Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:09, дипломная работа
Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейных пар.
Введение ...........................................................................................................................................3
Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений
1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка ……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием
анализа возможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практика транзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов
2.1. Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42
2.2 Результаты исследования …………………………………………………........... 45
Выводы ………………………………………………………………………………………… 53
Заключение …………………………………………………………………………………… 54
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………… 55
Кейлер
и его коллеги составили список
из пяти таких посекундно расписанных
поведенческих
Пять директив оказались также особым образом связаны с шестью схемами развития сценария. Наблюдая директивные стереотипы поведения человека, можно с уверенностью предсказать, по какой схеме будет развиваться его сценарий.
Известны пять директив:
Будь совершенным/совершенной
Нравься (другим)
Упорно Пытайся
Будь сильным/сильной
Торопись
В жизни они могут состоять из указаний о том, что нужно делать или не делать, а также суждений о людях и мире в целом. Вот несколько типичных предписаний:
"Веди
себя прилично!", "Не капризничай!",
"Будь хорошей девочкой!", "Много
работай!"
"Ты должен быть лучшим в классе!",
"Врать плохо", "Не выноси сор из
избы".
Каждая из них дает о себе знать определенной совокупностью слов, интонаций, жестов, положения тела и выражения лица. Я. Стюарт и В. Джойнс подробно описывают как, и по каким конкретно действиям, можно научиться распознавать эти директивы [45, 1996].
Таким
образом, умея распознавать
Директива |
Дозволение |
Будь Совершенным/Совершенной |
Будь собой, ты и так неплох |
Нравься Другим |
Нравься себе |
Будь Сильным/Сильной |
Будь открыт и выражай свои желания |
Упорно Пытайся |
Сделай |
Торопись |
Не торопись |
Каждый раз, когда вы сознательно останавливаете свое директивное поведение и ведете себя независимо от директивы, вы невербально утверждаете соответствующее дозволение.
Следуя директиве, человек считает, что "Я ОК до тех пор, пока я... совершенен, нравлюсь другим и т.д.". До тех пор, пока я слушаюсь заключенного в директиве контрсценарного указания, я считаю, что мне не нужно слушаться запрета.
Бывает, однако, и так, что я не в силах действовать согласно директиве. Мне не удается быть совершенным, нравиться другим и т.д. в той мере, которая бы удовлетворила моего Родителя. А из этого, согласно моим сценарным убеждениям, следует, что я должен слушаться запрета.
В результате человек начинает испытывать отрицательные чувства, так как соприкасается с ранним решением, принятым в связи с данным запретом. Проделывая эти шаги, он каждый раз воспроизводит свой сценарий в миниатюре. Тем самым, подкрепляя его.
Тейби Кейлер представил этот процесс в форме модели, которую он назвал минисценарием.
Выполняя директиву человек не испытывает никаких эмоций.
Если человек не удовлетворяет условиям ОКейности, которые выдвигает его внутренний Родитель, - внутренне он судит себя: «Мне не удалось быть совершенным. Значит я не-ОК». В терминах минисценария этот запрет, который он слышит, переходя от директивы в позицию 2, называется стопором. При переходе из директивы в стопор человек меняет жизненную позицию. Он переходит от директивного «Я ОК, если…» к «Я не-ОК, ты ОК».
Допустим, в детстве человек решил, что за не-ОКейные происшествия удобнее винить других, а не себя. В этом случае человек может быстро перейти в третью позицию минисценария, позицию обвинения.
Если жизненный опыт в раннем детстве привел человека к выводу, что "Я не-ОК, и ты тоже", в ходе минисценария я могу перейти в жизненную позицию Я-Т-. В этом случае я оказываюсь в четвертой позиции минисценария – позиции отчаяния. Я могу попасть в нее прямо из позиции 2 или в обход, через позицию 3.
Теория минисценария не предполагает
какой-то определенной последовательности
шагов при перемещении из одной позиции
в другую. Каждый человек имеет свою собственную,
типичную для него схему такого перемещения.
Запреты. Психотерапевты Роберт и Мэри Гулдинг [М. и Р. Гулдинг, 1997] обратили внимание, что в основе ранних отрицательных решений у разных людей вновь и вновь обнаруживаются двенадцать запретительных тем.
12 родительских запретов (с частичкой НЕ):
- не будь, - не делай, - не расти, - не будь ребенком, - не будь самим собой, - не будь значимым (не высовывайся), - не принадлежи (не связывайся), - не будь близким, - не достигай успеха, - не думай, - не чувствуй, - не будь здоровым.
В Хрестоматии по общей психологии7 описывается вопрос к «Родителю» в транзактном анализе: «Что означает культурный запрет? Родитель» даст два ответа: один - «Ребенку», другой - «Взрослому». Для «Ребенка» запрет не разъясним и звучит как тавтология: «нельзя потому, что нельзя». А для «Взрослого» в слове «нельзя» отражен не только факт запрещения, но и принципиальной невозможности, бессмысленности каких-то действий. Тем самым для «Взрослого» культурный запрет будет означать: «не стоит потому, что все равно ничего не выйдет»».
