Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:57, курсовая работа
Цель исследования – изучение эмоций и личности
Задачи нашей работы:
1.Изучить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
2. Определить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
3. Описать эмоции и переживания личности
4. Дать характеристику уровней и видов эмоциональных переживаний
5. Дать описание эмоций и эмоциональных состояний
Введение 3
Глава 1. Эмоциональная сфера личности 5
1.1. Психологическая сущность эмоциональной сферы личности в работах психологов 5
1.2. Эмоции и переживания личности 8
1.3. Уровни и виды эмоциональных переживаний 11
1.4. Эмоции и эмоциональные состояния 16
Глава 2. Эмпирическое исследование 20
2.1. Объект, предмет, гипотеза и методы исследования 20
2.2. Результаты эмпирического исследования 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Приложения 27
Содержание
Эмоциональная основа, включающая в себя все виды эмоциональных проявлений, является важнейшей чертой межличностных общений. Исследователи Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев подчеркивали, что эмоциональные проявления сводятся к двум большим группам чувств – конъюнктивным (сближающим людей) и дезъюнктивным (разъединяющим людей) [4].
Следует отметить, что эмоции и чувства изучаются и на физиологическом уровне такими исследователями как П.В. Симонов, Д. Галин, Р. Орнштейн, В.Л. Деглин [16]. Вот как в своей информационной теории эмоций П.В. Симонов определяет эмоции: «Эмоция есть отражение мозгом человека или животного какой-либо актуальной потребности, ее качества, величины и возможности удовлетворения в данный момент, где вероятность удовлетворения основана на врожденном и ранее приобретенном опыте» [18].
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время вопрос об эмоциях и личности является в недостаточной степени изученным. Эмоции неотделимы от личности. Эмоциональная возбудимость, длительность и устойчивость возникающих переживаний, доминирование стенических или астенических эмоций, сила и глубина чувств, а также их содержание и предметная отнесенность - вот те параметры, по которым люди отличаются друг от друга в эмоциональном плане. Изучению динамики типичных эмоций, характерных для определенного типа личности , посвящена эта работа..
Важное значение в направлении эмоциональной сферы личности имеют А.А. Бодалева, Г.М. Андреевой, A.A. Леонтьева, Л.С. Выготского, К. Изарда, Ж. Пиаже и др.
Цель исследования – изучение эмоций и личности
Объект исследования – эмоции
Предмет исследования – эмоции в сфере личности.
Задачи нашей работы:
1.Изучить
психологическую сущность
2. Определить психологическую сущность эмоциональной сферы личности
3. Описать эмоции и переживания личности
4.
Дать характеристику уровней
и видов эмоциональных
5.
Дать описание эмоций и
6. Провести экспериментальное исследование эмоциональной сферы личности
Методологической основой исследования выступают ведущие принципы психологии - принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, концепция деятельностной природы общения.
В исследовании используется комплекс различных методов: теоретический анализ литературных источников, естественный и лабораторный эксперимент, тестовая диагностика, анкетирование.
Работа состоит из введения, заключения, двух глав, библиографии и приложений.
Интерес к психологической сущности эмоциональной сферы личности существовал издавна. Первоначально проблема развития эмоциональной сферы личности освещал еще Платон [16]. Он делал это в соответствии с делением души на три части:
Нужно
отметить, что Платон напрямую связывал
эмоциональную сферу с
Затем в своем трактате «О душе» Аристотель, рассматривая вопрос о функциях эмоций, указывал на то, что одним из источников сильных эмоций может быть, к примеру, исследование теоретической истины. Аристотель считал, что, в частности, чувство удивления является побудителем познания. Чувство же познания он предлагал понимать как переход от познания простых вещей к более сложными. При этом он отмечал, что эмоция возникает вследствие развития самого познания [16].
К подобному понимаю близко толкование Р.Декарта [16]. Исследователь развивает мысль о том, что познание начинается с удивления, причем познание человека человеком также относится к удивлению.
Демокрит уделял достаточно большое внимание вопросу о роли чувств в регуляции деятельности человека[16].
Научное исследование эмоций одним из первых провел Чарльз Дарвин [16]. Исследователь соотнес эмоции, а также связанные с ними выразительные движения человека, с соответствующими аффектами и инстинктивными реакциями, наблюдаемыми в животном мире. Затем Дарвин осветил их практическую роль в процессе адаптации.
Несколько позднее была
Что касается отечественной психологии, то здесь длительное время эмоциональные процессы человека исследовались менее интенсивно, чем процессы познавательные.
Л.С. Выготский, в частности, писал, что «у людей эмоция изолируется от царства инстинктов и переносится в совершенно новую сферу психического»[6].
