Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:28, контрольная работа
В науке существуют всеобщие методы исследования, которые совпадают часто с основными методологическими принципами. Существуют общие методы исследования. Они используются во многих науках, это такие методы как наблюдение, методы анализа и синтеза, дифференциации и обобщения, индукции и дедукции. Вдобавок к ним существуют группы специфичных методов для данной науки. Одна из основных задач экспериментальной психологии – ознакомление с основными специфическими методами исследования в психологии, обращение внимания на специфичность использования в психологических исследованиях общих и всеобщих методов.
Содержание
В науке существуют всеобщие
методы исследования, которые совпадают
часто с основными
В психологии особое место уделяется классификации Г.Д. Пирьова, имеющей 6 видов методов, с выделением нескольких самостоятельных методов. Каждый из этих методов подразделяется на ряд других:
1. Метод наблюдения.
1.1. Объективное наблюдение.
а) непосредственное наблюдение, где речь идет об индивидуальном наблюдении за испытуемым в процессе его жизненной активности или за группой людей. В качестве особой формы объективного наблюдения Пирьов выделил объективно-клиническое наблюдение (применяемое в основном в психиатрии);
б) опосредованное наблюдение включает различные анкетные методики, наиболее признанная методика – анализ продуктов деятельности человека.
1.2. Субъективное наблюдение (самонаблюдение).
а) непосредственное – словесный отчет человека;
б) опосредованное – изучение дневников, писем, фотографий данного человека, его воспоминаний.
2. Метод эксперимента. Г.Д. Пирьов
выделил три вида
2.1. Лабораторный эксперимент.
а) классический – метод регистрации реакций (произвольных и непроизвольных, простых и реакций выбора);
б) психометрия:
метод тестов – индивидуальные и стандартизированные общей и специальной одаренности, аналитичности, синтетичности и других личностных особенностей;
психологическое шкалирование
– нестандартизированные
2.2. Естественный эксперимент. Проводится в условиях трудовой деятельности, учения, жизни.
2.3. Психолого-педагогический
эксперимент. Появился на базе
разработанного А.Ф. Лазурским
метода естественного
Констатирующий эксперимент в процессе естественной, но специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Эта констатация определенных особенностей дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на ученика в целях формирования у него определенных качеств. Формирующий эксперимент может применяться как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, когда исследователь формирует те или иные качества личности.
3. Метод моделирования. Данный метод может включать физическое, математическое, имитационное и другие виды моделирования. Популярным у психологов считается кибернетическое моделирование.
4. Метод психологической характеристики. Это синтетический метод исследования, который опирается на результаты исследования и эксперимента (особенности мышления, памяти, оценки, самооценки объективной реальности и себя, речи, эмоциональный статус).
5. Вспомогательные методы
(неспецифические для
а) физиологические, фармакологические, биохимические и другие методы;
б) математические;
в) графические.
6. Специфические методы (специфические для психологии):
а) генетический метод
позволяет интерпретировать весь обработанный
материал исследования в характеристиках
развития, выделяя фазы, стадии, критические
моменты становления
б) метод сравнительного исследования. Этот метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей с целью выявления динамики изучаемого психического процесса;
в) патопсихологический метод (исследования патологических отклонений психики от принятых норм).
Классификация Г.Д. Пирьова является образцом классической классификации, в которой критерий произвольно выбирается автором, но при всей кажущейся произвольности достаточно строго следует сложившимся традициям.
Г.Д. Пирьов традиционно подразделяет методы на группы: эмпирических методов, которые делятся на два отдельных класса – наблюдение и эксперимент; теоретических методов, состоящих из двух классов – моделирования и метод психологической характеристики, который можно назвать классом методов интерпретации результатов эмпирического исследования. В отдельную группу Г.Д. Пирьов объединил два класса специфических методов, специфических именно для психологии и неспецифических для психологии, заимствованных из других областей исследования.
В своей классификации
Б.Г. Ананьев рассматривал методы психологии
взаимосвязано с этапами
Автор данной классификации подверг критике классификацию Г.Д. Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на:
1. Организационная группа,
которая включает
Лонгитюдный метод предполагает многократное обследование одних и те же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени, измеряемого иногда десятками лет.
Комплексный метод включает в себя одновременно эти два метода.
2. Эмпирический способ добывания данных:
2.1. Наблюдение и самонаблюдение.
2.2. Экспериментальные методы:
а) полевой эксперимент – это специально организованный эксперимент, близкий к естественному;
б) лабораторный эксперимент
– применятся, когда исследование
психических процессов
в) неестественный эксперимент – эксперимент, в котором испытуемый не подозревает, что он в нем участвует;
г) естественный эксперимент, в котором испытуемый ставится в заранее подготовленные, но привычные для него условия;
д) формирующий или психолого-педагогический эксперимент.
2.3. Психодиагностические методы:
а) стандартизированные и проективные (формализованные личностные тесты) тестовые методики;
б) анкеты – эмпирический
социально-психологический мето
в) вопросники;
г) социометрия – метод, использующийся для определения связей и отношений между людьми в группе или коллективе;
д) интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д.;
е) беседа – широко распространенный в педагогической психологии и практике эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
2.4. Приемы анализа
процессов и продуктов
2.5. Метод моделирования.
2.6. Биографический метод.
Выбор конкретного
3. Методы и приемы обработки эмпирических данных:
а) методы математической статистики;
б) качественная характеристика количественного материала.
4. Интерпретационные
методы, объясняющие результаты, полученные
в данном случае с точки
зрения исходных гипотез и
посылок, которые служили
а) генетический метод – интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты, процессы становления психических функций, образований или свойств личности;
б) структурный метод – интерпретирует материал в характеристиках типов связей и систем, образующих личность, социальную группу.
Классификации Б.Г. Ананьева, прежде всего, рассматривает весь процесс организации и проведения психологического исследования – от постановки проблемы до ее решения. На каждом этапе этого процесса производится классификация методов, соответствующих этому этапу. Классификация методов на каждом этапе отвечает традиционным критериям классификации, подобных критерию, выбранному Г.Д. Пирьовым.
В работах М.С. Роговина и Г.В. Залевского рассматриваются вышеприведенные классификации, и предлагается своя. Согласно точке зрения этих авторов, метод – это выражение некоторых соотношений между объектом и субъектом в процессе познания. Они выделяют шесть основных методов исследования:
1. Герменевтический –
нерасчлененное состояние
2. Биографический – выделение целостного объекта познания в науке о психике.
3. Наблюдение – дифференциация объекта и субъекта познания.
4. Самонаблюдение –
превращение субъекта в объект
на основе предшествующей
5. Клинический – задача переходит от внешне наблюдаемого к внутренним механизмам.
6. Эксперимент как
активное противостояние
Основным критерием данной классификации является взаимоотношение субъекта и объекта исследования. Из этой закономерности выпадает клинический метод, который по взаимоотношению субъекта и объекта исследования (дифференциации субъекта и объекта) относится к наблюдению.
Кроме приведенных выше классификаций существуют так же и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования. При этом чаще всего исследователи отождествляют между собой эмпирические методы психологического исследования и психологические методы в целом, а это в свою очередь затрудняет определение специфики тех и других.
Если опираться на другие науки в психологии, возможно, выделить три основные группы методов, которые предлагает В.Н. Дружинин.
1. Эмпирические методы,
с помощью которых
2. Теоретические методы – методы, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта исследования. Результатами применения этой группы методов представлены знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической или пространственно-схематической.
3. Интерпретационные и описательные методы – субъект внешне взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта, а именно графиками, таблицами и схемами. Этот метод является результатом применения теоретических и экспериментальных методов и областью их взаимодействия. Данные эмпирические исследования, с одной стороны, подвергаются первичной обработке и представлению в соответствие с требованиями, предъявляемыми к результатам со стороны организующих исследование теории, модели, индуктивной гипотезы.
Критерием данной классификации является выбор объекта исследования – реальный объект исследования в первой группе методов; мысленная модель во второй, и знаково-символическая в третьей (промежуточное состояние объекта между реальным его существованием и его представлением в виде мысленной модели).
В.Н. Дружинин предлагает
классификацию методов
Основные психологические эмпирические методы.
активный |
пассивный | |
опосредованный |
эксперимент |
измерение |
непосредственный |
беседа |
наблюдение |