Сценарий является результатом
компульсивного повторения – люди
стремятся снова и снова
Типы сценариев:
Победители, Непобедители, Неудачники
Разновидности сценариев:
- сценарий «Никогда» (миф о Тантале)
- сценарий «Всегда» (миф об Арахне)
- сценарий «До тех пор пока» и «Перед тем как» (миф о Язоне)
- сценарий «После» (миф о Дамокле)
- сценарий «Снова и снова» (миф о Сизифе) или «Почти»
- сценарий «Рай в небесах» (история Филемона и Бавкиды)8
Клод Штайнер в своей книге «Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна», выделяет три основных жизненных сценария и освобождения от них9:
- «Без любви» (депрессия) – нужно уметь принимать и отдавать поглаживания
- «Без разума» (сумасшествие) - нужно познавать мир, избегать игнорирования и ложной информации.
- «Без радости» (пристрастие к наркотическим веществам) - нужно найти потерянный контакт с собственным телом, научиться получать естественное удовольствие.
Феномен игнорирования
В.В. Макаров приводит много примеров сценариев и игр, установок присущих именно России. Подробное описание этих аспектов описано в его книге "Игры, в которые играют... в России. Психологические игры новой России". Это такие игры как: «Игры городских улиц», «Приходите завтра», «Я прекращаю в любой момент», Игры «Нищих», «Игры маленьких детей».
V. Анализ психологических игр
Йохан Хейзинга в своей книге "Homo Ludens" («Человек играющий») приводит одну старую мысль, которая гласит: «Если проанализировать любую человеческую деятельность до самых пределов нашего познания, она покажется не более чем игрой»10.
В ТА игрой называется последовательность действий, часто заученных, на первый взгляд очевидных, но со скрытой мотивацией. Два важнейших признака игры:
- скрытые мотивы; - наличие выигрыша. Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, - это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Хейзинга пишет, что у каждой игры свои правила, стоит нарушить правила, и все здание игры тотчас же рушится. Свисток спортивного судьи.
В мире высокой серьезности
шулерам, мошенникам и
У Т. Харриса - все
игры ведут происхождение от
простой детской игры "Мое лучше, чем твое", "У меня
лучше", которую легко наблюдать
в любой группе четырехлетних детей. Тогда,
как и теперь, эта игра заводилась ради
мимолетного мига высвобождения из-под
гнета неблагополучия. Формула игры:
Схема 1
Слабость → Ловушка → Ответ → Удар → Расплата → Вознаграждение
Или: Крючок + Клев… = Реакция – Переключение + Смущение + Расплата
Берн определяет "подначку" как наживку, используемую игроком, чтобы "подцепить" другого. "Уловка" - это психологическая трещинка в человеке, которая позволяет себя "зацепить". Он "на крючке", когда отвечает на "подначку". "Переключение" - это переход из одного эго-состояния в другое или, более вероятно, из одной роли в драматическом треугольнике в другую. "Удивление" описано Берном как чувство, аналогичное тому, что можно было увидеть на лицах хитрецов в старом телевизионном шоу "Невыполнимое задание", когда они были уверены, что выиграли, и вдруг осознавали, что на самом деле они на грани проигрыша.
Схема 2
Драматический треугольник С. Карпмана. Игра в спасение.
Преследователь («я-ок, вы-не ок»)
Жертва
(«я-не ок, вы-ок»;
«я-не ок, вы-не ок»)
В Схеме 2 отображен известный треугольник Карпмана, этот пример приводит Берн [Берн, 2002], поясняя, что каждый герой в драме или жизни начинает с одной из трех главных ролей: Спаситель, Преследователь или Жертва, в то же время исполнителем другой главной роли выступает другой человек. Когда происходит кризис, два актера движутся по треугольнику, меняясь ролями. Одно из простейших переключений происходит во время развода. В браке, например, муж является Преследователем, а жена исполняет роль Жертвы. Но когда подается заявление о разводе, роли меняются: жена становится Преследователем, а муж Жертвой, в то время как ее и его адвокаты исполняют роли Спасителей.
1.2.1. Историческая справка
Эрик Берн (Леонард Бернштейн) родился 10 мая 1910 в Монреале (Канада) в семье Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессиональной писательницы. В 1935 году Эрик заканчивает медицинский факультет МакГилловского университета, в котором обучался и его отец.
Эрик Берн был сорокашестилетним врачом-психиатром, когда отказался от дальнейшего обучения психоанализу после пятнадцати лет работы [Харрис, 2004].
Со временем Эрик
Берн стал видеть в каждом
клиенте образ эго, связанный
с детством человека. Берн понял,
что образы эго есть у каждого
человека, и назвал их состояниями
эго. Он увидел, что «детское»
состояние отличается от «взрос
Позже Берн стал различать
два взрослых состояния
Постепенно он открыл значимость поглаживаний и структурирования времени. Он увидел транзакции, игры, времяпрепровождения и, наконец, сценарии. К концу 60-х годов его работа «Игры, в которые играют люди» (1964) была развита почти полностью. В первые годы своей работы Берн считал, что транзактный анализ хорош для формирования «социального контроля», позже он стал считать, что ТА выполняет основную терапевтическую работу.