Это положение является важным, так как оно предполагает, что эмоции развиваются и функционируют специфическим образом благодаря условиям в структуре различной деятельности человека. Выготский в своих работах развивает диалектико-материалистический подход к психологическому исследованию эмоций и чувств и одним из основных вопросов психологии выделяет «вопрос о связи между интеллектом и аффектом». Л.С. Выготский видел один из основных пороков традиционной психологии в отрыве интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны [6].
Вслед за Выгодским еще более остро проблему «интеллекта и аффекта» ставит в своих работах С.Л. Рубинштейна. Он развивает идею о единстве когнитивных и эмоциональных процессов. Исследователь считает подлинной конкретной единицей психического целостный акт отражения объекта субъектом. Подобное отражение весьма сложно, оно включает в себя единство двух противоположных компонентов - знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего[20]. Реализуя эту идею, Рубинштейн приходит к выводу о том, что : «сама эмоция -это единство эмоционального и интеллектуального»[20].
В
данном случае речь идет о том, что
без участия эмоционально-
Исследователь А.Н. Леонтьев говорит о том, что «функция эмоций состоит в наведении субъекта на их действительный источник, в том, что эмоции сигнализируют о личностном смысле бытия, событий, разыгрывающихся в его жизни» [14]. Автор рассматривает вопрос об эмоциях и чувствах в системе деятельности: «Эмоции, не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом»ее движения»[14].
Кроме того, исследователь высказывается и о функции эмоций: «Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации, отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексах этих отношений, а о непосредственно чувственном их отражении, о переживании» [14]. Он говорит о том, что в аспекте возникновения эмоций важно, что «эмоции релевантны деятельности, а не являются реализующими ее действиями или операциями» [14].
Исследователь подчеркивает, что даже когда мотивы не осознаваемы, они тем не менее находят свое отражение в особой форме, а именно, в форме эмоциональной окраски действий.
Проблема эмоций и интеллектуальных чувств в отечественной психологии была исследована П.М.Якобсон (1969). К интеллектуальным он относил чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности в правильности выбора. Исследователь говорил о том, что познавательная деятельность порождает своеобразный эмоциональный отклик [21].
Ученый
Ф.В. Бассин отмечал неудовлетворительное
состояние психологической
Работы исследователя В.К. Вилюнаса специально направлены на психологический анализ эмоциональных явлений. Автор на основе теоретического анализа приходит к следующему выводу: «эмоции являются теми психологическими образованиями, которые «окрашивают» в образе отражаемое содержание как бы добавляясь к нему, выражают значимость этого содержания для субъекта (функция оценки) и побуждают его к соответствующей деятельности (функция побуждения)» [5]. Он говорит о том, что эмоции структурно и функционально вливаются в центральное образование психики, т.е. в образ среды, который становится неотъемлемым компонентом ориентировочных процессов.
В.К. Вилюнасом разработал функциональную классификацию эмоций, он выделяет два основных вида эмоций: ведущие и производные. При этом «ведущие эмоции открывают субъекту смысл тех предметов, которые являются предметами потребности» [5]. Производные же эмоции открывают субъекту смысл тех предметов, которые обладают лишь актуальной, условной, жизненной значимостью, опосредованной их объективным отношением к предмету ведущей эмоции. Кроме того, ведущие эмоции непосредственно связываются с мотивами деятельности.
Таким образом, можно сказать, что проблема эмоциональной сферы рассматривалась исследователями по-разному в различные годы.
Эмоции,
чувства человека представляют собой
более или менее сложные
Эмоции,
в отличие от восприятий, всегда
дающих образ, отображающий определенный
предмет или явление
Нужно
отметить, что состояние индивида,
которое может получить эмоциональное
выражение, как правило, обусловлено
его взаимоотношениями с
В соответствии с этим, тогда, когда индивид играет пассивную, страдательную по преимуществу роль, его эмоции выражают состояние. То есть, его эмоции выражают его отношение к окружающему, так как его роль в этих взаимоотношениях является более активной и сама эмоция при этом выражает его активную направленность.
Эмоция, выражая отношение человека к окружающему, делает это достаточно специфическим образом; при этом нужно помнить, что не всякое отношение к окружающему в обязательном порядке принимает форму эмоции. Какое-либо определенное отношение к окружающему также может быть выражено в абстрактных положениях мышления, в мировоззрении, в идеологии, в принципах и правилах поведения, которые человек теоретически принимает и которым он практически следует, эмоционально их не переживая. В эмоциях же отношение к окружающему, так же как и выражение состояния, дано в непосредственной форме переживания [7].
При этом степень сознательности эмоционального переживания может быть различной это зависит от того, в какой мере само отношение, которое в эмоции переживается, осознается. Часто бывает так, что истинная природа чувства не осознается, и связано с тем, что чтобы осознать чувство, его необходимо соотнести с определенным предметом или лицом, его вызывающим и на которое оно направлено.