Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:34, контрольная работа
Ку́рт Цадек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
1. Теория «поля» Курта Левина 3
2. Особенности экспериментальной психологии Вильгельма Вундта 12
Список литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное
“Кубанский
государственный университет”
Кафедра психологии личности и общей психологии
Факультет
управления и психологии
Контрольная работа
По предмету История психологии-1
на
тему: “Теория «поля»
Курта Левина. Особенности
экспериментальной
психологии Вильгельма
Вундта”
Выполнил: студент факультета управления
и психологии специальности
(сокращенные сроки обучения на базе ВПО),
ЗФО курс 2
Проверил: преподаватель,
Краснодар, 2010
Оглавление
1. Теория «поля» Курта Левина 3
2. Особенности экспериментальной психологии Вильгельма Вундта 12
Список литературы
1.
Теория «поля»
Курта Левина
Ку́рт Цадек Леви́н (нем. Kurt Zadek Lewin; 9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий, а затем американский психолог, чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию и многие другие школы и направления. Многие вопросы, которыми он занимался, стали основополагающими для психологов — уровень притязаний, групповая динамика, социальная перцепция, игровые ситуации, стремление к успеху и избегание неудач, теория поля, временная перспектива.
Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "теория психологического поля". Он говорил: "Теория поля едва ли может быть названа теорией в обычном смысле. Скорее это набор принципов, подход, метод и целый способ мышления, который относится к связи событий и ситуаций, в которых эти события происходят". Идея "поля" порождена идеей электрического или магнитного поля, которая, в свою очередь, изначально являлась метафорой. То, что происходит с чем-либо, помещенным в это силовое поле - это функция всех свойств поля, взятых как интерактивное динамическое целое. Поле как целое также изменяется в результате включения в него чего-то нового. [5]
Теория поля К. Левина объясняла человеческое поведение, исходя не только из когнитивных структур, но и мотивации человека.
Основные положения «теории поля»:
1)
Движущей силой человеческого
поведения являются
а) истинные – потребность к труду, самоутверждению и т.п.;
б) квазипотребности – возникают у человека в данный момент, в данной ситуации.
Квазипотребность - термин, выведенный Левином для обозначения потребностей, отличных от биологических.
2)
Удовлетворение потребности
Замещения бывают следующих типов:
а)
эквивалентные замещения –
б) замещения «часть вместо целого» – выполнение деятельности идет в направлении первоначальной цели, но останавливается;
в) нереальные символические решения – человек при помощи воображения совершает идентичное требуемому действие с достижением цели.
К.
Левин различал внутреннюю и внешнюю
цель деятельности. При этом эффективность
замещения связана с
3) Понятие психологического поля.
Для К. Левина поле – это структура, в которой совершается и факторами которого детерминируется поведение. Вокруг нас существует мир предметов, которые обладают определенной валентностью. Поэтому нужно говорить не отдельно о субъекте и психологическом окружении, а о включающем и то и другое жизненном пространстве индивида, в котором реализация возможностей человека определяется как поведение. Факторами, включенными в жизненное пространство, являются все физические и социальные факторы по мере их воздействия на человека. Их позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район этого поля, негативная валентность – в противоположную от него сторону.
К.
Левин различает волевое
4) Понятие цели.
Цель образуется у человека на основе выбора заданий в некотором наличном предметном поле. Это поле представлено набором задач различной трудности, которые предъявляются испытуемому извне. Тенденция к решению задач выступает в качестве средств при достижении внутренних целей субъекта, связанных с его достаточно высокими притязаниями в отношении результатов деятельности. За выбором заданий стоит особый процесс – образование цели. В качестве механизма целеобразования рассматривается процесс анализа и оценки заданий по параметрам валентности и вероятности успеха. Основная проблема ситуации целеобразования состоит в существовании несоответствия между тенденцией ставить все более высокие цели и желанием избегать неудач. [2]
Основные принципы теории поля:
1. Применение конструктивного, или генетического, метода вместо классификационного. "Сущность конструктивного метода состоит в представлении индивидуального случая с помощью небольшого количества конструктивных элементов. Такими элементами могут стать психологическая позиция, психологические силы и подобные понятия". Этот принцип противопоставляется такому подходу, при котором игнорируются индивидуальные особенности и используются общие законы и закономерности.
