Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:09, дипломная работа
Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейных пар.
Введение ...........................................................................................................................................3
Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений
1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка ……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием
анализа возможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практика транзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов
2.1. Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42
2.2 Результаты исследования …………………………………………………........... 45
Выводы ………………………………………………………………………………………… 53
Заключение …………………………………………………………………………………… 54
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………… 55
Другой вариант: партнер проводит контрманипуляцию: принимает навязываемую манипулятором игру, затем проводит контрудар, в результате которого незадачливый манипулятор выглядит в неприглядном свете. Результат – поражение манипулятора, большое психологическое преимущество партнера. Это, безусловно, ухудшит отношения, а возможно, и приведет к конфликту.
Или: партнер активно защищается, расставляя точки над i, не стесняясь, сообщает манипулятору о своих потерях в случае, если пойдет у того на поводу. Результат – возможное охлаждение отношений. Также партнер может осуществить пассивную защиту – делая вид, что не понял, не расслышал, переводя разговор на другую тему. Результат – ничья, сохранение отношений на прежнем уровне с некоторым психологическим преимуществом защитившегося.
Приложение №2
Техники ТА
Техника «Определение эго-состояния»
Упражнение 1.
Напишите по одному примеру на каждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению к другим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйте столбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в каком состоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческие факторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей. Учитесь распознавать их.
Упражнение 2.
Возьмите лист бумаги и озаглавьте его: «Я человек, который…» Затем за 2 минуты опишите себя. На другом листе напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. А теперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые.
Техника «Определение транзакций»
Упражнение 1.
Нарисуйте параллельные и пересекающиеся транзакции из вашей жизни. Для каждого случая продумайте слова-стимулы и слова-реакции.
Упражнение 2.
Работа в группе. Три добровольца рассаживаются перед группой на стульях, и каждый выбирает роль Родителя, Взрослого, Ребенка. Теперь приглашаются еще три добровольца, которые будут Ребенком, Взрослым, Родителем лица противоположного пола. Стулья ставятся так, чтобы Р-Р, В-В и Д-Д были напротив друг друга. Это супружеская пара, у которой возникли проблемы. Наглядно демонстрируется взаимодействие.
Техника «Поглаживания»
Упражнение 1.
Просьба о поглаживании. Выбирается участник, который в течение трех минут будет просить других о поглаживании. Остальные участники отвечают поглаживанием в том случае, если они искренне хотят его дать.
Техника «Структурирование времени»
Упражнение 1.
Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте круг и поделите его на части времени, которое вы обычно каждый день тратите на шесть способов структурирования времени.
Техника «Определение жизненного сценария»
Упражнение 1.
Напишите на бумаге какое
название у вашего сценария? Что
это за сценарий? Веселый или
печальный? Победный или
Нарисуйте свою сценарную матрицу. 1. Приказания. Просмотрев список из 12 приказаний, отметьте важные для вас. 2. Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. 3. Программа. Вспомните, как в детстве вам показывали пример, как нужно достичь определенного сценарного результата. «Вот как…».
Подумайте и напишите ответ на вопрос: Что случается с людьми вроде меня?
Техника «Работа с игнорированием»
Упражнение 1.
Вспомните последнюю ситуацию, которая закончилась для вас неблагоприятным образом. Такая ситуация представляет собой проблему, которую вы не решили. Попробуйте выявить аспекты реальности, которые вы игнорировали. Были ли в этой ситуации пути разрешения, которые вы не использовали? Можете ли вы определить, в чем выразилось преувеличение? Можете ли вы определить пассивные типы поведения, используемые вами в этой ситуации?
Техника «Работа с мировосприятием и искажением»
Упражнение 1.
Вместе с другим участником проиграйте роли с применением отклоняющихся и блокирующихся транзакций. Упражнение дает практические навыки распознавания и борьбы с этими транзакциями, которые люди применяют неосознанно.
Техника «Работа с симбиозом»
Упражнение 1.
Первая часть упражнения
предназначена для того, чтобы
человек почувствовал симбиоз.
Когда два человека опираются
друг на друга, то она чувствую
Техника «Работа с системой рэкета»
Упражнение 1.
Рассматриваются примеры
неприятных ситуаций, нужно описать
свои чувства в них.
Техника «Игры и анализ игр»
Упражнение 1.
Письменно ответьте на вопросы. 1. Что постоянно происходит со мной? 2. Как все это начинается? 3. Что происходит потом? 4. (Загадочный вопрос) 5. А потом? 6. (Загадочный вопрос) 7. Чем все это заканчивается? 8. а) Как я себя чувствую? б) Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек? Загадочные вопросы: 4. В чем заключается мое секретное послание другому человеку? 6. В чем заключается секретное послание ко мне другого человека? «Загадочные вопросы» находятся в конце упражнения. Не смотрите на них, пока вы не ответили на все вопросы плана игры. После этого ответьте на два «загадочных вопроса». Ответы на «загадочные вопросы» являются психологическими посланиями в транзактной диаграмме игры.
Приложение №3
Этический кодекс Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (ЕАТА).
Признавая, что
профессиональная этика является набором
Родительских правил о том, что правильно,
а что - нет, Этическое Положение
ЕАТА служит дополнительным содействием
развитию Взрослого процесса в области
этики с акцентом на установлении
ясного Взрослого контракта.
Мы признаем, что через процесс сертификации
ЕАТА устанавливает социальный контракт,
который приглашает общество верить, что
сертифицированные и регулярные члены
ЕАТА признают и придерживаются этических
предпосылок и принципов данного документа.
Мы также признаем, что члены не всегда
используют эти этические принципы и,
тем не менее, что конфронтация члена иногда
желательна и/или необходима.
Далее мы признаем, что если поведение
человека выражает недостаток включенности
или последовательности в этих принципах,
его сертификация, обучающий контракт
и/или членство могут быть приостановлены
ЕАТА до тех пор, пока исполнение не будет
гарантировано.
Эти принципы представляют собой консенсус
Родительских ценностей, Взрослых данных
и Детских прав.
ПРИМЕР КОНТРАКТА МЕЖДУ ТА-ТЕРАПЕВТОМ И КЛИЕНТОМ
На протяжении всего времени совместной работы ТА-терапевт и клиент точно соблюдают следующие взаимные обязательства.
1. Обязательства ТА-терапевта:
2. Обязательства клиента:
Обязательная литература по транзактному анализу:
Дата:____________________
ТА-терапевт / /______________
Клиент/
Приложение №5
Групповой контракт
ГРУППОВОЙ КОНТРАКТ
На протяжении всего времени существования психотерапевтической группы участники группы и её лидер, точно соблюдают следующие взаимные обязательства.
1. Права и обязанности лидера группы:
• В полной мере использовать весь свой потенциал знаний, навыков и способностей в работе с группой в целом и с каждым её
участником. Квалифицированно помочь участникам группы в выполнении их терапевтических контрактов.
• Обеспечить безопасность каждого участника группы во время групповых сессий.
• Останавливать групповое взаимодействие или монолог участника группы в том случае, если это взаимодействие или монолог не
полезны для группового процесса.
• Исключить из группы участника, который игнорировал З предупреждения лидера, и продолжает участвовать в деструктивных
(не полезных)
для группового процесса
• Записывать всё происходящее во время каждой сессии на аудио- носители, обеспечить недоступность всех записей для любых
людей, не являющихся участниками группы. Участники группы могут пользоваться записями только в группе.