Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа
Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
От индивида к индивиду
характер взаимодействия аффективных
компонентов тревожности может
варьировать. Например, ведущая составляющая
страдания может у одних
Можно в качестве примера привести работы психологов О.В. Овчинниковой и Э.Ю. Пунга [26]. А.О. Прохорова [27], которые выяснили, что состояние человека в стрессовой обстановке (например, на экзамене) характеризуется той или иной степенью психологического дискомфорта, уровнем тревожности. Введение в качестве индикатора психической напряжённости показателей тревожности позволяет количественно измерить и дать психологическую интерпретацию собственно эмоционального компонента психического состояния.
Шкала тревожности, разработанная Ч.Д. Спилбергером и получившая широкое распространение (в отечественной психологии ее развил в 1967 г.
В.Ф. Березин [23], является одним из возможных методов изучения состояния студента в ситуации экзамена, его эмоционального самочувствия.
С помощью этой шкалы можно количественно измерить как личностную тревожность, так и состояние тревожности, для которого характерны субъективно переживаемые неприятные эмоции напряжённости, озабоченности, неудовлетворённости, беспокойства и дурного предчувствия, сопровождающиеся, как правило, активацией вегетативной нервной системы. Это состояние является эмоциональной реакцией на различные стрессоры (экзамены), связанные в той или иной мере с угрозой престижу, самоуважению и самооценке человека.
4. Исследование
уровней уверенности и
4.1 Организация
и методы исследования
Итак, произведено изучение определённого количества литературы по теме уверенность и тревожность, выдвинута гипотеза, суть которой заключается в предположении о присутствии определённой взаимосвязи между уровнем тревожности и уровнем уверенности. Для проверки этой гипотезы использовались две методики (методика Райдаса «Тест уверенность в себе», и опросник Ж.Тейлора «Личностная шкала проявления тревожности»). В качестве участников эксперимента было выбрано четверо мужчин возраста 18, 19 и 20 лет (личности были подобраны по возрасту и ярко выраженным внешним проявлениям характера. Т.е. по внешним факторам поведения предполагалось, что показатели одного из четверых участников будут резко отличаться от показателей остальных). Но это были лишь необоснованные предположения.
Участники были хорошо проинструктированы,
ознакомлены с правилом заполнения
бланков (бланки с вопросами, на которые
надо было дать ответы были отданы им на
руки, для того чтобы дома, без
принуждения в спокойной
Тест Райдаса "Уверенность в себе"
Цель: выявление уровня уверенности участника эксперимента.
Инструкция:
Участнику эксперимента будет предложено 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. Примерьте эти утверждения к себе и укажите степень вашего согласия или несогласия в баллах, а именно:
5 - очень характерно для меня, описание очень верное.
4 - довольно характерно для меня - скорее да, чем нет.
3 - отчасти характерно, отчасти не характерно.
2 - довольно не характерно для меня - скорее нет, чем да.
1 - совсем не характерно для меня, описание не верно.
Тестовое задание:
1. Большинство людей, по-
2. Я не решаюсь назначить
свидания и принимать
3. Когда подаваемая еда в кафе меня не удовлетворяет, я жалуюсь на это официанту.
4. Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня оскорбили.
5. Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар, которые не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему "нет".
6. Когда меня просят
что-либо сделать, я
7. Я предпочитаю использовать сильные аргументы и доводы.
8. Я стараюсь быть в числе первых, как и большинство людей.
9. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах.
10. Я получаю удовольствие
от общения с незнакомыми
11. Я часто не знаю, что
лучше сказать привлекательной(
12. Я испытываю нерешительность,
когда нужно позвонить по
13. Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на работу или зачислить на учебу, чем пройти через собеседование.
14. Я стесняюсь возвратить покупку.
15. Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение.
16. Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым.
17. В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и дрожать.
18. Если известный и
уважаемый лектор выскажет
19. Я избегаю спорить и торговаться о цене.
20. Сделав что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы об этом узнали другие.
21. Я откровенен и искренен в своих чувствах.
22. Если кто-то сплетничает
обо мне, я стремлюсь
23. Мне часто трудно ответить "нет".
24. Я склонен сдерживать проявления своих эмоций, а не устраивать сцены.
25. Я жалуюсь на плохое обслуживание и беспорядок.
26. Когда мне делают комплимент, я не знаю, что сказать в ответ.
27. Если в театре или
на лекции мне мешают
28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, получит отпор.
29. Я всегда высказываю свое мнение.
30. Иногда мне абсолютно нечего сказать.
Ключ:
1.Определите сумму баллов в вопросах № 3, 6, 7, 8, 10, 18, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29.
2. Определите сумму баллов в вопросах № 1, 2, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 23, 24, 26, 30.
3. Прибавьте к первой сумме число 72 и вычтите вторую сумму.
Критерии оценки:
0-24: очень неуверен в себе;
25-48: скорее не уверен, чем уверен;
49-72: среднее значение уверенности;
73-96: уверен в себе;
97-120: слишком самоуверен.
Опросник Ж. Тейлор
(личностная шкала проявления тревожности)
Опросник разработан Ж. Тейлор в 1953 году. Он входит в состав ММРI в качестве дополнительной шкалы. Адаптирован в России Т. А. Немчиным в 1966 году.
Цель: выявление уровня личностной тревожности участника эксперимента.
