Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:09, дипломная работа
Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейных пар.
Введение ...........................................................................................................................................3
Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений
1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка ……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием
анализа возможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практика транзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов
2.1. Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42
2.2 Результаты исследования …………………………………………………........... 45
Выводы ………………………………………………………………………………………… 53
Заключение …………………………………………………………………………………… 54
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………… 55
• Обеспечить конфиденциальность всей информации, касающейся каждого участника группы и группового процесса.
• Контролировать соблюдение графика работы и планировать отмену и перенос сессий только в случае объективной
необходимости.
• Предупреждать участников группы об отмене или переносе сессии не позднее 22.00 часов предыдущего дня перед намеченной
сессией. Если это обязательство не соблюдено, лидер проводит следующую групповую сессию за свой счёт.
• Сообщать участникам группы о планируемом отпуске или перерыве в работе не менее чем за четыре сессии вперёд. Лидер
имеет право взять перерыв в работе в следующих случаях: 1) на время ежегодного отпуска — не более ЗО-ти календарных дней; 2)
в случае болезни — не более месяца; З) на время декретного отпуска и по уходу за ребёнком — не более трёх лет; 4) в случае
психологической травмы — не более полугода.
• На время перерыва в работе длительностью более месяца лидер обязуется рекомендовать группе другого лидера, способного
продолжить групповой процесс, квалификация и специализация которого соответствует необходимой участникам группы помощи.
2. Права
и обязанности участника
• Посещать группу не менее б месяцев.
• Посещать каждую намеченную групповую сессию и заблаговременно сообщать о планируемых пропусках.
• Не опаздывать к началу групповой сессии.
• В полном объёме оплачивать своё место в группе на каждой групповой сессии, независимо от своего присутствия.
• Сохранять строгую конфиденциальность относительно участников группы и всего, что происходит на групповых сессиях.
• Совмещать участие в группе с индивидуальной психотерапевтической работой.
• Изучить основы ТА - транзактного анализа. Применять ТА в группе и в повседневной жизни.
• Отслеживать и анализировать свои чувства и реакции в каждый момент времени. Рассказывать о своих чувствах на групповых
сессиях.
• Сразу (во время сессии) выражать чувства, возникающие по поводу участников группы или по поводу того, что происходит на
сессии. Не «уносить» свои переживания домой.
• За пределами
сессии (по дороге домой, по телефону и
пр.) не обсуждать с другими
сессии. Также как и с теми, кто не является участником группы.
• Участники группы имеют право взаимодействовать друг с другом вне групповых сессий, если во время этого взаимодействия не
обсуждается групповой процесс, проблемы участников, и чувства участников. допускается обсуждать чувство участника только в
том случае, если участник попросил поддержки и находится в стрессе.
• Если такое взаимодействие произошло, участники обязуются рассказать о нём на ближайшей групповой сессии.
• Говоря на сессии о другом участнике группы, необходимо обращаться непосредственно к нему. Не допускается говорить в
третьем лице об участнике группы, присутствующем на сессии.
• Говорить, отвечать на вопросы открыто и искренне.
• Говорить на групповой сессии можно только о себе и о своих чувствах.
• Участники должны сразу остановить диалог или другое взаимодействие в группе по первому требованию лидера.
• Не приходить на сессии под воздействием алкоголя и не прописанных врачом препаратов. Не курить во время сессии.
• Не наносить себе вред на сессиях и между ними.
• Не наносить вред имуществу участников группы, помещению и обстановке.
• Не допускать физического воздействия на других участников группы.
• Не вступать в любовные и сексуальные отношения с другими участниками группы. В случае если это происходит, один из пары
покидает группу.
• Информировать группу об изменениях в следующих аспектах своей жизни: работе, образовании, отношениях с родителями,
родственниками, близкими друзьями, мужем (женой), сексуальными партнёрами.
• Информировать
группу об изменениях в своём физическом
и психологическом
• Сообщать группе (сказать во время групповой сессии) о планируемом отпуске не менее чем за две сессии вперёд.
• Сообщить группе о планируемом выходе из группы не менее чем за две сессии вперёд.
З. Кроме указанных здесь обязательств, участники группы отдельно договариваются о терапевтических контрактах каждого участника.
Обязательная литература по транзактному анализу:
1. Литература, находящаяся в библиотеке ТА на сайте.
«Опросник удовлетворенности браком»
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ ТЕСТ-ОПРОСНИК Инструкция:
"Пожалуйста,
внимательно прочитайте каждое
утверждение и выберите один
из трех предлагаемых
Стимульный материал:
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно,
б) не уверен,
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание,
б) затрудняюсь ответить,
в) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся,
б) нечто среднее,
в) как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
б) трудно сказать,
в) Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все "приедается", в том числе и сексуальные отношения:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
6. Когда Вы
сравниваете Вашу семейную
а) что Вы несчастнее других,
б) трудно сказать,
в) что Вы счастливее других.
7. Жизнь без
семьи, без близкого человека—
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю,
б) трудно сказать,
в) нет, не считаю.
9. Большинство
людей в какой-то мере
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
10. Только множество
различных обстоятельств
а) верно,
б) не могу сказать,
в) неверно.
11. Если бы
вернулось время, когда Вы
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
б) трудно сказать,
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
а) верно,
б) затрудняюсь сказать,
в) неверно.
14. Основные помехи
для счастливой супружеской
а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
б) трудно сказать,
в) скорее, в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а) усилились,
б) трудно сказать,
в) ослабли.
16. Брак притупляет
творческие возможности
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен,
б) нечто среднее,
в) не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
22. Не правы
те, кто считает, что именно
в семье человек меньше всего
может рассчитывать на
а) согласен,
б) трудно сказать,
в) не согласен.
23. Как правило,
общество Вашего супруга (
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
Ключи
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Порядок подсчета:
Если выбранный
испытуемыми вариант ответа (а, б
или в)
совпадает с приведенными в ключе, то начисляется
2 балла; если
промежуточный (б) – то 1 балл; за ответ,
не совпадающий с приведенными, – 0 баллов.
Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам.
Возможный диапазон тестового балла от
0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об
удовлетворенности браком.
Нормы:
Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0-16 баллов – абсолютно неблагополучные,
17-22 баллов – неблагополучные,
23-26 баллов – скорее неблагополучные,
27-28 баллов – переходные,
29-32 баллов – скорее благополучные,
33-38 баллов – благополучные,
39-48 баллов – абсолютно благополучные.
Приложение №7
Опросник структуры личности «Родитель – Дитя – Взрослый»
Мужчина (женщина) заполняет на себя
\ на супруга(у)
Подчеркните, пожалуйста, правильные, по отношению к Вам, варианты ответов.
Я:
1. Недоверчивый |
Да Нет |
1.Понятливый |
Да Нет |
1. Хвалящий |
Да Нет |
2. Бдительный |
Да Нет |
2. Юмористичный |
Да Нет |
2. Изменчивый |
Да Нет |
3. Суровый |
Да Нет |
3. Угрюмый |
Да Нет |
3. Снисходительный |
Да Нет |
4. Нелогичный |
Да Нет |
4. Придирчивый |
Да Нет |
4. Нереалистичный |
Да Нет |
5. Спонтанный |
Да Нет |
5. Проницательный |
Да Нет |
5. Строгий |
Да Нет |
6. Раздражительный |
Да Нет |
6. Трезвомыслящий |
Да Нет |
6. Целеустремленный |
Да Нет |
7. Увлеченный |
Да Нет |
7. Строптивый |
Да Нет |
7. Искренний |
Да Нет |
8. Непреклонный |
Да Нет |
8. Внимательный |
Да Нет |
8. Осмотрительный |
Да Нет |
9. Рациональный |
Да Нет |
9. Восприимчивый |
Да Нет |
9. Порядочный |
Да Нет |
10. Рассеянный |
Да Нет |
10. Творческий |
Да Нет |
10. Озабоченный |
Да Нет |
11. Медлительный |
Да Нет |
11. Непринужденный |
Да Нет |
11. Бездеятельный |
Да Нет |
12. Комичный |
Да Нет |
12. Упрямый |
Да Нет |
12. Саркастический |
Да Нет |
13. Верящий людям |
Да Нет |
13. Робкий |
Да Нет |
13. Экономный |
Да Нет |
14. Энергичный |
Да Нет |
14. Непрогнозируемый |
Да Нет |
14. Консервативный |
Да Нет |
15. Несдержанный |
Да Нет |
15. Терпеливый |
Да Нет |
15. Поверхностный |
Да Нет |
16. Разумный |
Да Нет |
16. Доброжелательный |
Да Нет |
16. Неосмотрительный |
Да Нет |
17. Нерациональный |
Да Нет |
17. Деспотичный |
Да Нет |
17. Жизнерадостный |
Да Нет |
18. Агрессивный |
Да Нет |
18. Забавляющийся |
Да Нет |
18. Умелый |
Да Нет |
19. Любознательный |
Да Нет |
19. Плаксивый |
Да Нет |
19. Безудержный |
Да Нет |
20. Внушаемый |
Да Нет |
20. Незрелый |
Да Нет |
20. Благородный |
Да Нет |
21. Гибкий |
Да Нет |
21. Бессистемный |
Да Нет |
21. Суровый |
Да Нет |
22. Легко возбудимый |
Да Нет |
22. Реалистичный |
Да Нет |
22. Эгоцентричный |
Да Нет |
23. Эгоистичный |
Да Нет |
23. Надежный |
Да Нет |
23. Самобичующийся |
Да Нет |
24. Ворчливый |
Да Нет |
24. Несамостоятельный |
Да Нет |
24. Приказывающий |
Да Нет |
25. Суеверный |
Да Нет |
25. Самоуверенный |
Да Нет |
25. Уверенный в себе |
Да Нет |
26. Объединяющий |
Да Нет |
26. Отчаянный |
Да Нет |
26. Логичный |
Да Нет |
27. Самостоятельный |
Да Нет |
27. Возбудимый |
Да Нет |
27. Любящий |
Да Нет |
28. Искренний |
Да Нет |
28. Рассудительный |
Да Нет |
28. С широкими интересами |
Да Нет |
29. Нерешительный |
Да Нет |
29. Трудолюбивый |
Да Нет |
29. Имеющий индивидуальность |
Да Нет |
30. Дальновидный |
Да Нет |
30. Нецеленаправленный |
Да Нет |
30. Легко поддающийся переменам настроения |
Да Нет |