Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа
Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
Иными словами, хотелось бы заострить Ваше внимание именно на этом умении балансировать линию своего поведения в том диапазоне, который начинается от полной неуверенности до самоуверенности (неадекватно завышенной оценки собственных возможностей). Это весьма важно, поскольку речь в данный момент идет не о чувстве уверенности, появляющегося у персоны в следствии употребления энного количества спиртосодержащей жидкости или иных стимулирующих средств природного или искусственного происхождения, а об относительно постоянно живущем в нас качестве, которое можно и нужно уметь регулировать.
Бывает и такая степень уверенности, после которой начинается вера во что-либо необоснованное и лишенное здравого смысла, после которых уже начинаются самые различные ее (веры и уверенности) разновидности, включая и ту, которая описана Виктором Пелевиным в одном из своих романов - "вера, которую не разделяет никто, называется шизофренией". А если бы процент уверенности был равен нулю – то имело бы смысл говорить о той черте, где понятие уверенности плавно перетекает в зону сомнений и неуверенности, которые тоже, в свою очередь, можно в чем-нибудь сосчитать или измерить.
По мнению одного из ведущих психологов В. Ромека "неадекватно позитивная оценка своих навыков и способностей позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение".
Таким образом, он приходит к следующему заключению: "Уверенность в Себе" - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир". [20 с. 3-14]
Чувства, качества и навыки, находящие в процессе взаимодействия с внешним миром поддержку, - позитивно закрепляются, и субъект обретает и испытывает к ним веру (или уверенность), степень и сила которой пропорциональна этой поддержке.
Чувства, качества и навыки, не находящие этой поддержки или в случае, когда реакция внешнего мира субъекту не выгодна и не приятна, - закрепляются негативно и субъект обретает и испытывает к ним неверие (или недоверие).
Чувства, качества и навыки,
находящие поддержку в
По мере развития этих чувств и качеств, их взаимодействия, переплетения и синтеза, их подкрепления или отторжения внешним миром - они усложняются, развиваются, шлифуются и служат основой для формирования целостного образа того или иного человека.
Вера в себя (или уверенность в себе и своих возможностях) вырастает именно из веры в свое "Я", как целостного образа или личности, гармонично сочетающей в себе совокупность всех без исключения чувств, качеств, навыков, возможностей и способностей, независимо от того, позитивно или негативно для общества их выражение или применение.
Важно заметить, что именно неуверенность, (сомнение в чем-либо, в том числе и в собственном "Я"), рождающие непонимание, удивление или несогласие - являлись и являются основной движущей силой в процессе приобретения человеком сложных навыков, познания, интеллектуального самоутверждения и духовного развития, а отнюдь неизлишняя самоуверенность или переоценка позитивных сторон собственных способностей.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
Прежде чем приступить к рассмотрению данного параграфа необходимо определиться в понятии «уверенное поведение» (взять за основу мнение одного из вышеперечисленных авторов относительно понятия «уверенность» )
В качестве информационной основы мы будем отталкиваться от формулировки В. Г. Ромека и В. Б. Высоцкого. Уверенность в себе - это принятие своих действий, решений, навыков как правильных и уместных. То есть в качестве ядра уверенности выступает стабильное позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям.
Как следствие из выше сказанного «неуверенность в себе» – состояние неопределённости, неспособности принять свои действия, определить их правильными и уместными. А так же неспособность позитивно оценивать окружающие ситуации.
Существует несколько важных аспектов, касающихся вопроса неуверенности в себе мужчин 18-20 лет: профессиональный, и напрямую связанный с ним материальный, сексуальный, личностный, социальный. Во-первых, для этого возраста актуальной является сфера самоопределения в профессиональном отношении. Это время, когда молодой человек только начинает осваивать или осваивает новую профессию. Некоторые молодые люди оказываются не готовы к трудностям, связанным с учебой в высших учебных заведениях, им не хватает самостоятельности и дисциплинированности. В связи с этим у таких молодых людей могут возникать чувства неуверенности в своих силах и способностях, сомнения в интеллектуальных возможностях. Иногда не оправдываются ожидания по поводу сделанного выбора, нередки случаи, когда студенты на первом или втором курсе института испытывают разочарование в будущей профессии, в результате чего имеют место внутренние противоречия и конфликты. Особенно серьёзным испытанием для молодого человека является поступление в учебное заведение в другом городе. Здесь, наряду с учебными трудностями обостряется бытовая проблема, а также проблема отделения от семьи. Молодой человек какое-то время оказывается в определённой изоляции, поскольку, у него в этом городе ещё нет друзей, ему не с кем поделиться своими проблемами, кроме того он испытывает потребность в общении с родными и близкими, которых нет рядом. В связи с этим, при отсутствии поддержки семьи складываются обстоятельства, способствующие угнетению психоэмоционального состояния молодого человека. Нередко, фактором, усиливающим стресс, является материальная зависимость от родителей. У некоторых молодых людей возникает чувство вины, неудовлетворённости собой в связи с невозможностью уйти от материальной зависимости, что также вызывает состояние неуверенности.
Важное значение
имеет сексуальная сторона
Сексуальность
и психика взаимосвязаны,
Слабый, утомляемый, не приспособленный
к повышенным нагрузкам,
устающий от работы, от общения,
от незначительного психического напряжения,
легко раздражимый, — это астеник.
Некоторые астенические личности бывают
чрезмерно озабочены
Очевидно, что все вышеперечисленные черты затрудняют общение, не способствуют уверенности, и, соответственно, успеху в социуме. Таким образом, можно считать, что все вышеописанные черты личности оказывают отрицательное влияние на дальнейшее формирование характера молодого человека и его отношений в обществе. Кроме того, если молодой человек имеет низкий уровень самооценки, завышенные требования к себе, позиция неуверенности может усиливаться, подкрепляться общественным мнением.
3. Изучение
понятия тревожности в
отечественной и зарубежной
3.1 Определения понятия «тревожность»
Для определения в формулировке
обратимся к различным
Начнём с того, что слово «тревога» было введено в психологию в 1925 г. З.Фрейдом, который разграничил конкретный страх и неопределенный, (безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер).
Тревога — личностно напрягающее,
иногда личностно травмирующее, порой
личностно разрушающее
«Тревога» и «страх», когда под страхом понимается комплекс ощущений, испытываемых при угрозе целостности и существованию человека как живого существа, человеческому организму в целом, а тревога - это то, что испытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой личности, ее представлению о себе, ее потребностям, межличностным отношениям или положению в обществе) [40, с.385].
Если понятия «тревога» и «страх» могут использоваться (особенно в быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.
Тревожность (готовность к страху) — состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх. Черта личностная, проявляемая в легком и частом появлении состояний тревоги. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги; один из основных параметров различий индивидуальных. В целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. [22]
Тревожность - это “индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов” [23].
Таким образом, разграничив такие близкие по смыслу слова как тревога, страх и тревожность, исходя из специфики темы нашей работы мы выведем конкретное определение тревожности, опираясь на использованную литературу:
Тревожность это – приобретённая (в процессе воспитания и социализации), устойчивая (но не постоянная) индивидуальная негативная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным мнимым (необоснованным для себя) переживаниям, мешающим личностному росту, принятию решений и позитивному оцениванию окружающих событий.
Тревожность это – состояние страха перед неопределённым его источником, который человек не в силах осознать. Как только человек понимает источник страха – тревожность переходит в конкретный страх. Но также следует отметить, тревожность состоит не из одного неопределённого источника, а из множества, которые и составляют степень тревожности. Чем больше источников неопределённых человеком, тем выше уровень тревожности.
Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет