Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа

Описание работы

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии – ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.

Работа содержит 1 файл

Экспериментальная психология..doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Выписать подходы к классификации методов  исследования Б.Г. Ананьева, Г.Д. Пирьова, М.С. Роговина и Г.В. Залевских, В.Н. Дружинина, В.И. Загвязинского.

 

В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают  часто с основными методологическими  принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии – ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.

В психологии особое место уделяется  классификации Г.Д. Пирьова, имеющей 6 видов методов, с выделением нескольких самостоятельных методов. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других:

1. Метод наблюдения.

1.1. Объективное наблюдение.

а) непосредственное наблюдение, где  речь идет об индивидуальном наблюдении за испытуемым в процессе его жизненной активности или за группой людей. В качестве особой формы объективного наблюдения Пирьов выделил объективно-клиническое наблюдение (применяемое в основном в психиатрии);

б) опосредованное наблюдение включает различные анкетные методики, наиболее признанная методика – анализ продуктов деятельности человека.

1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение).

а) непосредственное – словесный  отчет человека;

б) опосредованное – изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний.

2. Метод эксперимента. Г.Д. Пирьов  выделил три вида психологического  эксперимента.

2.1. Лабораторный эксперимент.

а) классический – метод регистрации  реакций (произвольных и непроизвольных, простых и реакций выбора);

б) психометрия:

метод тестов – индивидуальные и стандартизированные общей  и специальной одаренности, аналитичности, синтетичности и других личностных особенностей;

психологическое шкалирование – нестандартизированные измерения  отдельных психических процессов.

2.2. Естественный эксперимент. Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, жизни.

2.3. Психолого-педагогический  эксперимент. Появился на базе  разработанного А.Ф. Лазурским  метода естественного эксперимента. Этот метод призван улучшить  обучение школьников, и делится на констатирующий и формирующий.

Констатирующий эксперимент  в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности  и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент  предполагает целенаправленное воздействие  на ученика в целях формирования у него определенных качеств. Формирующий  эксперимент может применяться как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности.

3. Метод моделирования.  Данный метод может включать  физическое, математическое, имитационное  и другие виды моделирования. Популярным у психологов считается кибернетическое моделирование.

4. Метод психологической  характеристики. Это синтетический  метод исследования, который опирается  на результаты исследования и  эксперимента (особенности мышления, памяти, оценки, самооценки объективной реальности и себя, речи, эмоциональный статус).

5. Вспомогательные методы (неспецифические для психологии):

а) физиологические, фармакологические, биохимические и другие методы;

б) математические;

в) графические.

6. Специфические методы (специфические для психологии):

а) генетический метод  позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках  развития, выделяя фазы, стадии, критические  моменты становления психических  новообразований (онтологические и  филогенетические аспекты);

б) метод сравнительного исследования. Этот метод представляет собой сопоставление отдельных  особенностей с целью выявления  динамики изучаемого психического процесса;

в) патопсихологический  метод (исследования патологических отклонений психики от принятых норм).

Классификация Г.Д. Пирьова  является образцом классической классификации, в которой критерий произвольно  выбирается автором, но при всей кажущейся  произвольности достаточно строго следует  сложившимся традициям.

Г.Д. Пирьов традиционно подразделяет методы на группы: эмпирических методов, которые делятся на два отдельных класса – наблюдение и эксперимент; теоретических методов, состоящих из двух классов – моделирования и метод психологической характеристики, который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Г.Д. Пирьов объединил два класса специфических методов, специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей исследования.

В своей классификации  Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии взаимосвязано с этапами научного исследования, поэтому их он рассматривает  как классификацию этих этапов. По Б.Г. Ананьеву психолог на различных  этапах исследования пользуется различными группами методов.

Автор данной классификации  подверг критике классификацию  Г.Д. Пирьова, предложив другую. Все  методы он разделил на:

1. Организационная группа, которая включает сравнительный,  лонгитюдный и комплексный методы.

Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.

Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.

2. Эмпирический способ  добывания данных:

2.1. Наблюдение и самонаблюдение.

2.2. Экспериментальные  методы:

а) полевой эксперимент  – это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;

б) лабораторный эксперимент  – применятся, когда исследование психических процессов происходит в искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов;

в) неестественный эксперимент  – эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;

г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в  заранее подготовленные, но привычные для него условия;

д) формирующий или  психолого-педагогический эксперимент.

2.3. Психодиагностические  методы:

а) стандартизированные  и проективные (формализованные  личностные тесты) тестовые методики;

б) анкеты – эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы;

в) вопросники;

г) социометрия – метод, использующийся для определения  связей и отношений между людьми в группе или коллективе;

д) интервью как специфическая  форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который  знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;

е) беседа – широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.

2.4. Приемы анализа  процессов и продуктов деятельности. Этот метод включает праксиометрические  методы (циклография, профессиография, оценка изделий и выполненных работ).

2.5. Метод моделирования.

2.6. Биографический метод.  Выбор конкретного эмпирического  метода зависит от того, какой  организационный метод выбран  исследователем.

3. Методы и приемы  обработки эмпирических данных:

а) методы математической статистики;

б) качественная характеристика количественного материала.

4. Интерпретационные  методы, объясняющие результаты, полученные  в данном случае с точки  зрения исходных гипотез и  посылок, которые служили основой  для проведения исследования. Этот метод представляет различные варианты генетического и структурного методов.

а) генетический метод  – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках  развития, выделяя фазы, стадии, критические  моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;

б) структурный метод  – интерпретирует материал в характеристиках  типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.

Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования – от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу. Классификация методов на каждом этапе отвечает традиционным критериям классификации, подобных критерию, выбранному Г.Д. Пирьовым.

В работах М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются  вышеприведенные классификации, и  предлагается своя. Согласно точке  зрения этих авторов, метод – это  выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они выделяют шесть основных методов исследования:

1. Герменевтический –  нерасчлененное состояние науки,  субъект и объект непротивопоставленны, мысленная операция и метод  науки тождественны.

2. Биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике.

3. Наблюдение – дифференциация  объекта и субъекта познания.

4. Самонаблюдение –  превращение субъекта в объект  на основе предшествующей дифференциации.

5. Клинический – задача  переходит от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам.

6. Эксперимент как  активное противостояние субъекта  познания объекта, при котором  учитывается роль субъекта в  процессе познания.

Основным критерием  данной классификации является взаимоотношение  субъекта и объекта исследования. Из этой закономерности выпадает клинический метод, который по взаимоотношению субъекта и объекта исследования (дифференциации субъекта и объекта) относится к наблюдению.

Кроме приведенных выше классификаций существуют так же и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. При этом чаще всего исследователи отождествляют между собой эмпирические методы психологического исследования и психологические методы в целом, а это в свою очередь затрудняет определение специфики тех и других.

Если опираться на другие науки в психологии, возможно, выделить три основные группы методов, которые предлагает В.Н. Дружинин.

1. Эмпирические методы, с помощью которых осуществляется  внешнее реальное взаимодействие  субъекта и объекта исследования. Результатом применения представленной группы методов будут являться данные, которые фиксируют состояния объекта с помощью показаний приборов, состояний субъекта, памятью компьютеров и продуктами деятельности.

2. Теоретические методы – методы, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта исследования. Результатами применения этой группы методов представлены знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.

3. Интерпретационные и описательные методы – субъект внешне взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта, а именно графиками, таблицами и схемами. Этот метод является результатом применения теоретических и экспериментальных методов и областью их взаимодействия. Данные эмпирические исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.

Критерием данной классификации является выбор объекта исследования – реальный объект исследования в первой группе методов; мысленная модель во второй, и знаково-символическая в третьей (промежуточное состояние объекта между реальным его существованием и его представлением в виде мысленной модели).

В.Н. Дружинин предлагает классификацию методов эмпирической группы. Критерием, которой является сочетание активности или пассивности  воздействия на объект и непосредственности (опосредованности) этого воздействия. Любые воздействия на объект исследуются во взаимодействие субъекта и объекта исследования. Психологический эксперимент с этой точки зрения является методом, в котором взаимодействие с испытуемым сочетается с объективной регистрацией его поведения (см. рис.).

Основные психологические  эмпирические методы.

 

активный

пассивный

опосредованный

эксперимент

измерение

непосредственный

беседа

наблюдение

Информация о работе Экспериментальная психология