Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа
В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии – ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.
Дальнейшее исследование проводится уже на этой, отобранной группе испытуемых. Учеников рассаживают в классе так, чтобы за одной партой сидел один ученик. Им предлагаются задания по разным дисциплинам (математика, русский язык, окружающий мир) и два уровня сложности решения: низкий и высокий, из которых они должны выбрать один. После проведения исследования экспериментатор приступает к обработке данных.
Обработка и интерпретация данных
Первоначально экспериментатор проводит тестирование, выявляя уровень самооценки младших школьников и уровень их учебной мотивации. Первичные данные методик исследователь заносит в Таблицу 1.
Тестирование проводится
на учащихся 3 классов средней
Далее были отобраны испытуемые с необходимыми для исследования сочетаниями уровня учебной мотивации и самооценки учеников и данные были приведены в Таблице 2.
Таблицы первичных данных
Таблица 1
ФИО ученика |
Уровень учебной мотивации |
Самооценка |
«…» |
«…» |
«…» |
Высокий уровень учебной мотивации |
Низкий уровень учебной | |
Высокий показатель самооценки |
||
Низкий показатель самооценки |
В результате сбора первичных данных мы получаем следующие сочетания уровня учебной мотивации и самооценки в личности младшего школьника: низкая самооценка и высокий уровень учебной мотивации, низкая самооценка и низкий уровень учебной мотивации, высокая самооценка и высокий уровень учебной мотивации высокая самооценка и низкий уровень учебной мотивации.
После этого, экспериментатор приступает
непосредственно к исследованию, направленному
на проверку гипотез. Экспериментатором
проверяются статистические гипотезы
при помощи критерия Фишера.
1. Проверим 1 частную гипотезу.
Н1: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.
Н0: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации не выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.
Таблица 3
Таблица сопряжённости для критерия j* при проверке гипотезы №1
Ученики |
Есть эффект |
Нет эффекта |
Сумма | |||
Трудное учебное задание |
% |
Лёгкое учебное задание |
% | |||
Учащиеся с высоким уровнем
мотивации и высокой |
||||||
Учащиеся с высоким уровнем учебной мотивации и низкой самооценкой |
||||||
Сумма в 5 |
100 |
100 |
Осуществим подсчет j*эмп по формуле:
j*эмп = (j1 - j2) * √ n1*n2 /( n1+n2 ), где
j1 – угол, соответствующий большей процентной доле;
j2 – угол, соответствующий меньшей процентной доле;
n1 - объем 1 выборки;
n2 - объем 2 выборки.
Если j*эмп ≥ 1,64 то гипотеза Н1 принимается на 5%-ном уровне значимости.
Если j*эмп ≥ 2,31 то гипотеза Н1 принимается на 1%-ном уровне значимости.
2. Проверим гипотезу 3
Н1: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.
Н0: Учащиеся с высокой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации не выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации.
Таблица сопряжённости для критерия j* при проверке гипотезы №3.
Ученики |
Есть эффект |
Нет эффекта |
Сумма | |||
Трудное учебное задание |
% |
Лёгкое учебное задание |
% | |||
Учащиеся с высокой |
||||||
Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем учебной мотивации |
||||||
Сумма в % |
100 |
100 |
Далее следуют расчеты по формуле 1.
3. Проверим гипотезу 4
Н1: Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.
Н0: Учащиеся с высокой самооценкой и низким уровнем мотивации выберут более трудное учебное задание, чем учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации.
Таблица сопряжённости для критерия j* при проверке гипотезы №4.
Ученики |
Есть эффект |
Нет эффекта |
Сумма | |||
Трудное учебное задание |
% |
Лёгкое учебное задание |
% | |||
Учащиеся с высокой |
||||||
Учащиеся с низкой самооценкой и высоким уровнем учебной мотивации |
||||||
Сумма в % |
100 |
100 |
Далее расчеты по формуле 1.
Гипотезы 2, 5 и 6 в проверке не нуждаются, так как не принадлежат принципу фальсифицируемости.
Сформируем таблицу обобщённых данных
Таблица 6
Выбор трудности учебного задания |
Высокая самооценка |
Низкая самооценка | ||
Высокий уровень учебной мотивации |
Низкий уровень учебной |
Высокий уровень учебной мотивации |
Низкий уровень учебной | |
Трудное задание |
||||
Лёгкое задание |
Задание 4. Составить словарь терминов по экспериментальной психологии:
Научное исследование - процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.
Прикладное исследование.
Методологические принципы – принципы, на основе которых строится любое психологическое исследование.
Методология - (от греч. methodos - путь исследования, logos - наука) - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология - учение о научном методе вообще и о методах отдельных наук. Это культура научного исследования.
Метод - это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С. Л. Рубинштейн). (от греч. methodos -- путь исследования или познания) - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения; это и есть пути познания, посредством которых познается предмет любой науки.
Методика - (method) — совокупность конкретных операций, процедур проведения эксперимента. Одним из условий достижения внутренней валидностиявляется точность (precision) соблюдения. Пря проведении лабораторных экспериментов особо обсуждается вопрос о соответствии компонентов М. теоретическим понятиям, привлекаемым для определения независимой переменной (например, может ли резкий звук зуммера расцениваться как «наказание» и т.п.) (см. Операциональная валидность). М. подробно излагается в соответствующем разделе экспериментального отчета.
Научная проблема - теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.
Цель исследований - это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования.
Задачи исследования - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования. Как правило, различают три группы задач, которые связаны с:
1) выявлением сущностных признаков и критериев изучаемого явления или процесса;
2) обоснованием способов решения проблемы;
3) формулированием ведущих условий обеспечения эффективного решения проблемы.
Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования - это то, что находится в рамках, в границах объекта это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Гипотеза - конкретизация некоторой догадки, или идеи, с целью ее проверки в эксперименте. Гипотеза включает в себя: независимую переменную, зависимую переменную, отношение между ними и уровни дополнительных переменных. Т. о., гипотеза — это предположение об отношении между независимой и зависимой переменными при определенном уровне дополнительной переменной. В той мере, в какой это отношение не будет зависеть от побочных и дополнительных переменных, гипотеза может становиться все более обобщенной;
Выборка - (sample) —испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для
участия в эксперименте. Выборку разделяют
на экспериментальную и контрольную группы.
Эксперименты с привлечением В. являются,
как правило, межгрупповыми„ но в принципе
могут проводиться и по индивидуальным
схемам. Основное качество выборки, необходимое
для полноценного эксперимента, — ее репрезентативность,
которая определяет внешнюю валидность эксперимента
и, достигается адекватными методами отбора испытуемых.
Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.). Точность предустановленных рамок наблюдения зависит от состояния знаний в исследуемой области и поставленной задачи. На результатах наблюдения существенно сказывается уровень опыта и квалификации наблюдателя. В психологической интерпретации поведения людей прошлый опыт наблюдателя не ограничивается его научными представлениями, но включает и его привычные стереотипы суждений, эмоциональные отношения, ценностные ориентации и т. д. Несмотря на все предосторожности, наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью; оно может создавать установку, благоприятную для фиксации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий наблюдателя. Отказ от преждевременных обобщений и выводов, многократность наблюдения, контроль с помощью других методов исследования позволяют обеспечить объективность наблюдения.