств. Но также нужно учитывать, что серьезные попытки максимального сдерживания, а также контроля (полного) за любыми эмоциями могут привести к очень серьезным негативным последствиям. Всегда следует помнить о том, что гормональные изменения организма, которые возникающие при любом эмоциональном переживании, все равно в конечном счете приведут к психической разрядке [18].

     Крайне  важным представляется также  наличие  максимальной информации о переживаемой ситуации. Здесь необходимо научиться  различать причины и следствия  возникающего состояния.

     К примеру, при возникновении фрустрации необходимо срочно решить проблему, которая  к этому состоянию привела. Здесь  существуют варианты: можно пересмотреть потребность, вызвавшую ее, либо изменить путь достижения цели.

     Для устранения плохого настроения необходимо вспомнить его причину, после этого переосмыслить ее либо устранить отрицательно воздействующий фактор.

     Выводы  по 1 главе.

     Таким образом, мы рассмотрели особенности  эмоциональной сферы личности. В  общем и целом рассмотрение эмоций является проблемой современной психологии. Постоянно ведутся споры, которые касаются практически любых вопросов, относящихся к эмоциям.

     Исследователи по-разному характеризуют эмоции, а также определяют их происхождение, их уровни, их виды.

     При этом эмоциональная сфера признана как важнейшей для человека, она сопровождает человека везде и всегда, чувства, эмоции, переживания являются неотъемлемыми для любой личности и им свойственно проявляться в том числе и на физическом уровне: мимика, жесты, самоощущение, вплоть до физических заболеваний при длительной или, напротив, кратковременной, но очень сильной эмоции.

     Выделяют  три ступени в развитии эмоций:

     1. Элементарные чувствования

     2. Предметные чувства

     3. Обобщенные мировоззренческие чувства.

     Самым сложным уровнем эмоций является третий уровень, он включает в себя множественные проявления первых двух и именно они дают возможность формированию третьего уровня, который на них базируется. Однако нужно отметить, что эмоции третьего уровня свойственны далеко не всем людям, то есть обобщенные мировоззренческие чувства способны испытывать только люди с определенным душевным и духовным развитием.

     Эмоциональные переживания человека принято делить на собственно эмоции и эмоциональные  состояния. К эмоциональным состояниям относятся настроения, фрустрация, аффекты и стрессы.

     Эмоциональная сфера является важнейшей, определяющей многочисленные жизненные проявления для любой личности, вне зависимости  от ее возраста, пола, профессиональной принадлежности и уровня жизни. Однако нужно отметить, что эмоции и эмоциональные проявления имеют свои половые и возрастные особенности, иначе говоря, эмоции и переживания, а также их проявления в различном возрасте, начиная с рождения, имеют свою специфические проявления, это же относится к специфике эмоций мальчиков/девочек, юношей/девушек, мужчин/женщин.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1. Объект, предмет,  гипотеза и методы  исследования

 

     Исследование  проводилось в период февраля-марта 2010 года, в нем приняли участие 40 человек. 20-25 лет. 20 женщин и 20 мужчин.

     Цель  исследования: охарактеризовать эмоциональную  сферу людей возрастной группы 20-25 лет

     Объект  исследования: возрастная группа 20-25 лет

     Предмет исследования: эмоциональная сфера

     Исследование проводилось на основе следующей Метода рисуночной фрустрации Розенцвейга (Приложение 1)

     Эта методика предназначена для исследований реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. С помощью данной методики можно  исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Методика относится к классу проективных тестов. В ней ситуации, где создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и ситуации, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.

     Всего методика состоит из 24 рисунков, эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций.

     Более подробно о тесте и его обработках рассказывается в Приложении 1.

2.2. Результаты эмпирического  исследования

 

       В таблице представлены результаты проведения теста Розенцвейга на нашей выборке респондентов (40 человек).

       Таблица 1. Результаты проведения теста Розенцвейга

Тип и направленность фрустрационной реакции Количество  испытуемых (в %)
Е - экстрапунитивные реакции 40,5
I - интропунитивные реакции 30
М - импунитивные реакции 35
O-d - препятственно - доминантный тип 18
E-d - эго - защитный тип 54,9
п-Р - необходимо - упорствующий тип 29,5
Недифференцированный  тип и направленность 63,8
 

     Таким образом, согласно результатам исследования, у респондентов преобладающим направлением реакции является экстрапунитивное, где агрессия направлена вовне, импунитивных ответов несколько больше, чем интрапунитивных. В количестве реакций с фиксацией на препятствии преобладают реакции с фиксацией на эго-защите (54,9%), почти в два раза меньше реакций с фиксацией на удовлетворение потребности (29,5%).

      Согласно  этим данным можно говорить о том, что преобладающей направленностью  реагирования является экстрапунитивная, или внешненаправленная реакция (40,5%). Для данной реакции характерно наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, которые выражается в угрозах, враждебных высказываниях, требованиях другому лицу снять напряжение, в активном отрицании собственной вины.

      Небольшое преобладание импунтивных ответов  над интропунитивными говорит о  том, что большая (незначительно) часть  респондентов рассматривают ситуацию как нечто незначительное или  неизбежное, преодолимое «со временем». У респондентов с преобладанием подобных ответов обвинение окружающих или самого себя отсутствует. У меньшей части респондентов присутствуют интропунитивные ответы, что обозначает, что их реакция направлена на самого себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя.

      Большинству исследуемых присущи реакции  «с фиксацией на эго-защите», что  подразумевает активность в форме  порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонение от упрека, направленные на защиту своего «я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана. Тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности встречаются в два раза реже, что говорит о том, что для данной возрастной группы гораздо меньше свойственна потребность найти конструктивное решение конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

 

Заключение

 
 

     Таким образом, в нашей работе мы рассмотрели  эмоции и личность человека, его эмоциональную сферу. 

     Эмоции  в жизни человека занимают важнейшее  место, значение которого переоценить  сложно. Все люди постоянно испытывают различные эмоции: радость, печаль, грусть и т.д., а также чувства, относящиеся к классу эмоций: аффекты, страсти, стрессы и т.д.

     Эмоции  дают людям возможность лучше  понимать друг друга. Эмоции имеют врожденный характер. Однако при этом, несмотря на то, что эмоции постоянно сопровождают людей по их жизненному пути, у людей различные события вызывают совершенно различные эмоции.

     До  сих пор эмоции остаются предметом  споров исследователей при попытке  осмыслить их в рамках психологической теории, причем дискуссии ведутся по всему кругу проблем, связанных с эмоциями. Это и вопросы о том, какие психические явления нужно относить к эмоциональным, вопросы о принципиальной роли эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности каждого отдельного индивида и т.д.

     Эмоции  представляют собой интимную специфическую  характеристику психического и поэтому  могут даже превосходить по своему значению компонент интеллекта. Эмоции – явления глубоко человеческие и интимные, в связи с этим их достаточно сложно систематизировать и выявить у них объективные закономерности, а также стабильность и регулярность.

     Выделяют  три ступени в развитии эмоций, причем третья ступень является обобщенность, она базируется и вырастает из первых двух ступеней. Это элементарные чувствования, предметные (опредмеченные чувства, а также обобщенные мировоззренческие чувства.

     Эмоциональная сфера - важнейшая, определяющая многочисленные жизненные проявления для любой  личности, вне зависимости от ее возраста, пола, профессиональной принадлежности и уровня жизни. При этом, что эмоции и эмоциональные проявления имеют свои половые и возрастные особенности, иначе говоря, эмоции и переживания, а также их проявления в различном возрасте, начиная с рождения, имеют свою специфические проявления, это же относится к специфике эмоций мальчиков/девочек, юношей/девушек, мужчин/женщин.

 

Список  использованной литературы

 
 
    1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Юрист, 1980.
    2. Айзенк Г. Структура личности СПб-М., 1999.
    3. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. М., 1993.
    4. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
    5. Бодалев А. А. Психология личности. М.: Питер, 1974.
    6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.-Воронеж, 1997. -348 стр.
    7. Вейн А.М., Власов П.Н. Эмоциональные нарушения при поражении височно-гипоталамо-стволовых структур мозга. - М., 1971.
    8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
    9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Педагогическая психология. М.: Юрист, 1991.
    10. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, 1987.
    11. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., Политиздат, 1978 год.
    12. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психологии, 1974 г.
    13. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
    14. Изарт К.Е. Эмоции человека. - М. 1980.
    15. Ковалева, Л.Е. Формула эмоций.: Публицист. очерки / Л.Е. Ковалева; - М.: дет. лич. 1974.
    16. Ланге Н.Н. Эмоции. Психологический этюд. М., 1896
    17. Лун А.Н. Эмоции и личность./ А.Н. Лун. М.: Знание, 1982.
    18. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003. – 456
    19. Общая психология:Учебн.посибие. Под ред.Петровского -2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1977 г.
    20. Олпорт Г.В. Личность в психологии. - М., 1998.
    21. Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.  Гиппенрейтер; - М.:  Издательство МГУ, 1984.
    22. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. -Пер. с польск М.:Прогресс, 1979 .
    23. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1962.
    24. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Психология эмоций. – М.: Наука, 1991.
    25. Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. - М. 1980.
    26. Шингаров Г.X. Место эмоции в структуре личности. -В кн.: Проблема личности.
    27. Якобсон П.М. Психология чувств.-2-е издание: доп.-И.1958 г.
    28. Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития. // Вопросы психологии, 1997. №4, с.20-27.

Информация о работе Эмоции и личность