Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.

Содержание

Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.08 Кб (Скачать)

В последующих  главах за понятие тревожности мы будем  считать именно выведенные нами определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Появление и развитие тревожности.  Уровни тревожности.

В данном параграфе рассматривается  такое эмоциональное состояние  как тревожность и её возникновение  в человеке, этапы развития тревожности  и проявления признаков тревожности  на разных этапах её развития.

Вопрос о причинах тревожности  открыт, и в настоящее время  преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную  основу (свойства нервной системы), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрастах главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте тревожность  может порождаться внутренними  конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности, т.к. “вопрос о причинах тревожности  как индивидуальной психологической  особенности до настоящего времени  не решен” [23]. Большинство психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов.

Тревожность возникает при  благоприятном фоне свойств системы  нервной и эндокринной, но формируется  прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутриличностного  и межличностного общения, — например, между родителями и детьми. Она  обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых  соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической; 3) у многих групп людей с поведением отклоняющимся. Исследования тревожности  направлены на различение: 1) тревожности  ситуативной — связанной с  конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности  личностной — стабильного свойства личности. Также разрабатываются  методы анализа тревожности как  результата взаимодействий личности и  ее окружения.

В дошкольном и младшем  школьном возрасте главной причиной тревожности считается нарушения  детско-родительских отношений, а в  более взрослом возрасте, включая  студенческий, тревожность может  порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или  частной, “связанной” (например, школьная, экзаменационная, межличностная и  т.д.) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в  зависимости от изменения их значимости для человека.

Кроме того, психологи различают  также адекватную тревожность, которая  является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную, или собственно тревожность - в благополучных для человека обстоятельствах [23].

Тревожность является показателем  неблагополучия личностного развития, и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же негативное воздействие на перспективу  личностного развития оказывает  и “возникающая вследствие тревожности  нечувствительность к реальному  неблагополучию, “защищенность”, возникающая  под воздействием защитных механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов вытеснения” [23]. Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

По мере возрастания тревоги (и тревожности), выражающие их явления  претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда. Это понятие ввел в 1967 г. психолог Ф.Б. Березин [23], который определил феномен явлений тревожного ряда как эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были сформулированы основные градации (явлений тревожного ряда) и дана исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней [23].

Первый уровень явлений  тревожного ряда составляет ощущение внутренней напряженности, которому свойственна  наименьшая интенсивность тревоги  и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней напряженности  выражается в переживаниях напряженности, настороженности и дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит сигналом приближения  более выраженных тревожных явлений.

На втором уровне ранее  нейтральные стимулы приобретают  значимость, а при усилении - отрицательную  эмоциональную окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного  реагирования, определяемого как  раздражительность.

Третий уровень – собственно тревога - проявляется в переживании  неопределенной угрозы, чувстве неясной  опасности.

Четвертый уровень – страх  – возникает при нарастании тревоги  и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При этом объекты, с которыми связывается  страх, не обязательно отражают реальную причину тревоги, действительную угрозу.

Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы – возникает в результате продолжающегося  нарастания тревоги и выражается в переживании невозможности  избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе.

При этом данное переживание  связано не с содержанием страха, а лишь с нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать  и неопределенная, но очень сильная  тревога.

Шестой уровень явлений  тревожного ряда – тревожно-боязливое  возбуждение – выражается в “потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая тревогой, достигает при этом своего максимума”. [23].

 

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются  в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального  давления, возрастании общей возбудимости и снижении порога чувствительности.

На психологическом уровне тревога проявляется как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство  неопределенности и грозящей неудачи, невозможность принять решение  и т.д.

Оптимальный уровень тревоги  необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень тревожности, как и чрезмерно низкий,  может  привести к различным последствиям, в том числе и негативным для  личности.

Психическое состояние тревожности  в процессе обучения человека характеризуется  субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства тревоги, озабоченности, нервозности, которые сопровождаются различными вегетативными реакциями  и возникают в сложных, стрессовых ситуациях, таких, например, как экзамены.

Являясь эмоциональной реакцией на стресс, тревожность существенным образом влияет на поведение, оказывая либо активизирующее, либо дезорганизующее  воздействие. Поэтому большое значение приобретает изучение данного состояния  в учебной деятельности человека с целью повышения его работоспособности  в экстремальных условиях. Именно эта причина стала определяющей для нас в выборе заявленной темы “Тревожность и экзаменационные  испытания у человека”

В психологическом плане  состояние тревожности характеризует  временный, но относительно устойчивый уровень активности человека. Психические  состояния имеют рефлекторную природу  и формируются в определённой обстановке под воздействием внутренних физиологических состояний организма.

Определённые состояния  возникают в процессе специфических  социальных воздействий.

Состояние вызывается или  сильными, значительными для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно  действующими раздражителями.

Особенности состояний зависит  и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических  особенностей человека. Прослеживая  соотношение психических состояний  и типологических свойств личности, психологи делают вывод о том, что “картина поведения, темперамента человека и действительный тип нервной  системы в повседневной жизни  личности нередко не совпадают. В  поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживается резко различные динамические особенности. Эти различия зависят от временных  состояний высшей нервной деятельности” [24].

 

Тревога и тревожность  могут быть ослаблены произвольно, например, с помощью активной деятельности по достижению цели, специальных упражнений,  специальных приемов посредством  релаксации, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.

Тревожность возникает при  благоприятном фоне свойств системы  нервной и эндокринной, но формируется  прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутриличностного  и межличностного общения, — например, между родителями и детьми. Она  обычно повышена: 1) при заболеваниях нервно-психических и тяжелых  соматических; 2) у здоровых людей, переживающих последствия травмы психической; 3) у многих групп людей с поведением отклоняющимся. Исследования тревожности  направлены на различение: 1) тревожности  ситуативной — связанной с  конкретной внешней ситуацией; 2) тревожности  личностной — стабильного свойства личности. Также разрабатываются  методы анализа тревожности как  результата взаимодействий личности и  ее окружения.

 

Исходя из выведенного  определения тревожности, это состояние возникает в раннем детстве (но уровень настолько низок, что выявить это практически невозможно,  к тому же у маленького ребёнка ещё отсутствует способность вербализовывать свои чувства) в результате процессов воспитания и социализации.

Воспитание и социализация рассматривается в данном случае лишь с точки зрения получения ребёнком, подростком, мужчиной положительных и отрицательных стимулов в ответ на какие-либо их поступки. Поступки – это осознанные или неосознанные действия, которые ребёнок начинает совершать с рождения, получая в ответ одобрение (положительный стимул) или порицание (отрицательный стимул). В процессе становления личности, к достижению возраста совершеннолетия у мужчины есть определённый набор состоящий из отрицательных и положительных стимулов.

Как уже говорилось выше тревожность – состояние определить которое на ранней стадии чрезвычайно сложно, более того – это сделать невозможно. Дело в том, что тревожность – величина, состоящая из множества переменных, разных по своей величине. Для лучшего понимания проведём аналогию, которая наглядно продемонстрирует нам то, что представляет из себя тревожность. Итак, перед нами спортсмен, его удар происходит с огромной скоростью, но если мы искусственно замедлим этот процесс, мы увидим, как каждая мышца напрягается в свою очередь. Каждая мышца по отдельности – не представляет ощутимой силы, но когда они напрягаются вместе, то их силы суммируются и получается сильный удар. Точно так же происходит и с тревожностью – отдельный фактор – (отрицательный или положительный стимул) ничего не значит, но к достижению мужчины возраста 18-20 лет этих факторов накапливается определённое бесчисленное количество, и чем больше отрицательных, тем выше уровень тревожности. Получая стимулы происходит формирование его личности, но он не запоминает то, какие стимулы и когда получал. Этот процесс происходит в обход сознания, и исходя из этого и формируется неопределённое чувство страха перед неопределённым.

На наглядном примере  попытаемся разобраться в этом сложном  психо-физиологическом процессе. Когда-то в раннем детстве ребёнок испытывает страх имея перед собой конкретный источник страха в конкретной ситуации (пусть это будет малоосвещённая комната в подвале, в которую залетел мячик, которым играл наш ребёнок. Взяв мяч, он увидел кошку, сидящую на трубе, захотел её погладить, протянул к ней руку и только дотронулся до кошки, как она резко подпрыгнула, и сильно зашипела. Мальчик испугался (получил отрицательный стимул) и опрометью выбежал на улицу, где ему всё знакомо и безопасно), далее про источник страха (животное похожее на кошку) он забывает, но в памяти остаётся ощущение от этого страха. Т.е. вся ситуация, в которой был ребёнок состоит из множества объектов (темнота,  ржавые трубы, сырой запах, резкое движение кошки, громкое шипение кошки, мячик). После происшествия мальчик возвращается во двор и играет в мяч дальше – убеждаясь, что мяч – безопасен и приятен. Но остальные объекты ситуации откладываются в голове как источники повышенной опасности (так как сам он не осознал что они безопасны, а взрослые ему этого не объяснили потому что не узнали о происшествии). В дальнейшем, мальчик попадает в ситуацию, где есть один или более этих объектов, и в этой ситуации с ним снова случается что-то неприятное, и этот отрицательный стимул удваивается. Таким образом источник страха забыт, а страх остался. Страх перед неопределённым равно тревожность.

Это один из самых простейших примеров, который можно было продемонстрировать – в этом примере ничтожно малое количество переменных, по сравнению с миллиардами ситуаций, которые нам встречаются в процессе жизни. Ситуации носят абсолютно различную направленность по сфере действия, поэтому тревожность у людей возникает в разных сферах жизни, но структура процесса возникновения тревожности едина для всех областей и для всех людей как для женщин так и для мужчин

 

 

 

 

Изучение возникновения тревожности и уровней тревожности.

Теория дифференциальных эмоций, возникшая в середине 20 века, предполагает, что тревожность, как  она типично описывается, состоит  из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими  другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом [25].

Теория дифференциальных эмоций указывает на сочетание аффектов, которые можно назвать тревожностью. Например, “индивиды, которые подвержены чувству вины, могут иметь синдромы страх-вина или страх - стыд - вина. Другие при этом могут испытывать такие  комбинации как страх - страдание, страх - гнев, или страх - страдание - гнев. Однако в любом случае доминирующей в синдроме тревожности эмоцией  должен быть страх” [24].

Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет