Курс лекций по "История экспериментальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 15:33, курс лекций

Описание работы

6.3. Последствия иррационального мышления.
1. Драматизирование, «катастрофизация» - «Не должно быть так плохо, как сейчас»; постоянное ощущение себя несчастным – «Я не могу терпеть это»;
2. Осуждение себя или других за то, что они не делают должного и жизни в целом за то, что она не дает желаемого.
3. Возникновение неадекватных эмоций, препятствующих конструктивному поведению, ведущему к изменению нежелаемой ситуации

Содержание

Тема 1. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда.
Тема 2. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга.
Тема 3. Социокультурная теория личности Карен Хорни.
Тема 4. Эго-теория Эрика Эриксона.
Тема 4. Гуманистическая теория личности Эриха Фромма.
Тема 5. Феноменологическая теория личности Карла Роджерса.
Тема 6. Когнитивно-бихевиоральная теория Альберта Эллиса.

Работа содержит 1 файл

История экспериментальной психологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Тема 1. Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда. 

Основные  понятия. 

«Топографическая  модель». Уровень сознания, предсознательного, бессознательного. Структурная модель. Ид, Эго, Супер-эго (эго-совесть, эго-идеал). Принцип удовольствия. Напряжение. Влечения. Инстинкты. Разрядка психической энергии. Механизмы разрядки возбуждения. Рефлекторные действия. Первичные процессы, первичные образы. Иррациональная форма мышления. Принцип реальности. Ограничения. Моральные запреты. Поощрительный и наказательный аспекты. Сновидения, фантазии, описки, очитки, оговорки, неправильные действия. Тревога (реальная, моральная, невротическая). Прототипические травматические ситуации («потеря объекта», «потеря любви объекта», «потеря себя», «потеря любви к себе»). Механизмы психологической защиты (сублимация, рационализация, проекция, замещение, реактивное образование, регрессия, отрицание). Высшие и низшие формы психологической защиты. 

1.1. «Топографическая модель» личности. 

Уровень сознания: ощущения и переживания, осознаваемые в данный момент. Сознание выполняет функцию чувствительного органа, который воспринимает психические качества и охватывает лишь небольшой процент информации, хранящейся в мозге. Сознание не имеет памяти и состояние сознательности обычно является преходящим, то есть материал осознается в течение короткого периода времени, а затем погружается на следующие уровни – предсознательного или бессознательного. 

Уровень предсознательного: еще называется «доступной памятью». По выражению Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического. В этой области находится все то, что легко может перемещаться в область сознательного. Это весь опыт, неосознаваемый в данный момент, но в результате минимального усилия способный вернуться в сознание.  

Уровень бессознательного - область, в которой психические процессы являются бессознательными по функционированию и могут быть осознаны только после преодоления сопротивления. Здесь находятся воспоминания, фантазии, желания, инстинктивные побуждения и эмоции, которые были подавлены или вытеснены в область бессознательного, потому что угрожали сознанию. Они полностью недоступны для осознания, а если начинают осознаваться, то происходит сильное внутреннее сопротивление этому процессу.  

1.2. Структурная модель личности. 

ИД. От латинского слова «оно». В Ид содержится все, что унаследовано и зафиксировано в конституции – это исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном. На протяжении жизни Ид имеет центральное значение для индивидуума и не изменяется. Ид тесно связано с биологическими побуждениями, наполняющими поведение энергией. Оно является посредником между соматическими и психическими процессами в организме.  Таким образом, Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной разрядки возбуждения.  

ЭГО. От латинского слова Я. Это часть Ид, которая прошла особый путь развития и модифицировалась под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром. Эго является представителем рассудка и здравого смысла, ответственным за принятие решений. Эго выражает и удовлетворяет желания Ид в соответствии с ограничениями, накладываемыми внешним миром.

СУПЕР-ЭГО. От лат. “super” – сверх и “ego” – я. Это третья сила, формирующаяся в процессе социализации. Главная функция Супер-Эго – это подавление требований Ид посредством морального влияния на Эго.

1.3. Механизмы защиты.

 

Все защитные механизмы  действуют на неосознанном уровне и  искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности.  

Сублимация - дает возможность в целях адаптации изменить свои импульсы, чтобы они выражались посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация рассматривается как единственно здоровая и конструктивная стратегия, потому что она позволяет эго изменить цель или объект импульсов без сдерживания их проявления, при этом энергия инстинктов высвобождается по другим каналам. 

Рационализация - искажение реальности  в целях защиты самооценки. Используется ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение может выглядеть разумным и оправданным.  

Проекция - в случае угрозы недопустимого инстинктивного импульса Эго превращает этот импульс во внешний. Это механизм защиты, посредством которого аспекты личности перемещаются изнутри на внешнее окружение.  

Замещение - проявление инстинктивного импульса переадресовывается от более угрожающего объекта к мене угрожающему. 

Реактивное образование - вначале неприемлемый импульс подавляется, затем на уровне сознания проявляется совершенно противоположный. Таким образом Эго формирует реакцию с помощью признания импульсов, противоположным угрожающим. 

Регрессия - способ смягчения тревоги с помощью возврата к раннему периоду жизни, который является более безопасным и приятным. Теория регрессии предполагает, что более ранние модели поведения остаются в распоряжении индивидуума как альтернативные способы действия. 

Отрицание - Эго отвергает некоторое требование внешнего мира, переживаемое им как болезненное, не воспринимая то, что может послужить признанию реальности ситуации.  

Тема 2. Аналитическая теория личности Карла Густава Юнга. 

Основные  понятия. 

Коллективное  бессознательное. Личное бессознательное. Архетипы. Первичные образы. Эго, персона, тень, анима, анимус, самость. Центры сознания и бессознательного. Ориентации эго: мышление, чувствование, ощущение, интуиция. Экстраверсия, интроверсия. Психологический рост. Индивидуация. Эго-интеграция. Целостность. 

2.1. Личное и коллективное бессознательное. 

Бессознательный уровень состоит из двух частей –  личного бессознательного и коллективного  бессознательного.

К личному бессознательному принадлежат все вытесненные формы поведения и чувства. Это могут быть забытые события, вытесненные инстинкты, стереотипы поведения, установившиеся в раннем детстве и т.д. 

Коллективное  бессознательное содержит общечеловеческий опыт. Оно состоит из образов и способов поведения, не приобретаемых человеком в течение жизни, но при этом доступных абсолютно всем людям, живущим в любое время. В коллективном бессознательном содержатся психические «структуры» или архетипы.  

2.2. Структура личности. 

Эго – центр сознания и один из основных архетипов личности. Эго создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни. Эго – хранилище человеческого опыта. Там собраны мысли, идеи, чувства, воспоминания и ощущения. Функция эго – ориентация во внешнем мире. Для этой цели эго располагает четырьмя функциями: мышление, чувствование, ощущение, и интуицию. Каждая функция может осуществляться интровертированным или экстравертированным образом. 

Персона - то, какими мы представляем себя миру (характер, который мы принимаем, социальные роли, род одежды, индивидуальный стиль выражения). Персона – это архетип адаптации. Она защищает эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.  

Тень  - центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Это хранилище значительного количества инстинктивной энергии,  спонтанности, жизненности, значительный источник нашего творчества.

Анима и анимус - бессознательные структуры, которые представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума. Эти основные психические структуры фокусируют весь психологический материал, который не удовлетворяет сознательному представлению индивидуума о себе как о мужчине или женщине.

Самость - центральный архетип, архетипом порядка и целостности личности. По Юнгу, «сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга до целостности, которая и есть самость».  Это  внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от эго и сознания, даже отдельный от них «Самость – не только центр, но и вся окружность, охватывающая и сознание, и бессознательное; это центр этой целостности, как эго – центр сознания».

 

2.3. Психологический рост. 

Индивидуация.

По Юнгу, каждый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации или саморазвитию. Индивидуация – это процесс развития целостности. Он включает развитие оси эго-самость, равно как и интеграцию различных частей души: эго, персоны, тени, анимы или анимуса и других бессознательных архетипов. По мере того, как эти архетипы становятся индивидуированными, они выражают себя более тонким и более сложным образом. 

Этапы индивидуации.

Первый  шаг в процессе индивидуации состоит  в раскрытии персоны.

Второй  шаг состоит в том, чтобы встретиться  с тенью. В той мере, в какой  мы признаем реальность тени и отличаем себя от нее, мы можем освободиться от ее влияния. Мы можем также ассимилировать ценный материал личного бессознательного, который организован вокруг тени.

Третий  шаг – встреча с анимой или  анимусом.

Последняя стадия процесса индивидуации – развитие самости. Самость становится новым центром души. Она приносит единство и интегрирует сознательный и бессознательный материал.  
 
 

Тема 3. Социокультурная теория личности Карен Хорни. 

Основные  понятия. 

Потребность в  безопасности, базовая тревога, невротические  потребности, невротический стиль, идеализированный образ себя. 

3.1. Потребность в безопасности и базовая тревога. К фрейдовскому понятию «стремления к удовольствию» Хорни добавляет еще одну основную движущую силу: потребность в безопасности. Человек избегает страха и стремится к безопасности. Чувство базовой тревоги Хорни описывала как чувство изолированности и беспомощности во враждебном окружении. Оно формируется в результате действия внешних факторов, общей семейной атмосферы, недостатка внимания, насилия, хаотического поведения значимых других и т.д. Возникает из-за недостатка принятия ребенка в детстве. Ребенок, ощущающий принятие, психологический комфорт в семье, испытывает чувство базовой безопасности, необходимое для здорового, успешного развития.  

3.2. Невротические потребности.

Стратегии преодоления  базовой тревоги могут фиксироваться  в личности и выступать в качестве невротических потребностей, представляя собой иррациональные решения базовой проблемы. Хорни выделила десять таких потребностей. Они присутствуют и у здоровых людей. Невротическими они становятся тогда, когда человек, реагируя на различные ситуации, негибко их использует. Невротик, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее во всех социальных взаимодействиях.

1) в одобрении и в положительной аффектации (т.е. в выражении позитивных чувств; такой человек ненасытно стремится быть объектом любви и восхищения, у него повышенная чувствительность к отверганию, недружелюбию и критике).

2) в руководящем партнере (в человеке, который позаботится; человек с невротической выраженностью этой потребности переоценивает любовь, он считает, что любовь может решить все, он крайне боится быть оставленным, жизненно нуждается в ком-то более сильном и авторитетном, чем он сам и ищет эмоциональной зависимости и приверженности этому партнеру). .

3) в самодостаточности и независимости (такие люди бессознательно панически боятся зависеть от кого-либо или чего-либо и организовывают свою жизнь в соответствии с этим, например, по типу «одинокого волка» - избегание любых отношений предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцирование)

Информация о работе Курс лекций по "История экспериментальной психологии"