Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить понятия уверенности и тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.
Задачи исследования:
1.Дать характеристику психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет.
2. Изучить теоретические подходы к исследованию понятий уверенности и тревожности в психологии.
3. Провести экспериментальное исследование по выявлению возможной взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет.

Содержание

Введение
1. Характеристика психосоциальных особенностей личности мужчин 18-20 лет
1.1 Физиологические особенности
1.2 Психосоциальные особенности
2. Подходы к изучению понятия уверенности в психологии
2.1 Определения понятия «уверенность»
2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов
2.3 Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.
2.4 Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.
3. Изучение понятия тревожности в отечественной и зарубежной психологии
3.1 Определения понятия «тревожность»
3.2 Появление и развитие тревожности. Уровни тревожности.
3.3 Тревожность у мужчин 18-20 лет
4. Исследование уровней уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет
4.1 Организация и методы исследования
4.2 Результаты и интерпретация констатирующего эксперимента
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 86.08 Кб (Скачать)

Изучение взаимосвязи  уверенности  и  тревожности у  мужчин 18-20 лет

План

Введение

1. Характеристика  психосоциальных особенностей  личности мужчин 18-20 лет

1.1  Физиологические особенности 

1.2  Психосоциальные особенности   

2.    Подходы  к изучению    понятия уверенности   в  психологии

2.1 Определения понятия «уверенность»

2.2 Понятие феномена «уверенность» в подходах разных авторов

2.3  Формирование уверенности в личности. Самоуверенность.

2.4  Неуверенность у мужчин 18-20 лет. Типы личности и их влияние.

3. Изучение   понятия  тревожности  в отечественной и зарубежной психологии  

3.1 Определения понятия  «тревожность»

3.2 Появление и развитие  тревожности.  Уровни тревожности.

3.3  Тревожность у мужчин 18-20 лет

4.   Исследование  уровней уверенности и тревожности  у мужчин 18-20 лет

4.1  Организация и методы  исследования          

4.2  Результаты   и  интерпретация  констатирующего   эксперимента  

Заключение

Список использованной литературы    

 

 

 

Введение

Наша современная жизнь  сложна и многообразна,  и многое в ней определяется уровнем развития человека к моменту наступления  взрослости. В течение жизни человек  проходит последовательные  этапы  взросления, связанные с критическими периодами развития.  Преодоление  этих кризисов в определенной степени  влияет на формирование  личности.

     Данная работа  направлена на изучение  взаимосвязи  уверенности и тревожности   у мужчин 18-20 лет. 

     С наступлением  данного возраста, молодой мужчина вступает в пору взрослой жизни, связанной с серьезными  и ответственными  поступками,  принятием самостоятельных решений. В этот период    юноша стоит перед главным жизненным выбором – выбором будущей профессии, и его задача не совершить ошибку.   Эта стадия жизненного пути характеризуется с одной стороны адаптацией  к имеющимся социальным условиям, а с другой – самостоятельностью,  способностью  создавать нечто новое.  Эти свойства неодинаково выражены у разных людей. В результате одни переживают наступление взрослости как обогащение своей личности, расширение сферы жизнедеятельности, повышение уровня самоконтроля и т.д.  Другие, напротив, занимают позицию приспособления к объективным обстоятельствам, отказа от индивидуальности, утрачивают свободу самовыражения [1].  Такая жизненная позиция может быть связана с наличием у молодого человека таких характерологических особенностей, как повышенная тревожность, снижение самооценки, низкий уровень уверенности в себе.

     Таким образом,  актуальность выбранной темы  связана с наличием внутренних  противоречий, возникающих у молодых  людей в данный возрастной  период.

     Цель работы: изучить понятия    уверенности и    тревожности. Исследовать взаимосвязь уровней уверенности и тревожности у мужчин  18-20 лет. 

 Объект исследования:  тревожность мужчин 18-20 лет

Предмет исследования: зависимость тревожности от уровня уверенности

Задачи исследования:

1.Дать характеристику  психосоциальных особенностей  личности  мужчин 18-20 лет.

2. Изучить теоретические  подходы к исследованию понятий   уверенности и тревожности   в психологии.  

3. Провести экспериментальное  исследование по выявлению   возможной взаимосвязи уверенности  и тревожности  у мужчин 18-20 лет.

 Гипотеза: предполагается, что низкий уровень уверенности в себе у мужчин 18-20 лет приводит повышению тревожности. 

Методы исследования:

    1.  метод наблюдения;

    2. методы психодиагностики: групповое и индивидуальное тестирование  по специальным методикам, направленным  на определение уровня уверенности  и тревожности.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика  психосоциальных особенностей  личности  мужчин 18-20 лет 

1.1 Физиологические  особенности 

     Физиология  молодого мужчины  непосредственно  связана с его развитием   в подростковом возрасте, когда   в организме происходят сложные  изменения — ускорение роста  тела, изменение физического облика  и психики. 

     У мальчиков  сроки начала и темпы развития  полового созревания колеблются  в очень широких пределах. Чаще  начало полового созревания отмечается  в 10—14 лет.   В   период  полового созревания происходит  глубокая перестройка всего организма.  Активизируется деятельность желез  внутренней секреции. Под влиянием  гормонов гипофиза ускоряется  рост тела в длину, усиливается  деятельность щитовидной железы, надпочечников, начинается активная  деятельность половых желез. Для  14—16 лет характерно прогрессирование  полового созревания, первые поллюции [4].  Происходящие в организме  изменения сказываются на настроении  и поведении подростка. Резкое  усиление деятельности желез  внутренней секреции, интенсивный  рост, структурные и физиологические  изменения в организме повышают  возбудимость центральной нервной  системы, что отражается на  эмоциональном уровне: эмоции подростков  подвижны, изменчивы, противоречивы;  повышенная чувствительность сочетается  в них с черствостью, застенчивость  – с развязностью; проявляются  чрезмерный критицизм и нетерпимость  к родительской опеке. Постепенно, в 16-18 лет наступает некоторое  сглаживание физиологических изменений.  В 18—20 лет  отмечается постепенная  остановка роста,  происходит  завершение полового созревания [2].

       Один  из важных признаков завершения  полового созревания — установление  регулярной активности половых  желез. Половые гормоны оказывают  значительное влияние на обмен  веществ, чем обусловливают количественные  и качественные особенности обмена  веществ мужского организма. Андрогены  усиливают синтез белка в организме  и мышцах, что увеличивает их  массу, способствуют образованию  костей и потому повышают вес  тела, уменьшают синтез гликогена  в печени. Эстрогены, наоборот, увеличивают  синтез гликогена в печени  и отложение жира в организме.  В норме в мужском организме  должно быть достаточное количество  половых гормонов (андрогенов). Образно  говоря, андрогены создают мужчину  — его маскулинный (мужественный) облик, характер, темперамент и   сексуальность [3].

     Возраст, при  котором начинается половая жизнь,  определяется половым созреванием.  Ее интенсивность, т.е. частота  половых сношений, зависит как  от врожденных особенностей каждого  человека, так и от ряда внешних,  главным образом социальных, факторов: особенностей характера и темперамента, воспитания в семье, в т.ч.  полового, условий жизни, отношений  со сверстниками,  и т.д. Есть  данные, что в городах половое  созревание подростков обычно  наступает раньше, чем в сельской  местности.  К 18 годам гормональная  активность, в частности уровень  тестостерона достигает максимального  значения, что непосредственно сказывается  на выраженной сексуальности.  В рассматриваемом возрасте   возможно  вступление в брак,  после которого половая жизнь,  как правило, приобретает регулярность. Основными проявлениями сексуальности  являются либидо и половой  акт. Либидо, или половое влечение, может значительно меняться в  своей выраженности в зависимости  от полового воздержания и  ряда чисто ситуационных факторов. Оно обусловливается функционированием  половых желез, создающих определенную  концентрацию половых гормонов  в крови, что является общим  фоном, придающим специфическую  сексуально-эротическую окраску  поведению, направляя внимание  индивидуума на сексуальный объект. Важное значение для самосознания  мужчины в 18-20 лет имеет формирование  отношения к любви, своим ожиданиям,  и установкам по поводу любви  и секса, выбор спутника жизни.

     Таким образом,  с точки зрения физиологии,  у мужчины    18-20 лет  наблюдается   стабилизация  изменений, касающихся  развития основных органов и  систем организма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Психосоциальные  особенности  

     Период молодости  или «становления» - это период, когда юноша не только в  физиологическом, но и в социальном  аспекте превращается в  зрелую  личность,  мужчину, самостоятельного  в экономическом и социальном  отношении человека. Делая акцент  на возраст 18-20 лет, можно отметить, что далеко не все мужчины   в этот период экономически  независимы. Большинство  ещё  не имеют профессии,  являясь  студентами, и соответственно живут  на средства родителей. Многие  проходят службу в рядах вооруженных  сил, т.е. тоже не имеют своего  заработка. Некоторые, в силу  обстоятельств, вынуждены, или  по собственному желанию устраиваются  на работу, не имея специального  образования. Но их заработная  плата в большинстве случаев  не может удовлетворить современные  потребности.  В результате возникает  множество причин для возникновения  личностных переживаний, психологических  проблем, а порой серьёзных  душевных травм. Многое здесь  зависит от  того реального  восприятия действительности в  котором находятся молодые люди, от их чувства ответственности,  от способности  правильно  оценивать происходящие в их  жизни события, и принимать   самостоятельные  решения.

В этом возрасте  обязательной имеет место быть  переоценка ценностей, в результате которой молодой человек именно  психологически отделяется от семьи, от родителей.  В зависимости от  стиля воспитания, существовавшего в каждой конкретно взятой семье,  такое отделение может происходить по-разному. Соответственно это может быть адекватно воспринимаемая каждой стороной ситуация,  а может быть болезненным разрывом отношений, тяжелым   затянувшимся конфликтом.

     Половозрастные  особенности и процессы всегда  тесно переплетаются с личностными,  и важное значение здесь имеют  процессы развития самосознания,  динамика саморегуляции  образов  «Я» [1]. Самоопределение человека  в 18-20 лет во многом зависит  от того, насколько на более  ранних стадиях развития сформировалась  автономия, инициатива, доверие к  миру, уверенность в своей физической, интеллектуальной полноценности,  значимости. Другими словами, в  данном возрасте должна быть  создана целостная форма эгоидентичности,  признание себя со стороны  других. В противном случае, происходит  диффузия идентичности, своё «Я»  оказывается несформированным, молодой  человек не осознает своих  целей, может наблюдаться возврат  к инфантильным, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое  чувство тревоги, чувство одиночества,  опустошённости. Как результат, может  возникать страх перед личным  общением, неспособность эмоционально  воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к обществу, чувство «непризнания себя» со стороны окружающих людей [8].  

     Одним из  важных критериев психосоциальных  особенностей мужчин 18-20 лет являются  индивидуально-типологические особенности,  а именно принципиально разные  типы развития.  Одним свойственны  периоды серьёзных эмоциональных  и поведенческих трудностей, острых  конфликтов с окружающими и  с самим собой. У других жизнь  протекает плавно и размеренно, они включаются во взрослую  жизнь сравнительно легко, хотя, в некоторой степени, пассивно.  Данные механизмы приспособления  могут блокировать формирование  самостоятельности и активности.  Третий тип характеризуется быстрыми  скачкообразными изменениями, но  эти изменения находятся под  контролем самой личности, и не  вызывают резких эмоциональных  срывов. Такой тип молодых мужчин  характеризуется ранним определением  своих жизненных целей, высоким  уровнем самоконтроля, самодисциплины  и потребности в достижениях.   Они активно формируют собственную  личность  [1].  Существует также  тип развития, переживающий, как  отмечалось выше,  стадию диффузного  «Я» или «ролевого моратория». Эти молодые люди отличаются  меньшей психологической самостоятельностью,  повышенной конформностью, их  сознание не выходит за  рамки  обыденных норм и представлений,   межличностные отношения недостаточно  глубоки. Слишком поспешное самоопределение  путем бездумного, пассивного принятия  готовых образцов и шаблонов  деятельности сочетается с ригидностью  интеллектуальных процессов и  стереотипным, формальным стилем  общения [8].

     Основное влияние  на эмоциональную сферу молодого  мужчины оказывает характер и  темперамент.  Характер отличается  относительной устойчивостью и  определяет индивидуальность и  своеобразие личности.  В связи  с этим тип молодых мужчин  может иметь экстравертированную  или интровертированную направленность,  что соответственно определяет  уровень общительности или замкнутости   конкретного человека. Поскольку  общение с окружающими людьми  играет исключительно важную  роль для становления молодого  мужчины, становится очевидным,  насколько удовлетворена его  потребность в признании, контроле, потребности в принятии, эмоциональном  тепле и любви [9]. 

     Потребность  в признании  у мужчины    связана со стремлением быть замечаемым другими людьми, быть значимым и ценным для них.  Мужчина, которому недостает признания,  считает, что другие люди не понимают его, не считаются с ним. У такого человека появляется  и растет враждебность к остальным, подозрительность и т.д.

Информация о работе Изучение взаимосвязи уверенности и тревожности у мужчин 18-20 лет