Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 13:00, курсовая работа
Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
Введение………………………………………………………………………..с.3
1. Сущность экспериментальной психологии……………………………....с. 4
2. Критика экспериментальной психологии………………………………….с.8
Заключение……………………………………………………………………..с.11
Список литературы…………………………………………………………….с.12
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего государственного образования
Российский государственный социальный университет
Филиал
в городе Пензе
Контрольная работа
по дисциплине «Экспериментальная психология»
На тему:
Основные проблемы экспериментальной
психологии.
Выполнила: студентка 4 курса группы П – 41
Архипова Е. А.
Пенза 2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Сущность
экспериментальной психологии……
2. Критика экспериментальной психологии………………………………….с.8
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
В.В. Никандров отмечает, что в настоящее
время сложилась весьма непростая ситуация
с определением границ экспериментальной
психологии и ее места в системе психологических
знаний. Ею утрачен статус самостоятельной
науки. На эту ситуацию обращал внимание
еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной
стороны, казалось бы, имеется фундаментальная
наука о методах психологического исследования,
достижениями которой могут пользоваться
все частные разделы психологии. Но, с
другой стороны, систематическое и неизбежное
делегирование своих «полномочий» другим
дисциплинам раздробило экспериментальную
психологию, и ее отдельные разделы начали
самостоятельную жизнь в частных психологических
науках.
1. Сущность экспериментальной психологии
Экспериментальная психология - это область научного знания, раскрывающая теорию психологического эксперимента: его планирование, обработку результатов и их представление.
Экспериментальная психология стала активно формироваться в XIX веке как следствие необходимости приведения психологии к удовлетворению основных требований, предъявляемых к науке. Считается, что любая наука должна обладать своим предметом исследования, своей методологией и своим тезаурусом. Изначальной задачей экспериментальной психологии было введение научного метода в психологию. Основателем экспериментальной психологии, человеком, превратившим доэкспериментальную психологию в экспериментальную, считается В. Вундт, немецкий психолог и физиолог, создавший первую в мире научную психологическую школу.
По мере развития экспериментальная психология расширяла область своих интересов: начав с разработки принципов психофизиологического эксперимента, из инструкции к корректной постановке психологического эксперимента она превратилась в научную дисциплину, которая стремится обобщить знания о методах исследования для всех направлений психологии (эксперимент при этом становится лишь одним из доступных методов). Разумеется, экспериментальная психология не занимается лишь классификацией исследовательских методов, она изучает их эффективность и развивает их.
Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальная психология отвечает на вопрос – «как сделать эксперимент в психологии научным?».
1) Под экспериментальной психологией (Вундт и Стивенсон) понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения психических процессов, личностных свойств и поведения человека. Она противопоставляется философским вопросам и интроспекции (самонаблюдению).
2) Экспериментальная психология – система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях. Как правило, так трактуется экспериментальная психология в американской школе.
3) Европейская школа под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента.
Таким образом, экспериментальная психология – это научная дисциплина, занимающаяся проблемой психологического исследования в целом.
Общенаучные методологические принципы:
Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления выступают следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы;
Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие;
Принцип фальсифицируемости. Предложенное К. Поп-пером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Специфичные для психологии принципы
Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений только к физиологическим процессам невозможно;
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.
Принцип
развития. Также известен как
принцип историзма и
Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
Экспериментальная психология, в отличие от других научных дисциплин, характеризуется такой фундаментальной особенностью, как признание за собой невозможности решения определенного круга проблем (Л.Я. Дорфман, 2000):
1. Экспериментальная
психология не решает
2. Экспериментальная психология не решает проблемы ценностного порядка - проблемы «хорошо - плохо».
3. Экспериментальная
психология не решает проблемы
вне конкретной теории. Например,
существует два вопроса: «
- экстраверсия-интроверсия и нейротизм - взаимосвязаны между собой?». Экспериентальная психология решает второй вопрос, поскольку черты личности можно наблюдать косвенно по поведенческим реакциям, а личность в целом наблюдать невозможно.
Все методы, применяемые для получения эмпирического материала, можно условно разделить на:
- активные;
- пассивные.
К активным методам относятся:
- лабораторный эксперимент и его различные модификации;
- квазиэксперимент.
Применяя активные методы, исследователь активно вызывает явление или процесс, воздействуя на объект.
К пассивным методам относятся:
- наблюдение;
- клинический метод;
- метод
анализа продуктов
- измерение и корреляционные исследования;
- метод сбора информации;
- «архивное исследование» и т.д.
Используя
пассивные методы, исследователь
лишь довольствуется регистрацией естественного
процесса.
2. Критика экспериментальной психологии
С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярных точки зрения:
А) в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
Б) психология как наука без эксперимента несостоятельна.
Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:
- Предмет исследования в психологии слишком сложен.
- Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
- В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
- Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
- Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
И др.
Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.
Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.
Существует также точка зрения, которую
можно воспринимать, как компромисс между
двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях
психической организации[1]. Согласно ей,
есть шесть уровней психической регуляции
(0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический
уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных
процессов, 3 — интегративный уровень
психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень
индивидуальности). Мощность естественно-научного
метода имеет самое высокое значение при
рассмотрении физиологических процессов
и постепенно падает, стремясь к нулю на
уровне индивидуальности. Соответственно,
мощность герменевтического метода повышается,
от нулевого значения на физиологическом
уровне, до своего максимального значения
на уровне индивидуальности. На диаграмме
это отображается следующим образом:
Задачи исследований в психологии: четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.
Описание поведения: выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.
Информация о работе Основные проблемы экспериментальной психологии