Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель исследования – изучение эмоций и личности
Задачи нашей работы:
1.Изучить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
2. Определить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
3. Описать эмоции и переживания личности
4. Дать характеристику уровней и видов эмоциональных переживаний
5. Дать описание эмоций и эмоциональных состояний
Введение 3
Глава 1. Эмоциональная сфера личности 5
1.1. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности в работах психологов 5
1.2. Эмоции и переживания личности 8
1.3. Уровни и виды эмоциональных переживаний 11
1.4. Эмоции и эмоциональные состояния 16
Глава 2. Эмпирическое исследование 20
2.1. Объект, предмет, гипотеза и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложения 27
Приложение 1
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.
Фрустрация - состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели.
Методика состоит
из 24 схематических контурных
Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта.
Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух написанные ответы. Экспериментатор отмечает особенности интонации и прочее, что может помочь в уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.
Для взрослых: «Вам сейчас будут показаны 24 рисунка. На каждом из них изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представьте себе, что может ответить ему другой человек. Напишите самый первый пришедший Вам в голову ответ на листе бумаги, обозначив его соответствующим номером.
Старайтесь работать как можно быстрее. Отнеситесь к заданию серьезно и не отделывайтесь шуткой. Не пытайтесь также воспользоваться подсказками».
Каждый из полученных ответов оценивается, в соответствии с теорией, Розенцвейга, по двум критериям: по направлению реакции (агрессии) и по типу реакции.
По направлению реакции подразделяются на:
По типу реакции делятся на:
Для обозначения
направления реакции
Типы реакций обозначаются следующими символами:
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Вначале исследователь определяет направление реакции, содержащееся в ответе испытуемого (Е, I или М), а затем выявляет тип реакции: ED, OD или NP.
Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (взрослый вариант)
OD | ED | NP | |
Е | Е’. Если в
ответе подчеркивается наличие препятствия. Пример: «На улице сильный дождь. Мой плащ был очень кстати» (рис.9). «А я рассчитывал, что мы с ней пойдем вместе» (8). Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. |
Е. Враждебность,
порицание направлены против кого-либо
или чего-либо в окружении. Пример: «разгар рабочего дня, а вашего заведующего нет на месте» (9). «Изношенный механизм, новыми их уже не сделать» (5). «Мы уходим, она сама виновата» (14). E. Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «В больнице лежит полно людей, при чем здесь я?» (21). |
е. Требуется,
ожидается или явно подразумевается, что
кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример: «Все равно, Вы должны найти для меня эту книгу» (18). «Она могла бы объяснить нам, в чем дело» (20). |
I | I’. Фрустрирующая
ситуация интерпретируется как благоприятно-
выгодно-полезная, как приносящая удовлетворение. Пример: «Мне одному будет даже проще» (15). «Зато теперь у меня будет время чтобы дочитать книгу» (24). |
I. Порицание,
осуждение направлено на самого себя,
доминирует чувство вины, собственной
неполноценности, угрызения совести. Пример: «Это я опять пришел не вовремя» (13). I. Субъект, признавая свою вину, отрицает ответственность, призывая на помощь смягчающие обстоятельства. Пример: «Но сегодня выходной, здесь нет ни одного ребенка, а я очень спешу» (19). |
i. Субьект сам
берется разрешить фрустрирующую ситуацию,
открыто признавая или намекая на свою
виновность. Пример: «Как нибудь сам выкручусь» (15). «Я сделаю все возможное, чтобы искупить свою вину» (12). |
М | М’. Трудности
фрустрирующей ситуации не замечаются
или сводятся к ее полному отрицанию. Пример: «Опоздал так опоздал» (4). |
М. Ответственность
лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию,
сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Мы же не могли знать, что машина сломается» (4). |
m. Выражается
надежда, что время, нормальный ход событий
разрешат проблему, просто надо немного
подождать, или же взаимопонимание и взаимоуступчивость
устранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Подождем еще минут 5» (14). «Было бы хорошо, если бы это не повторилось.» (11). |
Описание смыслового содержания факторов, используемых при оценке ответов (детский вариант)
OD | ED | NP | |
Е | Е’. -«А что
я буду есть?» (1); -«Если бы у меня был братишка, он бы починил» (3); -«А она мне так нравиться» (5); -«Мне тоже надо с кем-то играть» (6). |
Е. -«Я сплю,
а ты не спишь, да?» (10); -«Я с тобой не дружу» (8); -«А вы выгнали из подъезда мою собаку» (7); E. -«Нет, не много ошибок» (4); -«Я тоже умею играть» (6); -«Нет, я не обрывала твои цветы» (7). |
е. -«Вы должны
отдать мне мяч» (16); -«Ребята, куда вы! Спасите меня!»(13); -«Тогда попроси кого-нибудь другого» (3). |
I | I’. -«Мне очень
приятно спать» (10); -«Это я сам в руки попался. Я и хотел чтобы ты меня поймал» (13); -«Нет, мне не больно. Я просто съехал с перил» (15); -«Зато теперь он стал вкуснее» (23). |
I. -«Бери, я
больше без разрешения не буду брать»
(2); -«Простите, что помешал вам играть» (6); -«Я поступила плохо» (9); I. - «Я не хотела ее разбивать» (9); -«Я хотела посмотреть, а она упала» (9) |
i. -«Тогда я
отнесу ее в мастерскую» (3); -«Я сама куплю эту куклу» (5); -«Я тебе свою подарю» (9); -«Я в следующий раз этого не сделаю» (10). |
М | М’. -«Ну и что.
Ну и качайся» (21); -«Я и сам к тебе не приду» (18); -«Все равно там будет неинтересно» (18); -«Уже ночь. Я и так уже должна спать» (10). |
М. -«Ну, если
нет денег, можешь не покупать» (5); -«Я и правда маленький» (6); -«Ну ладно, ты выиграл» (8). |
m. -«Посплю,
а потом пойду гулять» (10); -«Я сам пойду посплю» (11); -«Она сейчас высохнет. Высушится» (19); -«Когда ты уйдешь, я тоже покачаюсь» (21). |
Так, ответ испытуемого в ситуации №14 «Подождем еще минут пять», по направлению реакции является импунитивным (m), а по типу реакции - «с фиксацией на удовлетворение потребности» (NP).
Сочетанию тех или иных двух вариантов присваивается собственное буквенное значение.
Появление дополнительных вариантов подсчета Е и I обусловлено разделением ситуации теста на два типа. В ситуациях «препятствия» реакция субъекта обычно направлена на фрустрирующую личность, а в ситуациях «обвинения» она чаще является выражением протеста, отстаивания своей невиновности, отвержения обвинения или упрека, короче - настойчивого самооправдания.
Проиллюстрируем все эти обозначения на примере ситуации №1. В этой ситуации персонаж слева (шофер) произносит: «Мне очень жаль, что мы забрызгали Ваш костюм, хотя очень старались объехать лужу».
Возможные варианты
ответов на эти слова с оценкой
их с помощью вышеописанных
Так как ответы бывают нередко в форме двух фраз или предложений, каждое из которых может, иметь несколько отличную функцию, то в случае необходимости их можно обозначить двумя соответствующими символами. Например, если испытуемый говорит: «Сожалею, что явился причиной всего этого беспокойства, но буду рад исправить положение», то это обозначение будет: Ii . В большинстве случаев для оценки ответа достаточно одного счетного фактора.