2. Анализ психологического поля с позиции целостности в противовес тому сложившемуся в психологии подходу, согласно которому изучаются отдельные элементы ситуации. "Вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом. А уже после такого "анализа в первом приближении" различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу".
3. Изучение ситуации не с физической, а с психологической точки зрения, т.е. с точки зрения того, как она представлена субъекту. Этот подход используется в противовес идее бихевиоризма объяснять психические явления в "объективных физических" терминах. Левин утверждает, что одной из задач психологии является задача "найти адекватные научные понятия, благодаря которым стало бы возможно такое представление сочетаний психологических факторов, чтобы из них можно было бы вывести поведение данного индивида".
4. Исследование поведения с точки зрения актуально складывающихся обстоятельств и условий, в настоящем, в ситуации "здесь и сейчас". Это положение противопоставляется точке зрения З. Фрейда, согласно которой адекватный анализ трудностей человека должен строиться при учете его прошлого опыта, либо используется как контрпозиция идее А. Адлера и гуманистических психологов (Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу) об исследовании личности с точки зрения того, что она ожидает от будущего.
5. Изучение поведения с динамической точки зрения, т.е. с точки зрения сил и напряжения психологического поля.
6. Математическое представление психологических ситуаций (топологии и векторного анализа) для изложения результатов в строго логической последовательности. Теорию поля можно разделить на две части - структурную, или топологическую, и динамическую, или векторную. [4]
Парлетт Малькольм. приводит свое видение принципов теории "поля" Левина:
1. Принцип организации. Понимание исходит из взгляда на всю ситуацию, тотальность сосуществования фактов. Левин пишет: "Возникнет ли определенный тип поведения или нет, зависит не от наличия или отсутствия одного факта или множества фактов, рассматриваемых в отдельности, но лишь в констелляции (структуре и силах) особого поля как целого. "Значение" единичного факта зависит от его положения в поле". Характеристики объектов определяются, скорее, общей организацией всецелого значения и смысла, "расставляющего акценты" на тех или иных конкретных особенностях.
2. Принцип единовременности. Этот принцип указывает на факт того, что существует группа факторов в настоящем поле, которые определяют и "объясняют" поведение в настоящий момент. Нет какой-то особенной специфической связи с событием прошлого, которое во многих других системах расценивается как предопределяющее события настоящего.
3. Принцип сингулярности. Каждая ситуация и каждое поле "человек-ситуация" являются уникальными. И пусть некоторые психологи пытаются отыскать нечто "общее", подвести уникальный опыт под некие генерализованные законы, наш непосредственный личный опыт свидетельствует об ином. Обстоятельства никогда не бывают одинаковыми для всех, и у каждого человека неизбежно возникает своя перспектива и точка зрения, даже если несколько человек оказались в одном и том же месте в одно время.
4. Принцип изменяющегося процесса. Этот принцип относится к полю, подверженному постоянным изменениям: "нельзя в одну и ту же реку войти дважды". В то время как принцип сингулярности акцентировал потребность в уникальном отношении к уникальному событию, принцип изменяющегося процесса постулирует, что опыт скорее временен, чем постоянен. Ничто не является зафиксированным или абсолютно статичным.
5.
Принцип возможной значимости. Этот
принцип утверждает, что ни одна часть
целого поля не может быть исключена заранее
как внутренне незначимая, сколь обычной,
мирской, вездесущей, несущественной она
ни казалась бы. Все в поле является частью
общей организации и потенциально значимо.
[1]
Структурная часть теории поля
Человек - замкнутая система, обладающая двумя свойствами - отделенностью от остального мира границей и включенностью в большее пространство. Он не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Психологическая среда и человек объединяются общим понятием - жизненное пространство, которое рассматривается как психическая реальность, т.е. как тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение человека. Граница между жизненным пространством и внешним миром проницаема. Объекты, события, идеи, которые в данный момент являются элементами жизненного пространства, могут в следующий момент стать элементами непсихологической среды (физической, социальной и др.), если перестают иметь какое-либо значение для человека, стремящегося удовлетворить свои потребности, снять напряжение.
Человек отделен от психологической среды границей, и сам обладает определенной структурой. В структуре личности выделяется внутренний регион и перцептуально-моторный слой. Внутренний регион поделен на определенные ячейки, которые ассоциируются с потребностями человека. Перцептуально-моторный слой не дифференцирован и обеспечивает взаимодействие между внутриличностным регионом и средой.