Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.

Содержание

Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.08 Кб (Скачать)

     Потребность  в контроле проявляется в желании  распоряжаться другими людьми, в  жажде власти и влияния, а  иногда, напротив, в стремлении подчиняться,  принимать распоряжения. Молодой  человек с проблемами в области  контроля пытается отказаться  от ответственности и переложить  её на других, он с трудом  принимает решения, предпочитает  чужие советы или жесткие указания. В глубине души такой тип   человека тревожен, может быть  враждебен, он считает, что  люди сомневаются в нём.

     Потребность  в принятии относится к близким  эмоциональным связям двух людей.  При её реализации возникает  эмоциональная и духовная близость, симпатия, любовь, или наоборот –  холодность,  отстранённость, равнодушие.  Приятие себя, когда молодой человек  удовлетворён своей внешностью, симпатичен себе, свидетельствует  о том, что он получает от  близких подтверждение собственной   привлекательности, что он любим  своими друзьями, знакомыми [8].

      Процесс  развития личности в рамках  любого возрастного периода определяется, в первую очередь, особенностями  социальной ситуации развития. На  сегодняшний день, в условиях  нестабильности общества, социальная  обстановка соответственно не  отличается стабильностью и устойчивостью.  При этом именно подростки  и юноши наиболее чувствительны  по отношению к происходящим  в разных сферах жизни переменам,  наиболее остро и непосредственно  реагируют на новые для нашего  общества социальные проблемы [6]. Такое  сензитивное    отношение  переносится отчасти и во взрослую  жизнь, а именно в её начало, соответствующее 18-20 годам. 

     В 18-20 лет  человек становится взрослым  и полностью отвечает за свои  поступки. Начало взрослости   внутренне воспринимается как  положительное чувство, отчасти  исчезают сомнения юности, усиливается  стремление к самостоятельности.   

     К сожалению,  далеко не все в этом возрасте  готовы к такой самостоятельности  и осознанности, а часто даже  и не стремятся к этому. Главным  здесь выступает сформированная  к этому времени жизненная  позиция молодого мужчины, его  активность, устремления и внутренние  противоречия, осложняющие психосоциальное  развитие. Во всех жизненных сферах  начинается сильное жизненное  желание экспансии. Важнейшей  задачей мужчины становится основание  жизненного сообщества и начало  профессиональной карьеры.  Человек  в этом возрасте способен развить  в себе определённую порцию  творческих способностей. Если этот  момент замедляется внешними  обстоятельствами, то внутренне  это ощущается как недостаток, от которого нужно по возможности  избавиться.   В то же время, часто в этом возрасте возникают,  так называемые,  внутренние конфликты,  зависящие от множества причин: характера и темперамента данного субъекта, сформированного чувства ответственности, его самооценки, отношения к окружающим,  доверия к  миру в целом. «Главная сложность превращения человека в подлинного субъекта, по мнению Н.С. Пряжникова, заключается в том, что настоящее личностное развитие невозможно без осознания и преодоления «кризисов развития». Но кризис – явление болезненное, порождающее энергию, способную не только сделать человека лучше (и счастливее), но и разрушить его.» [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Определения  понятия «уверенность»

Для наиболее глубокого понимания  термина «уверенность»  обратимся  к нескольким словарям:

Уверенность -  1.Доверие; убежденность в том, что кому-то можно  доверять. Это значение содержится в большинстве контекстов в работах  по социальной психологии и психологии личности. 

                           2. Уверенность в себе, в своих  силах. Это значение встречается  в различных исследованиях поведения  выбора, распознания сигнала, решения  задач и т.п., в которых уверенность  субъекта в том, что он правильно  распознал сигнал, сделал правильный выбор, считается очень важным фактором. В таких экспериментах от субъекта часто требуется оценить степень его уверенности в правильности каждой реакции по какой-то пронумерованной шкале. [15]      

Уверенность в себе - (англ. self-reliance) - переживание человеком своих возможностей, как адекватных тем задачам, которые передним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. У. в с. в к.-л. виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. У. в с. (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности, распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта. [16]

Уверенность в себе - готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний  не снижается только из-за опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия, то имеет место самоуверенность. [17]

Уверенный - 1. Привычный в  своих движениях, твердый, не колеблющийся. Уверенный шаг. Уверенная рука. Уверенный  голос. Уверенные движения. Уверенная  походка.

                        2. Совершенно убежденный в чем-н., твердо верящий в кого-что-н. [18]

Уверенность - Твердая вера в кого-что-н., убежденность. Чувство  уверенности. У. в своих силах. У. в друзьях.

Уверенный - Твердый, не колеблющийся, не сомневающийся. У. шаг. У. ответ. Уверен в себе (не сомневается в своих  силах, возможностях). * Будьте уверены (разг.) - выражение уверенного утверждения. Он справится, будьте уверены. [19]

 

 

 

 

2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов

В качестве некоего психологического феномена "уверенность" занимает внимание психологов уже больше половины столетия. Рост интереса к данной проблеме был вызван тем, что в последнее  десятилетие исследования уверенности  стали носить междисциплинарный  характер и распространились на экономику, политику и другие сферы жизни  человека, где важную роль играет вероятностное  прогнозирование. В связи с этим феномен "уверенность" в большей  степени исследовался в рамках проблемы принятия решения. Отечественные психологи  в основном занимались изучением  уверенности студентов и школьников в себе и своих знаниях в  соотношении с успеваемостью. Но, несмотря на развитие исследований этого  феномена, нужно отметить, что выраженного  подхода, определенной школы в изучении уверенности, а также четкого  и всеми принятого понятия  уверенности на сегодняшний день как в отечественной, так и  в зарубежной психологии не сложилось.

Несмотря на многообразие подходов к феномену "уверенность", выделяют два основных положения  в понимании этого конструкта, сложившиеся как в российской, так и в зарубежной психологии, и соответственно два ведущих  направления исследований: уверенность  в правильности своих суждений и  уверенность в себе.

И. В. Вайнер называет их ситуативной  и личностной уверенностью соответственно. Он считает, что они взаимосвязаны  и являются формами субъективной уверенности. По его мнению, при попадании  в конкретную ситуацию формирование субъективной уверенности происходит, с одной стороны, благодаря опыту, уже имеющемуся у человека, с другой - благодаря системе отношений, сложившихся  к данной ситуации. Этот опыт и отношения  И. В. Вайнер условно назвал субъективным фоном. Согласно его мнению, возможны сочетания высокой личностной уверенности  как с высокой, так и с низкой ситуативной уверенностью, причем для  достижения высокой эффективности  оптимальным является соотношение  высокой личностной и низкой ситуативной  уверенности [10].

Уверенность в суждениях  обычно понималась как характеристика процесса принятия решения. Считалось, что она представляет собой системное  психическое образование, выполняющее  такие функции: когнитивную - рефлексия  субъекта о полученной информации, своих знаниях, вероятностный прогноз  правильности решений; регулятивную - переживание и состояние, связанное  с этими процессами и влияющее на латентность и результат решения (принятие той или иной гипотезы в зависимости от прогноза их правильности) и когнитивно-регулятивную - оценка правильности решения [14].

Что касается уверенности  в себе, то многие данные были получены в контексте исследования других психических явлений. Поэтому уверенность  в себе в разных психологических  исследованиях характеризуется  по-разному. Например, Дж. Вольпе использовал  этот конструкт как показатель открытости личности в отношениях с другими  людьми, Либерман - "как способность  к самовыражению", А. Лазарус - "как  привычку к эмоциональной свободе" [12]. А. Рич и Г. Шредер дали следующее определение уверенности в себе - это "способность искать, поддерживать или усиливать подкрепление в межличностной ситуации благодаря выражению чувств или желаний, когда такое выражение связано с риском не только потерять поддержку, но и быть наказанным" [12, с. 88].

Е. А. Серебрякова рассматривает  уверенность в себе как специфическую  самооценку, измеряемую по трем показателям: величине, степени устойчивости и  степени адекватности. С этой точки  зрения уверенность выступает как  высокая стабильная самооценка, относящаяся  одновременно к операционально-технической  и ценностной стороне собственного "Я". "Характеристики самооценки сохраняют величину и устойчивость и когда речь идет об уровне притязаний, личностном стандарте достижения и  формирующегося на их основе прогноза о достижимости результата, превращаясь, таким образом, в установку на себя" [11].

Рита и Роджер Ульрих предложили определение уверенности, отражающее три аспекта: когнитивные, эмоциональные  и поведенческие компоненты, проявляющиеся  во взаимодействии с социальным окружением. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять  требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. По их мнению, к уверенности  относится также способность  разрешать себе иметь запросы  и требования (установки по отношению  к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и обладание навыками их осуществления (социальные навыки) [13].

В. Г. Ромек и В. Б. Высоцкий разработали и привели определения  уверенности независимо друг от друга, но, что примечательно, эти определения  практически совпали. По их мнению, "уверенность в себе - это принятие своих действий, решений, навыков  как правильных, уместных (то есть принятие себя)" [14, с.56]. То есть в качестве ядра уверенности выступает стабильное позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям, проявляющееся в затрагивающих индивида социальных ситуациях и предполагающих его личное участие. Кроме этого, В. Г. Ромек отмечает, что важным компонентом уверенности в себе являются самооценка индивида собственного поведенческого репертуара и вера в его эффективность. [13].

В качестве ведущих личностных детерминант уверенности были выявлены такие базовые структуры, как  мотивация достижений, волевой самоконтроль и тревожность, а социально-психологическими детерминантами выступили принятие себя, инициатива и смелость в социальных контактах [14].

Представители бихевиористического направления различают три класса проявлений уверенности в себе: выражение положительных чувств, проявление негативных эмоций и умение отказывать в просьбе. А. Лазарус, описывая феномен уверенности в себе, выделил четыре фактора: способность сказать "нет", способность призвать на помощь и обратиться с просьбой, способность выражать негативные и позитивные эмоции и чувства и умение инициировать общение (способность начинать, продолжать или заканчивать разговор). Таким образом, бихевиористы пришли к заключению, что отсутствие или неразвитость той или иной способности (умения) приводит к снижению уверенности в себе. Поэтому уменьшить или снять барьеры, мешающие человеку быть уверенным в себе, можно с помощью обучения его навыкам уверенного поведения, а также проведя тренинг уверенности [12].

Таким образом, уверенность  в себе трактовалась через описание различных психических явлений. Это и способность к самовыражению, и высокая стабильная самооценка, и принятие себя. В качестве ядра уверенности выступает самостоятельно выработанное стабильное позитивное отношение  индивида к собственным навыкам, умениям и способностям.

Были получены некоторые  данные о необходимых условиях формирования уверенности. Например, установлено, что  дефицит общения, однообразие или  отсутствие социальных связей со стороны  социальной среды приводят к значительным недостаткам уверенности. Уверенность  в себе формируется при наличии  разнообразной и адекватной обратной связи при преобладании позитивного  подкрепления успешных попыток реализации личных целей индивида. Позитивные оценки (отношение к индивиду) других людей преобразуются в ходе социализации в привычные позитивные самооценки своих навыков и способностей [13].

 

 

 

2.3  Формирование  уверенности в личности. Самоуверенность. 

Между человеком "уверенным  в себе" и человеком, "переоценивающим  свои навыки и способности", существует большая разница. Давайте конкретней рассмотрим словосочетание - "Уверенность  в Себе", вдумаемся в него и  попробуем перефразировать так, чтобы не утратить первоначальный смысл, вложенный в него носителями русского языка и отшлифованный теми столетиями, на протяжении которых этот язык формировался, развивался и существует по нынешний день включительно. Например, так: "Уверенность в Себе" = "Уверенность в собственном "Я" = "Вера в Себя". Выделим два ключевых слова - "Я" и "Вера". Заметьте, что "Уверенность" в русском языке происходит именно от "Веры" и выражение с первого взгляда не совсем звучное и удобопроизносимое "Веровать в Себя", по своей сути, означает то же самое.

Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет