Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отношений в браке)

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейных пар.

Содержание

Введение ...........................................................................................................................................3

Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений

1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка ……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием
анализа возможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практика транзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36

Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов

2.1. Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42
2.2 Результаты исследования …………………………………………………........... 45


Выводы ………………………………………………………………………………………… 53

Заключение …………………………………………………………………………………… 54

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………… 55

Работа содержит 1 файл

Diplom TA.doc

— 747.50 Кб (Скачать)

 

 

Таким образом, самым оптимальным  сочетанием выраженности эго-состояний  Родитель, Взрослый, Ребенок является их соответствие среднему уровню. Снижает ОУБ низкий уровень Родителя, низкий уровень Взрослого и высокий уровень Дитя.

 

 

 

Итак, по результатам нашего пилотажного исследования, мы пришли к выводам, что гипотеза о связи уровня удовлетворенности супругов браком с особенностями распределения ролей в супружеском взаимодействии в целом подтвердилась. Особенностью является то, что наиболее важным для удовлетворенности браком в межличностных отношениях супругов являются роли Родителя и Ребенка супругов. Роль Родителя важна в восприятии образа мужа женой, а роль Ребенка важна в восприятии образа жены у мужа. Однако данный результат требует подтверждения в дальнейших исследованиях на более широкой выборке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

            Подводя итоги эмпирического исследования мы пришли к следующим выводам: гипотеза, поставленная в начале подтвердилась, - в браке с высокой удовлетворенностью, среди названных ролей (компонентов Родитель, Взрослый, Ребенок), преобладает высокая оценка роли Родителя в оценках мужем себя и в оценках мужа женой. Что позволило нам предположить о важности для женщины наличие таких характеристик супруга как забота и контроль. Также в более удовлетворенных браках отмечено больше нейтральных оценок роли Ребенка в описаниях мужем жены.

            В менее удовлетворенных браках  ситуация противоположная: в  самоописании себя мужем и в описаниях образа мужа женой преобладает заниженная роль Родителя. А в оценке роли Ребенка в самоописании себя женой и описаниях образа жены у мужа - преобладают завышенные оценки. Что дает возможность предположить, что для мужчины является отрицательным инфантильность и излишняя эгоцентричность жены.

            Из анализа таблиц мы можем сделать предположение, что адекватное видение друг друга, т.е. совпадение оценок мужа и жены может отрицательно сказываться на удовлетворенности браком, особо важно наличие или отсутствие в паре определенных ролей каждого супруга.

            В брачно-семейном консультировании  такого рода диагностику можно  применить для демонстрации супругам их ролей в браке, объяснения причины непонимания друг друга, когда, например, жена хочет заботы, внимания (оценивает Родителя мужа низко) и начинает об этом просить или даже требовать, а муж в свою очередь может воспринимать это как капризы и эгоцентризм жены (оценивая ее Ребенка завышено). Разъяснения и прояснения такого рода взаимодействий, дает супругам четкое представление своих ошибок и пути их коррекции.

            Результаты исследования представляют  собой социально-психологический интерес на предмет дальнейшего изучения взаимодействия супругов с помощью их психологических ролей.

Заключение

            В данной дипломной работе  были представлены основы классического  и современного транзактного  анализа, методология и практика применения ТА в терапии, а также проведено исследование межличностных отношений с использованием модификации существующих в ТА методов, на примере взаимоотношений супружеских пар.

            В ходе эмпирического исследования был проведен анализ 22 супружеских пар, который позволил нам выдвинуть предположение о существовании зависимости между удовлетворенностью браком и особенностями взаимодействия психологических ролей супругов.

            Выводы позволили дать оценку перспектив транзактного анализа в семейной терапии. На наш взгляд, на основе диагностики именно психологических ролей (компонентов личности) супругов можно делать прогноз взаимодействия, например, будущих супругов, или разрешать конфликты в уже существующих семьях, желающих сохранить брак.

            На данный момент в транзактном  анализе есть богатый диагностический  и терапевтический материал для  практики брачно-семейных консультаций, что дает возможность предположить  вероятность более широкого применения транзактного анализа в России.

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 365 с.

2.   Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: "REFL-book", 1994. – С. 52-57.

3. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп: пер. с англ.- Екатеринбург, 2000.

4. Берн Э. Транзактный анализ. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 192 с. – (Психологические технологии).

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих  взаимоотношений. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 576 с.

6. Берн Э. Люди, которые играют в игры, или Вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. – 576 с.

7. Берн Э. Транзактный анализ в психотерапии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004. –     272 с.

8.   Берн Э. Групповая психотерапия. – М.: Академический Проект, Трикста; 2004. – 256 с.

9.  Бундало Н.Л. Исследования интрапсихической  структуры личности. / Журнал Вопросы  ментальной медицины и экологии. Том VII.  №1. 2001. Москва-Павлодар.

10. Готлиб Т. Игры, в которые играет с нами судьба. / Журнал Популярная психология. №8, 2005.

11. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения: Теория и практика. (Библиотека психологии и психотерапии; Вып. 22) / Пер. с англ. В.М. Сариной. – М.: Класс, 1997.

12. Джеймс М. Джонгвард Д.  Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. - Общая редакция и послесловие доктора психологических наук Л.А.Петровской. - М.: Издательская группа "Прогресс". "Прогресс-Универс", 1993.

13. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 3-е изд., испр. и доп. – с. 208

14. Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. М., 1972.

15. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.

16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - М.: БГУ, 1976. – с. 352

17.  Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК ВЕЛБИ, Изд-во Проспект, 2004. –             536 с.

18. Кришталь В.В., Андрух Г.П. Сексуальная гармония супружеской 
пары. Сексуальная дисгармония супружеской пары. - Харьков, 1996. - 197 с.

19. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-Оркестр:  микроструктура общения. М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993 – 160 с.

20.  Литвак. М.Е. Психологическое айкидо. Издательство: Феникс, 2005. – 224 с.

21. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 794 с.

22. Макаров В.В., Макарова Г.А. Транзактный анализ – восточная версия – М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. – 496 с.

23. Макаров В.В. Психология каждого дня и всей жизни. – М.: ПЕР СЭ; Профессиональная психотерапевтическая лига, 2001. – 191 с.

24. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры, в которые играют… в России. Психологические игры новой России. – М.: Академический проект; 2004. – 112 с.

25. Макарова  Г. Особенности работы женщины  психотерапевта. / Журнал Вопросы  ментальной медицины и экологии. Том VII.  №1. 2001. Москва-Павлодар.

26. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.

27. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с.

28. Нахимовский А. И., Шишков В.В. Практическая психотерапия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

29. Обозова А.Н. Аксиомы супружества. - Л., 1984. — 32 с.

30. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.1: Введение. / Ответственный редактор и составители текстов - В.В. Петухов, Ю.Б. Дормашев С.А. Капустин. - Изд-во: М., УМК "Психология", Генезис, 2001, 607 c.

31.   Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – Спб.: Питер, 2001. – 528 с.

32.   Петровский В., Сергеева Ж. Транзактный анализ. Журнал PSYCHOLOGIES №3, 2006

33.   Петровский А.В. Психология: учебник для студ. Высш. учеб. заведений.  – 5-е изд., - М.: Изд. Центр «Академия», 2006. – 512 с.

34. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2005. – 672 с.

35. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. \ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.

36. Психологический лексикон. Социальная психология. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕН СЭ, 2006. 

37. Психология и психотерапия  семейных конфликтов. Учебное пособие  по психологическому консультированию. / Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. – 784 с.       

38. Руффлер М. Игры внутри нас. Издательство: М., Изд-во Института Психотерапии, 1998, 208 c.

39. Сатир В. Психотерапия семьи. Издательство: Речь,  2006. - 285 с.

40.  Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1998. – 688 с.

41.  Советский энциклопедический словарь  / Гл. ред. А.М. Прохоров; редкол.: А.А.  Гусев и др. – изд. 4-е – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 1600 с., ил.

42.  Социальная психология: Практикум: Учеб. пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева, Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров и др.; Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с.

43.  Старшенбаум Г.В. Психотерапия  в группе. – М.: Изд-во Института  психотерапии, 2005. – 320 с.

44. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник: Тесты, упражнения, ролевые игры. – М.: Психотерапия, 2007. – 480 с.

45. Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 330 с.

46.   Харрис Т.Э. Я – ок, Ты – ок. – М.: Академический Проект, 2004. – 386 с.

47. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с нидерланд. В. Ошиса. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 539 с. – (Philosophy).

48.  Шарипов Э.И., Крони С.И.  Режиссура Социальных Игр. – М.: «КСП+», 2001, 320 с.

49. Шейнов В.П. Искусство управлять людьми. Издательство: Харвест, 2004. – 511 с.                

50. Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.

51.  Уилбер К. Никаких границ. Восточные и западные пути личностного роста. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 283 с.

52. Александрович И. Конспект по книге Эрика Берна. (схемы к параграфу 1.2.2. главы I настоящей работы). \\ Интернет-страница:  http://ru.laser.ru/authors/IrinaA/.  

53. Чеглова И.А. Исследования стратегий организационного лидерства, наиболее эффективные на каждом из этапов управленческого цикла с позиций ТА. \ Доклад на Международном конгрессе «Психотерапия больших городов» 2003 г., Москва. // Интернет-страница: http:// www.oppl.ru/library/psihoterapia/4/22004_Cheglova_lider.doc.

54. Dusay, John M., Egograms, New York: Harper and Row, 1977.

55. Satir V. Peoplemaking. - Palo Alto: Science and Behavior Books, 1972.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1                                                   

Примеры пристроек

Ситуация 1. Работник жалуется коллеге на начальство. В ответ на транзакцию второй работник может не согласиться с первым: «Смотря, какой начальник. Про своего шефа, например, я так сказать не могу». Возражая против демагогического обвинения, второй занял рассудительную позицию, то есть позицию Взрослый.

Возникшее рассогласование позиций  может привести к спору, а потом, возможно, даже и к ссоре между собеседниками, то есть является конфликтогеном. Рассогласование позиций составляет здесь одну ступень (между В и Р).

Ситуация 2. Одна из сотрудниц обращается к другой: «Может, сбегаем посмотрим сериал, пока начальства нет?». Другая сотрудница выразила свое несогласие решительным образом: «Как не стыдно такое предполагать? А работать кто будет?!». Это явно позиция Родитель и транзакция Р:Д. Конфликтность данного ответа очевидна. На приведенной схеме сила этого конфликтогена иллюстрируется, во-первых, значительным расхождением позиций, и, во-вторых, ярко выраженной пристройкой сверху.

Ситуация 3. Начальник сводного отдела: «Я хочу посоветоваться, что предпринять, чтобы службы не срывали сроки сдачи отчетов». Руководитель: «Здесь и обсуждать нечего! Слабо требуете!».  Или ситуация в семье: Муж обращается к жене: «Дорогая, ты не видела, где ключи?» – «Ослеп, что ли, вон на трюмо лежат». На транзакцию сходную с ситуацией 2 адресат в обоих случаях отвечает пристройкой сверху, занимая позицию Родитель (осуждение), отдавая первому собеседнику позицию Дитя (беспомощность). Такая реакция – сильный конфликтоген.

 

            Транзактный анализ может дать возможность сделать выводы и дать прогноз протекания беседы. Исход коммуникации зависит от способности партнера по общению осознать, что им манипулируют. Если партнер по общению не осознает опасности или не знает, как защититься, то манипулятор достигает своей цели. Партнер может и сознательно идти на проигрыш, когда у него нет другого выхода (например, когда он зависим от манипулятора и/или не хочет ухудшать отношения), сделать «хорошую мину при плохой игре».

Информация о работе Изучение межличностных отношений с использованием методологии транзактного анализа (на примере отношений в браке)