Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа
Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы
В последующих главах за понятие тревожности мы будем считать именно выведенные нами определения.
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
В данном параграфе рассматривается такое эмоциональное состояние как тревожность и её возникновение в человеке, этапы развития тревожности и проявления признаков тревожности на разных этапах её развития.
Вопрос о причинах тревожности открыт, и в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрастах главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.
Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. “вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической особенности до настоящего времени не решен” [23]. Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.
Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств системы нервной и эндокринной, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, — например, между родителями и детьми. Она обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической; 3) у многих групп людей с поведением отклоняющимся. Исследования тревожности направлены на различение: 1) тревожности ситуативной — связанной с конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности личностной — стабильного свойства личности. Также разрабатываются методы анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.
В дошкольном и младшем
школьном возрасте главной причиной
тревожности считается
Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, “связанной” (например, школьная, экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.
Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность - в благополучных для человека обстоятельствах [23].
Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и “возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному неблагополучию, “защищенность”, возникающая под воздействием защитных механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов вытеснения” [23]. Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.
По мере возрастания тревоги (и тревожности), выражающие их явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Это понятие ввел в 1967 г. психолог Ф.Б. Березин [23], который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации (явлений тревожного ряда) и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней [23].
Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.
На втором уровне ранее
нейтральные стимулы
Третий уровень – собственно тревога - проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.
Четвертый уровень – страх
– возникает при нарастании тревоги
и проявляется в
Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе.
При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать и неопределенная, но очень сильная тревога.
Шестой уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое возбуждение – выражается в “потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума”. [23].
На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне
тревога проявляется как
Оптимальный уровень тревоги
необходим для эффективного приспособления
к действительности (адаптивная тревожность).
Чрезмерно высокий уровень
Психическое состояние тревожности
в процессе обучения человека характеризуется
субъективно переживаемыми
Являясь эмоциональной реакцией
на стресс, тревожность существенным
образом влияет на поведение, оказывая
либо активизирующее, либо дезорганизующее
воздействие. Поэтому большое значение
приобретает изучение данного состояния
в учебной деятельности человека
с целью повышения его
В психологическом плане
состояние тревожности
Определённые состояния возникают в процессе специфических социальных воздействий.
Состояние вызывается или сильными, значительными для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно действующими раздражителями.
Особенности состояний зависит
и от свойств личности, в первую
очередь от типологических и характерологических
особенностей человека. Прослеживая
соотношение психических
Тревога и тревожность
могут быть ослаблены произвольно,
например, с помощью активной деятельности
по достижению цели, специальных упражнений,
специальных приемов
Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств системы нервной и эндокринной, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, — например, между родителями и детьми. Она обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической; 3) у многих групп людей с поведением отклоняющимся. Исследования тревожности направлены на различение: 1) тревожности ситуативной — связанной с конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности личностной — стабильного свойства личности. Также разрабатываются методы анализа тревожности как результата взаимодействий личности и ее окружения.
Исходя из выведенного определения тревожности, это состояние возникает в раннем детстве (но уровень настолько низок, что выявить это практически невозможно, к тому же у маленького ребёнка ещё отсутствует способность вербализовывать свои чувства) в результате процессов воспитания и социализации.
Воспитание и социализация рассматривается в данном случае лишь с точки зрения получения ребёнком, подростком, мужчиной положительных и отрицательных стимулов в ответ на какие-либо их поступки. Поступки – это осознанные или неосознанные действия, которые ребёнок начинает совершать с рождения, получая в ответ одобрение (положительный стимул) или порицание (отрицательный стимул). В процессе становления личности, к достижению возраста совершеннолетия у мужчины есть определённый набор состоящий из отрицательных и положительных стимулов.
Как уже говорилось выше тревожность – состояние определить которое на ранней стадии чрезвычайно сложно, более того – это сделать невозможно. Дело в том, что тревожность – величина, состоящая из множества переменных, разных по своей величине. Для лучшего понимания проведём аналогию, которая наглядно продемонстрирует нам то, что представляет из себя тревожность. Итак, перед нами спортсмен, его удар происходит с огромной скоростью, но если мы искусственно замедлим этот процесс, мы увидим, как каждая мышца напрягается в свою очередь. Каждая мышца по отдельности – не представляет ощутимой силы, но когда они напрягаются вместе, то их силы суммируются и получается сильный удар. Точно так же происходит и с тревожностью – отдельный фактор – (отрицательный или положительный стимул) ничего не значит, но к достижению мужчины возраста 18-20 лет этих факторов накапливается определённое бесчисленное количество, и чем больше отрицательных, тем выше уровень тревожности. Получая стимулы происходит формирование его личности, но он не запоминает то, какие стимулы и когда получал. Этот процесс происходит в обход сознания, и исходя из этого и формируется неопределённое чувство страха перед неопределённым.
На наглядном примере
попытаемся разобраться в этом сложном
психо-физиологическом
Это один из самых простейших примеров, который можно было продемонстрировать – в этом примере ничтожно малое количество переменных, по сравнению с миллиардами ситуаций, которые нам встречаются в процессе жизни. Ситуации носят абсолютно различную направленность по сфере действия, поэтому тревожность у людей возникает в разных сферах жизни, но структура процесса возникновения тревожности едина для всех областей и для всех людей как для женщин так и для мужчин
Изучение возникновения тревожности и уровней тревожности.
Теория дифференциальных эмоций, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность, как она типично описывается, состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом [25].
Теория дифференциальных
эмоций указывает на сочетание аффектов,
которые можно назвать
Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет