Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.

Содержание

Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.08 Кб (Скачать)

Иными словами, хотелось бы заострить Ваше внимание именно на этом умении балансировать линию  своего поведения в том диапазоне, который начинается от полной неуверенности  до самоуверенности  (неадекватно  завышенной оценки собственных возможностей). Это весьма важно, поскольку речь в данный момент идет не о чувстве  уверенности, появляющегося у персоны  в следствии употребления энного количества спиртосодержащей жидкости или иных стимулирующих средств  природного или искусственного происхождения, а об относительно постоянно живущем  в нас качестве, которое можно  и нужно уметь регулировать.

Бывает и такая степень  уверенности, после которой начинается вера во что-либо необоснованное и лишенное здравого смысла, после которых уже  начинаются самые различные ее (веры и уверенности) разновидности, включая  и ту, которая описана Виктором Пелевиным в одном из своих  романов - "вера, которую не разделяет  никто, называется шизофренией". А  если бы процент уверенности был  равен нулю – то имело бы смысл  говорить о той черте, где понятие  уверенности плавно перетекает в  зону сомнений и неуверенности, которые  тоже, в свою очередь, можно в чем-нибудь сосчитать или измерить.

По мнению одного из ведущих  психологов В. Ромека "неадекватно позитивная оценка своих навыков и способностей позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение".

Таким образом, он приходит к следующему заключению: "Уверенность  в Себе" - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет  окружающий нас мир". [20 с. 3-14]

 

Чувства, качества и навыки, находящие в процессе взаимодействия с внешним миром поддержку, - позитивно  закрепляются, и субъект обретает и испытывает к ним веру (или  уверенность), степень и сила которой  пропорциональна этой поддержке.

Чувства, качества и навыки, не находящие этой поддержки или  в случае, когда реакция внешнего мира субъекту не выгодна и не приятна, - закрепляются негативно и субъект  обретает и испытывает к ним неверие (или недоверие).

Чувства, качества и навыки, находящие поддержку в недостаточном  количестве или в случае, когда  реакция внешнего мира субъекту непонятна  и вызывает удивление, - заставляют субъекта думать о дальнейшей целесообразности их выражения или применения, то есть субъект обретает такое качество, как неуверенность.

По мере развития этих чувств и качеств, их взаимодействия, переплетения и синтеза, их подкрепления или отторжения внешним миром - они усложняются, развиваются, шлифуются и служат основой для формирования целостного образа того или иного человека.

Вера в себя (или уверенность  в себе и своих возможностях) вырастает  именно из веры в свое "Я", как  целостного образа или личности, гармонично сочетающей в себе совокупность всех без исключения чувств, качеств, навыков, возможностей и способностей, независимо от того, позитивно или негативно для общества их выражение или применение.

Важно заметить, что именно неуверенность, (сомнение в чем-либо, в том числе и в собственном "Я"), рождающие непонимание, удивление  или несогласие - являлись и являются основной движущей силой в процессе приобретения человеком сложных  навыков, познания, интеллектуального  самоутверждения и духовного  развития, а отнюдь неизлишняя самоуверенность  или переоценка позитивных сторон собственных  способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4  Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.

Прежде чем приступить к рассмотрению данного параграфа  необходимо определиться в понятии «уверенное поведение» (взять за основу мнение одного из вышеперечисленных авторов относительно понятия «уверенность» )

В качестве информационной основы мы будем отталкиваться от формулировки В. Г. Ромека и В. Б. Высоцкого. Уверенность в себе - это принятие своих действий, решений, навыков  как правильных и уместных. То есть в качестве ядра уверенности выступает  стабильное позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям  и способностям.

Как следствие из выше сказанного «неуверенность в себе» – состояние неопределённости, неспособности принять свои действия, определить их правильными и уместными. А так же неспособность позитивно оценивать окружающие ситуации.

Существует несколько  важных аспектов,  касающихся вопроса неуверенности в себе мужчин 18-20 лет: профессиональный,  и напрямую связанный с ним материальный, сексуальный,  личностный, социальный.  Во-первых,  для этого возраста  актуальной является сфера самоопределения в профессиональном отношении. Это время, когда молодой человек только начинает осваивать или осваивает новую профессию. Некоторые молодые люди оказываются не готовы к трудностям, связанным   с учебой в высших учебных заведениях,  им не хватает самостоятельности и дисциплинированности. В связи с этим у таких молодых людей могут возникать чувства неуверенности в своих силах и способностях,  сомнения в интеллектуальных возможностях. Иногда не оправдываются ожидания по поводу сделанного выбора, нередки случаи, когда студенты на первом или втором курсе института испытывают разочарование в будущей профессии, в результате чего имеют место внутренние противоречия и конфликты.  Особенно серьёзным испытанием для молодого человека является поступление в учебное заведение в другом городе.  Здесь, наряду с учебными трудностями обостряется бытовая проблема, а также проблема отделения от семьи.  Молодой человек какое-то время оказывается в определённой изоляции, поскольку, у него в этом городе ещё нет друзей,  ему не с кем поделиться своими проблемами, кроме того он испытывает потребность в общении с родными и близкими, которых нет рядом. В связи с этим, при отсутствии поддержки семьи складываются   обстоятельства, способствующие угнетению психоэмоционального состояния молодого человека. Нередко, фактором, усиливающим стресс, является материальная зависимость от родителей.  У некоторых молодых людей возникает чувство вины, неудовлетворённости собой в связи с невозможностью уйти от  материальной зависимости, что также вызывает состояние неуверенности.

     Важное значение  имеет сексуальная сторона жизни.   Некоторые молодые люди беспокоятся  по поводу того, соответствуют  ли они сексологической норме,  так как сравнивают свои сексуальные  способности с рассказами своих  приятелей и опасаются, что  по сравнению с ними их половые  способности могут быть ниже  «нормы». Другие просто не имеют  информации, чтобы правильно решить, все ли у них в норме, так  как рассказы приятелей — всегда  субъективны и сильно преувеличены.   Иногда  у молодых  людей  возникают комплексы по поводу  своей внешности, что затрудняет  знакомство с девушкой. В любой  компании все симпатичные девушки,  приглашенные «без пары», тут  же обзаводятся спутником, а  робкий юноша, как правило,  остается один. Неуверенные в  себе молодые мужчины сомневаются  в своей потенции и боятся, что с новой партнершей у  них может ничего не получиться, хотя никаких сексуальных нарушений  у них нет. 

     Сексуальность  и психика взаимосвязаны, поэтому  определенные особенности характера  могут влиять и на сексуальную  жизнь.  Чаще всего это связано   с личностью данного человека, другими словами касаются личностного  аспекта поведения. Есть множество  вариантов личности, которые проявляются  замкнутостью, необщительностью, застенчивостью. Например, чрезвычайно чувствительный, впечатлительный, «мимозоподобный», ранимый, обидчивый, застенчивый,  боязливый и робкий человек  с высокими моральными требованиями  к себе, из-за чего он постоянно  ощущает собственную неполноценность,  с трудом приспосабливается к  новому коллективу, не умеет знакомиться  с новыми людьми и может  общаться только с теми, кого  давно знает, — это сенситивная  личность[9]. Молодой человек с  крайне неустойчивым настроением,  которое меняется у него по  незначительному поводу,   обидчив   по мелочам - это лабильная  личность. Нерешительность, неуверенность  в себе, постоянные сомнения в  правильности принятого решения,  перепроверки сделанного, неспособность  к самостоятельным решениям, комплекс  неполноценности, — это черты  психастенической личности, т.е.  мужчина с такими чертами характера  называется психастеником.  Вечный  нытик и пессимист, который  постоянно подавлен, недоволен, всегда  в плохом настроении, акцентирует  только тёмные стороны жизни,  жалуется на общество, болезни,  подругу, свои трудности, —  это конституционально-депрессивный  (гипотимный)  тип личности.

Слабый, утомляемый, не приспособленный  к повышенным нагрузкам,     устающий   от работы,  от общения, от незначительного психического напряжения, легко раздражимый, — это астеник. Некоторые астенические личности бывают чрезмерно озабочены собственным  здоровьем, мнительны, постоянно прислушиваются к своим ощущениям и к своему организму, жалуются на нездоровье, плохое самочувствие, из-за малейшего недомогания  ложатся в постель и считают, что серьезно больны, любят бывать у врачей и предъявляют множество различных жалоб, — их называют астениками-ипохондриками или  ипохондричная личность (от слова «ипохондрия» — чрезмерная озабоченность собственным здоровьем)[9]. 

Очевидно, что все вышеперечисленные  черты затрудняют общение, не способствуют уверенности, и, соответственно, успеху в социуме.  Таким образом, можно  считать, что все вышеописанные  черты личности оказывают  отрицательное  влияние на дальнейшее формирование характера молодого человека и его  отношений в обществе.  Кроме  того, если молодой человек имеет  низкий уровень самооценки, завышенные требования к себе, позиция неуверенности  может усиливаться, подкрепляться  общественным мнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Изучение   понятия  тревожности  в  отечественной и зарубежной психологии  

3.1 Определения  понятия «тревожность»

Для определения в формулировке обратимся к различным источникам, словарям, также проанализируем ближайшие  однокоренные слова, связанные по смыслу с термином «тревожность».

Начнём с того, что слово  «тревога» было введено в психологию в 1925 г. З.Фрейдом, который разграничил конкретный страх и неопределенный, (безотчетный страх – тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер).

Тревога — личностно напрягающее, иногда личностно травмирующее, порой  личностно разрушающее эмоциональное  состояние субъекта, оказавшегося в  обстоятельствах, оцениваемых им как  неопределенно угрожающие и формирующие  у него представление о возможных  негативных для него последствиях в  ближайшем или отдаленном будущем. Если сравнивать тревогу с достаточно родственным ей эмоциональным состоянием — страхом, то, в отличие от него как реакции на реально существующую конкретную опасность, тревога, как  правило, не обусловлена непосредственной, по сути дела, объективной угрозой, а связана с субъективным ощущением  возможности ее появления и острым переживанием по поводу тех сложностей, которые помешают справиться с ней  и ее избежать. [21]

«Тревога» и «страх», когда  под страхом понимается комплекс ощущений, испытываемых при угрозе целостности и существованию  человека как живого существа, человеческому  организму в целом, а тревога - это то, что испытывается личностью  при социальной угрозе (при угрозе самой личности, ее представлению  о себе, ее потребностям, межличностным  отношениям или положению в обществе) [40, с.385].

Если понятия «тревога»  и «страх» могут использоваться (особенно в быту, в обиходном  разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия, то термины ситуативная  тревога (состояние субъекта в конкретный, определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными  психологами, как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.

Тревожность (готовность к страху) — состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх. Черта личностная, проявляемая в легком и частом появлении состояний тревоги. Склонность индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом появления тревоги; один из основных параметров различий индивидуальных. В целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. [22]

Тревожность - это “индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов” [23].

Таким образом, разграничив  такие близкие по смыслу слова  как  тревога, страх и  тревожность, исходя из специфики темы нашей работы мы выведем конкретное определение тревожности, опираясь на использованную литературу:

Тревожность это – приобретённая (в процессе воспитания и социализации), устойчивая (но не постоянная) индивидуальная негативная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным мнимым (необоснованным для себя) переживаниям, мешающим личностному росту, принятию решений и позитивному оцениванию окружающих событий.

Тревожность это – состояние страха перед неопределённым его источником, который человек не в силах осознать. Как только человек понимает источник страха – тревожность переходит в конкретный страх. Но также следует отметить, тревожность состоит не из одного неопределённого источника, а из множества, которые и составляют степень тревожности. Чем больше источников неопределённых человеком, тем выше уровень тревожности.

Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет