Основные проблемы экспериментальной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..с.3
1. Сущность экспериментальной психологии……………………………....с. 4
2. Критика экспериментальной психологии………………………………….с.8
Заключение……………………………………………………………………..с.11
Список литературы…………………………………………………………….с.12

Работа содержит 1 файл

«Экспериментальная психология».doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего государственного образования

Российский  государственный  социальный  университет

Филиал  в городе Пензе 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Экспериментальная психология»

На тему: Основные проблемы экспериментальной психологии. 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса группы П – 41

     Архипова Е. А.

                                                 Проверил: преподаватель Черняева В. В. 
 

Пенза 2011

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..с.3

1. Сущность  экспериментальной психологии……………………………....с. 4

2. Критика экспериментальной  психологии………………………………….с.8

Заключение……………………………………………………………………..с.11

Список литературы…………………………………………………………….с.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

   В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих «полномочий» другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках.  
 
 
 
 
 

1. Сущность экспериментальной  психологии

    Экспериментальная  психология - это область научного знания, раскрывающая теорию психологического эксперимента: его планирование, обработку результатов и их представление.

    Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.

    По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.

    Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?».

1) Под  экспериментальной психологией  (Вундт и Стивенсон) понимают  всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов, личностных свойств и поведения человека. Она противопоставляется философским вопросам и интроспекции (самонаблюдению).

2) Экспериментальная  психология – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Как правило, так трактуется экспериментальная психология в американской школе.

3) Европейская  школа под экспериментальной  психологией понимают только  теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом.

Общенаучные методологические принципы:

    Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления выступают следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы;

     Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие;

      Принцип фальсифицируемости. Предложенное К. Поп-пером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для психологии принципы

     Принцип единства  физиологического  и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений только к физиологическим процессам невозможно;

     Принцип единства  сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.

 Принцип  развития. Также известен как  принцип историзма и генетический  принцип. Согласно данному принципу, психика субъекта - результат продолжительного  развития в филогенезе и онтогенезе;

      Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

    Экспериментальная психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью, как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем (Л.Я. Дорфман, 2000):

1. Экспериментальная  психология не решает метафизические  проблемы как проблемы высокой,  избыточной степени абстракции, например, «Что первично, мозг или психика?» и т.п. В экспериментальной психологии уровень абстракции решаемых проблем ниже, исследовательские вопросы сформулированы конкретнее.

2. Экспериментальная  психология не решает проблемы  ценностного порядка - проблемы  «хорошо - плохо».

3. Экспериментальная  психология не решает проблемы  вне конкретной теории. Например, существует два вопроса: «Какова  структура личности?» и «Черты  личности

- экстраверсия-интроверсия  и нейротизм - взаимосвязаны между  собой?».      Экспериентальная психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно.

    Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на:

- активные;

- пассивные.

К активным методам относятся:

- лабораторный  эксперимент и его различные  модификации;

- квазиэксперимент.

    Применяя активные методы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект.

    К пассивным методам относятся:

- наблюдение;

- клинический  метод;

- метод  анализа продуктов деятельности;

- измерение  и корреляционные исследования;

- метод  сбора информации;

- «архивное  исследование» и т.д.

Используя пассивные методы, исследователь  лишь довольствуется регистрацией естественного процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Критика экспериментальной психологии

    С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:

А) в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;

Б) психология как наука без эксперимента несостоятельна.

    Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

- Предмет исследования в психологии слишком сложен.

- Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.

- В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.

- Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).

- Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

И др.

    Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

    Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

    Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации[1]. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом: 

 

    Задачи исследований в психологии: четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

    Описание поведения: выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Информация о работе Основные проблемы экспериментальной психологии