Инструкция: Вам предлагается ответить на опросник, в котором содержатся утверждения, касающиеся некоторых свойств личности. Здесь не может быть хороших и плохих ответов, поэтому свободно выражайте свое мнение, не тратьте время на размышления. Давайте первый пришедший в голову ответ. Если Вы согласны с данным утверждением по отношению к Вам, напишите рядом с его номером "Да”, если не согласны – "Нет".
Вопросы.
1. Обычно я работаю с большим напряжением.
2. Ночью я засыпаю с трудом.
3. Для меня неприятны
неожиданные изменения в
4. Мне нередко снятся кошмарные сны.
5. Мне трудно сосредоточится
на каком-либо задании или
6. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
7. Я хотел бы быть таким же счастливым, как, на мой взгляд, счастливы другие.
8. Безусловно, мне не хватает уверенности в себе.
9. Моё здоровье сильно беспокоит меня.
10. По временам я
чувствую себя совершенно
11. Я часто плачу, у меня «глаза на мокром месте».
12. Я замечаю, что
мои руки начинают дрожать,
когда я пытаюсь сделать что-
13. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня появляется потливость и это чрезвычайно беспокоит и смущает меня.
14. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то беспокоит и тревожит.
15. Нередко я думаю о таких вещах, о которых не хотелось бы говорить.
16. Даже в холодные дни я легко потею.
17. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я не могу усидеть на месте.
18. Жизнь для меня
почти всегда связана с
19. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей.
20. Я легко прихожу в замешательство.
21. Моё положение среди окружающих сильно беспокоит меня.
22. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо.
23. Почти все время
я испытываю тревогу из-за
нибудь.
24. Временами я становлюсь таким возбужденным, что мне трудно заснуть.
25. Мне приходилось испытывать страх даже в тех случаях, когда я точно
знал, что мне ничего не угрожает.
26. Я склонен принимать все слишком всерьез.
27. Мне кажется порой, что передо мной нагромождены такие трудности,
которые мне не преодолеть.
28. Порой мне кажется, что я ни на что не годен.
29. Я почти все время
чувствую неуверенность в
30. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
31. Ожидание всегда нервирует меня.
32. Бывали периоды, когда тревога лишала меня сна.
33. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков.
34. Я человек легко возбудимый.
35. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.
36. У меня не хватает духа вынести все предстоящие трудности.
37. Порой мне кажется,
что моя нервная система
из строя.
38. Обычно мои ноги и руки достаточно теплые.
39. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
40. Я почти всегда
чувствую себя вполне
41. Когда нужно чего-либо долго ждать, я могу делать это спокойно.
42. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и
неприятностей.
43. У меня бывает
сердцебиение при ожидании
44. Мои нервы расстроены не больше, чем у других людей.
45. Я уверен в себе.
46. По сравнению с моими друзьями я считаю себя вполне смелым.
47. Я застенчив не более, чем другие.
48. Обычно я спокоен
и вывести меня из себя
49. Практически я никогда не краснею.
50. Я могу спокойно
спать после любых
Обработка данных производится с помощью ключа.
Ключ: утверждения 1 – 37 за ответ "Да" – 1балл, "Нет" – 0 баллов;
утверждения 38 – 50 за ответ "Нет" – 1балл, "Да" – 0 баллов.
В соответствии с ключом подсчитывается сумма баллов . Полученный итоговый результат соотносится с критериями оценки.
Критерии оценки:
0 – 5 баллов – низкий уровень тревожности;
5 – 15 баллов
– средний уровень с
15 – 25 баллов средний уровень с тенденцией к высокому;
25 – 40 баллов высокий уровень;
40 – 50 баллов – очень высокий уровень.
4.2 Результаты
и интерпретация
Результат теста Райдаса "Уверенность в себе"
№ вопр. |
Ответы участников |
№ вопр. |
Ответы участников | ||||||
1 участн. |
2 участн. |
3 участн. |
4 участн. |
1 участн. |
2 участн. |
3 участн. |
4 участн. | ||
1 |
2 |
4 |
2 |
3 |
16 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
17 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
18 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
1 |
2 |
1 |
2 |
19 |
2 |
3 |
1 |
2 |
5 |
2 |
2 |
3 |
1 |
20 |
5 |
5 |
5 |
3 |
6 |
5 |
4 |
4 |
2 |
21 |
5 |
4 |
5 |
2 |
7 |
5 |
5 |
5 |
3 |
22 |
2 |
3 |
2 |
2 |
8 |
5 |
4 |
4 |
2 |
23 |
2 |
1 |
1 |
1 |
9 |
3 |
3 |
2 |
2 |
24 |
2 |
2 |
3 |
1 |
10 |
2 |
3 |
3 |
2 |
25 |
1 |
2 |
1 |
3 |
11 |
3 |
2 |
1 |
2 |
26 |
1 |
1 |
1 |
3 |
12 |
2 |
2 |
2 |
1 |
27 |
4 |
2 |
3 |
1 |
13 |
1 |
1 |
1 |
3 |
28 |
4 |
3 |
4 |
2 |
14 |
3 |
2 |
2 |
3 |
29 |
3 |
4 |
2 |
1 |
15 |
2 |
1 |
3 |
2 |
30 |
2 |
3 |
1 |
4 |
Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет