Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отношений в браке)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейных пар.

Содержание

Введение ...........................................................................................................................................3

Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений

1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка ……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием
анализа возможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практика транзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36

Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов

2.1. Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42
2.2 Результаты исследования …………………………………………………........... 45


Выводы ………………………………………………………………………………………… 53

Заключение …………………………………………………………………………………… 54

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………… 55

Работа содержит 1 файл

Diplom TA.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

         Другой  вариант: партнер проводит контрманипуляцию: принимает навязываемую манипулятором игру, затем проводит контрудар, в результате которого незадачливый манипулятор выглядит в неприглядном свете. Результат – поражение манипулятора, большое психологическое преимущество партнера. Это, безусловно, ухудшит отношения, а возможно, и приведет к конфликту.

            Или: партнер активно защищается, расставляя точки над i, не стесняясь, сообщает манипулятору о своих потерях в случае, если пойдет у того на поводу. Результат – возможное охлаждение отношений. Также партнер может осуществить пассивную защиту – делая вид, что не понял, не расслышал, переводя разговор на другую тему. Результат – ничья, сохранение отношений на прежнем уровне с некоторым психологическим преимуществом защитившегося.

 

Приложение №2

    Техники  ТА                               

Техника «Определение эго-состояния»

Упражнение 1.

    Напишите по одному  примеру на каждый из трех способов (Родитель-Взрослый-Ребенок) своего поведения, мыслей и чувств за последние сутки. Вспомните случаи, когда вы вели себя по отношению к другим из какого-либо эго-состоянии. Составьте свою эгограмму. Нарисуйте столбик над названием каждого эго-состояния, высота столбика указывает, в каком состоянии вы находитесь чаще всего. Запишите пять новых типов поведения, которые можно использовать для увеличения желаемого эго-состояния, и начните практиковать со следующей недели. Можно также отразить поведенческие факторы эго-состояний. Наблюдайте за проявлениями эго-состояний других людей. Учитесь распознавать их.

 

Упражнение 2.

     Возьмите лист бумаги  и озаглавьте его: «Я человек,  который…» Затем за 2 минуты опишите  себя.  На другом листе напишите все девизы и убеждения, которые вы слышали от своих родителей. А теперь, с позиции Взрослого, посмотрите ваши списки и решите какие варианты нуждаются в изменении в соответствии со взрослой реальностью, вычеркните их и замените на новые.

 

  Техника «Определение транзакций»

Упражнение 1.

Нарисуйте параллельные и пересекающиеся транзакции из вашей жизни. Для каждого  случая продумайте слова-стимулы и  слова-реакции.

Упражнение 2.

Работа в группе. Три добровольца  рассаживаются перед группой  на стульях, и каждый выбирает роль Родителя, Взрослого, Ребенка. Теперь приглашаются еще три добровольца, которые будут Ребенком, Взрослым, Родителем лица противоположного пола. Стулья ставятся так, чтобы Р-Р, В-В и Д-Д были напротив друг друга. Это супружеская пара, у которой возникли проблемы. Наглядно демонстрируется взаимодействие.

 

Техника «Поглаживания»

Упражнение 1.

Просьба о поглаживании. Выбирается участник, который в течение трех минут будет просить других о  поглаживании. Остальные участники  отвечают поглаживанием в том случае, если они искренне хотят его дать.

 

Техника «Структурирование времени»

Упражнение 1.

Составьте схему структурирования времени. Для этого нарисуйте  круг и поделите его на части времени, которое вы обычно каждый день тратите  на шесть способов структурирования времени.

 

Техника «Определение жизненного сценария»

Упражнение 1.

   Напишите на бумаге какое  название у вашего сценария? Что  это за сценарий? Веселый или  печальный? Победный или трагический?  Интересный или скучный? Чем  заканчивается ваш сценарий? Неплохо записать ваши ответы на пленку и прослушать после. Вспомните стрессовые ситуации постепенно от недавних до самых ранних, это поможет понять связь между вашими повседневными переживаниями и детскими переживаниями из прошлого.

 

 

       Нарисуйте свою сценарную матрицу. 1. Приказания. Просмотрев список из 12 приказаний, отметьте важные для вас. 2. Контрсценарий. Вспомните фразы «делай…», «не делай…» (указания и запреты), а также девизы и лозунги, которые родители вам часто говорили в детстве. 3. Программа. Вспомните, как в детстве вам показывали пример, как нужно достичь определенного сценарного результата. «Вот как…».

    Подумайте и напишите  ответ на вопрос: Что случается  с людьми вроде меня?

 

Техника «Работа с игнорированием»

Упражнение 1.

     Вспомните последнюю  ситуацию, которая закончилась для  вас неблагоприятным образом.  Такая ситуация представляет  собой проблему, которую вы не решили. Попробуйте выявить аспекты реальности, которые вы игнорировали. Были ли в этой ситуации пути разрешения, которые вы не использовали? Можете ли вы определить, в чем выразилось преувеличение? Можете ли вы определить пассивные типы поведения, используемые вами в этой ситуации?

Техника «Работа с мировосприятием и искажением»

Упражнение 1.

    Вместе с другим участником  проиграйте роли с применением  отклоняющихся и блокирующихся  транзакций. Упражнение дает практические  навыки распознавания и борьбы с этими транзакциями, которые люди применяют неосознанно.

 

Техника «Работа с симбиозом»

Упражнение 1.

     Первая часть упражнения  предназначена для того, чтобы  человек почувствовал симбиоз.  Когда два человека опираются  друг на друга, то она чувствуют себя удобно, так как ощущают поддержку. Однако некоторые могут также испытывать страх, когда другой человек выходит из контакта и позволяет им упасть. Человек боится, что без партнера он не сможет стоять на ногах.

 

Техника «Работа с системой рэкета»

Упражнение 1.

     Рассматриваются примеры  неприятных ситуаций, нужно описать  свои чувства в них. Выясняется, что у каждого есть свой  набор чувств, которые мы используем  при определенных ситуациях. Отмеченное  чувство является тем чувством, которое было скопировано или поощрялось вашей семьей, в то время как другие чувства не поощрялись или запрещались.

 

Техника «Игры и анализ игр»

Упражнение 1.

     Письменно ответьте  на вопросы. 1. Что постоянно происходит  со мной? 2. Как все это начинается? 3. Что происходит потом? 4. (Загадочный вопрос) 5. А потом? 6. (Загадочный вопрос) 7. Чем все это заканчивается? 8. а) Как я себя чувствую? б) Как, с моей точки зрения, чувствует себя другой человек?  Загадочные вопросы: 4. В чем заключается мое секретное послание другому человеку? 6. В чем заключается секретное послание ко мне другого человека? «Загадочные вопросы» находятся в конце упражнения. Не смотрите на них, пока вы не ответили на все вопросы плана игры. После этого ответьте на два «загадочных вопроса». Ответы на «загадочные вопросы» являются психологическими посланиями в транзактной диаграмме игры.  

                                                          

                       

   Приложение №3

 

Этический кодекс Европейской Ассоциации Транзактного Анализа (ЕАТА).

Признавая, что  профессиональная этика является набором  Родительских правил о том, что правильно, а что - нет, Этическое Положение  ЕАТА служит дополнительным содействием  развитию Взрослого процесса в области  этики с акцентом на установлении ясного Взрослого контракта. 
Мы признаем, что через процесс сертификации ЕАТА устанавливает социальный контракт, который приглашает общество верить, что сертифицированные и регулярные члены ЕАТА признают и придерживаются этических предпосылок и принципов данного документа. 
Мы также признаем, что члены не всегда используют эти этические принципы и, тем не менее, что конфронтация члена иногда желательна и/или необходима. 
Далее мы признаем, что если поведение человека выражает недостаток включенности или последовательности в этих принципах, его сертификация, обучающий контракт и/или членство могут быть приостановлены ЕАТА до тех пор, пока исполнение не будет гарантировано. 
Эти принципы представляют собой консенсус Родительских ценностей, Взрослых данных и Детских прав.

  1. Член ЕАТА признает достоинство любого человека безотносительно к его физическому, психическому, социальному или экономическому статусу.
  2. Члены ЕАТА в своих публичных заявлениях (и письменных, и устных) должны воздерживаться от уничижительных утверждений, выводов и/или инсинуаций, умаляющих положение, квалификацию или характер членов; поддерживать в сознании свою ответственность как представителей ЕАТА и Транзактного анализа.
  3. Главной обязанностью членов ЕАТА являются обеспечение клиентам максимально возможных услуг и действие таким образом, чтобы не причинять преднамеренного вреда ни одному клиенту.
  4. Члены ЕАТА будут стараться развивать в своих клиентах сознание и функционирование с позиций достоинства, автономности и личной ответственности.
  5. Этичная практика ТА предполагает вхождение в открытое контрактное отношение с клиентом, которое член ЕАТА и клиент должны быть в состоянии и хотеть осуществить: Когда клиент не может или не хочет функционировать автономно и ответственно в рамках этих контрактных отношений, член ЕАТА должен разорвать эти отношения таким образом, чтобы не причинить вреда клиенту.
  6. Член ЕАТА не должен эксплуатировать своего клиента, каким бы то ни было образом, включая финансовые и сексуальные аспекты. Сексуальные отношения между членами ЕАТА и их клиентами запрещены.
  7. Члены ЕАТА не должны заключать или поддерживать профессиональный контракт, если другие действия или отношения между членом ЕАТА и клиентом могут подвергать опасности профессиональный контракт.
  8. Профессиональные отношения между членом ЕАТА и клиентом определяются контрактом и завершаются с его прекращением. Однако определенная профессиональная ответственность продолжается, несмотря на прекращение контракта. Она включает, но не ограничивается, следующим: а) сохранение конфиденциальности; б) избегание любого типа эксплуатации прежних отношений; в) заботу о любой необходимой дополнительной помощи.
  9. Члены ЕАТА будут действовать и оказывать услуги клиентам в полном соответствии с существующими законами штата и/или страны, в которой они проживают.
  10. При установлении профессиональных отношений члены ЕАТА берут на себя ответственность за обеспечение подходящего окружения, включая такие веши как: определение характера соблюдаемой конфиденциальности; обеспечение физической безопасности, соответственно форме деятельности, в которую вовлекается клиент; и достижение информированного согласия на процедуры с высоким риском.
  11. Если члены ЕАТА осознают, что личностные конфликты или медицинские проблемы могут помешать их способности выполнять контрактные отношения, они должны либо прервать контракт в ответственной профессиональной форме, либо полностью обеспечить клиента информацией, необходимой ему для решения о продолжении контрактных отношений.
  12. Члены ЕАТА берут на себя ответственность конфронтировать коллег, которые, при достаточно веских основаниях считать так, действуют не этично. В случае отсутствия решимости конфронтировать коллегу лично, сообщать о неэтичных действиях коллег в соответствующий профессиональный орган.
  13. Профессиональные члены ЕАТА берут обязательства продолжать профессиональное и личностное развитие и сохранять квалификацию в своих областях через такие виды деятельности, как обучающие воркшопы, конференции, формальную текущую работу, профессиональные публикации, чтение профессиональной литературы и вхождение в профессиональные организации.

 

 

                                                                                                                     

 

 

   

                                                                                                                                       Приложение №4                                                     

ПРИМЕР  КОНТРАКТА МЕЖДУ ТА-ТЕРАПЕВТОМ И  КЛИЕНТОМ

На протяжении всего времени совместной работы ТА-терапевт и клиент точно соблюдают следующие взаимные обязательства.

1. Обязательства  ТА-терапевта:

  • В полной мере использовать весь свой потенциал знаний, навыков и способностей в работе с клиентом с тем, чтобы квалифицированно помочь клиенту в решении его проблемы.
  • Обеспечить безопасность клиента во время консультаций (психоаналитических сессий).
  • ТА-терапевт записывает всё происходящее во время каждой сессии на аудио- носители, обязуется предупреждать об этом клиента и обеспечить недоступность всех записей для третьих лиц.
  • Обеспечить конфиденциальность всей информации, касающейся клиента.
  • Контролировать соблюдение графика работы и планировать отмену и перенос сессии только в случае объективной необходимости.
  • Предупреждать клиента об отмене или переносе сессии не позднее 21.00 часов предыдущего дня перед намеченной сессией. Если это обязательство не соблюдено, ТА-терапевт обязуется предоставить клиенту 1\2 сессии (30 минут) за свой счёт.
  • Сообщать клиенту о планируемом отпуске не менее чем за четыре сессии вперёд. ТА-терапевт имеет право взять перерыв в работе в следующих случаях: 1) на время ежегодного отпуска – не более 30-ти календарных дней; на время новогодних и рождественских каникул – не более 3-х недель; 2) на время декретного отпуска и по уходу за ребёнком – не более трёх лет; 3) в случае психологической травмы – не более полугода.
  • На время перерыва в работе длительностью более месяца ТА-терапевт обязуется рекомендовать клиенту другого психотерапевта, квалификация и специализация которого соответствует необходимой клиенту помощи.

  2. Обязательства  клиента:

  • Посещать каждую намеченную консультацию (сессию) и заблаговременно сообщать о планируемых пропусках.
  • Предупреждать ТА-терапевта об отмене или переносе сессии не позднее 21.00 часа предыдущего дня перед намеченной сессией. Если это обязательство не соблюдено, клиент обязуется оплатить 1\2 стоимости пропущенной или перенесённой сессии.
  • В процессе психотерапевтической работы (на сессиях и между сессиями) использовать весь свой энергетический, психический и интеллектуальный потенциал для решения своей проблемы, а именно:
  • Продолжать осознавание тех аспектов, которые обсуждались на сессии,
  • Развивать спонтанность (своих реакций, чувств и поступков);
  • Пробовать новые способы поведения (безопасные для себя и других людей) в привычных ситуациях и в отношениях с другими людьми;
  • Отслеживать и анализировать свои чувства и реакции других людей в каждый момент времени;
  • Изучить основы ТА - транзактного анализа. Применять ТА в повседневной жизни.
  • Делать оплату вначале каждой сессии.
  • Не наносить себе вред на сессиях и между ними.
  • Не наносить вред имуществу ТА-терапевта, помещению и обстановке.
  • В случае намеренного или ненамеренного повреждения психоаналитического помещения или обстановки клиент обязуется возместить причинённый ущерб в соответствии с рыночной стоимостью повреждённых предметов или ремонта.
  • Не приходить на сессии под воздействием алкоголя и не прописанных врачом препаратов.
  • Информировать ТА-терапевта о приёме лекарств, об изменениях дозы принимаемых лекарств и об отказе от принимаемых лекарств.
  • Информировать ТА-терапевта об изменениях в следующих аспектах своей жизни: работе, образовании, отношениях с родителями, родственниками, близкими друзьями, мужем (женой), сексуальными партнёрами.
  • Информировать ТА-терапевта об изменениях в своём физическом и психологическом самочувствии.
  • Сообщать ТА-терапевту о планируемом отпуске не менее чем за две сессии вперёд.
  • Сообщить ТА-терапевту о планируемом уходе из психологической работы не менее чем за две сессии вперёд.
    1. Клиент может звонить и писать ТА-терапевту
    1. Во время приёмов других клиентов ТА-терапевт не отвечает на телефонные звонки. В это время клиент может оставить сообщение на автоответчике ТА-терапевта или, если автоответчик не включён, прислать SMS-сообщение.
    2. Кроме указанных здесь обязательств, ТА-терапевт и клиент отдельно договариваются о сроках совместной работы и её цели (составляют контракт на изменение).

Обязательная  литература по транзактному анализу:

  1. Эрик Берн  «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры», «Секс в человеческой любви», «Введение в психоанализ для непосвящённых».
  2. Томас А. Харрис «Я – хороший, ты – хороший».
  3. Ян Стюарт, Вэнн Джойнс «Современный транзактный анализ».

 

Дата:____________________                Подписи:

                            ТА-терапевт /                                 /______________

 

Клиент/                                    /_______________

 

Приложение №5

Групповой контракт

ГРУППОВОЙ КОНТРАКТ

 

На протяжении всего времени существования  психотерапевтической группы участники  группы и её лидер, точно соблюдают следующие взаимные обязательства.

1. Права  и обязанности лидера группы:

• В полной мере использовать весь свой потенциал знаний, навыков и способностей в работе с группой в целом и с  каждым её

участником. Квалифицированно помочь участникам группы в выполнении их терапевтических контрактов.

• Обеспечить безопасность каждого участника группы во время  групповых сессий.

• Останавливать  групповое взаимодействие или монолог  участника группы в том случае, если это взаимодействие или монолог не

полезны для  группового процесса.

• Исключить  из группы участника, который игнорировал  З предупреждения лидера, и продолжает участвовать в деструктивных

(не полезных) для группового процесса взаимодействиях.

• Записывать всё  происходящее во время каждой сессии на аудио- носители, обеспечить недоступность всех записей для любых

людей, не являющихся участниками группы. Участники группы могут пользоваться записями только в группе.

Информация о работе Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отношений в браке)