Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:09, дипломная работа
Задачи исследования: 1. Систематический обзор имеющейся литературы по транзактному анализу. 2. Изучение применения ТА на практике, путем включенного наблюдения, с позиции участника в ТА-терапии. 3. Подбор методик исследования для изучения: взаимодействия супругов, уровней удовлетворенности браком и соотношения компонентов личности супругов. 3. Проведение пилотажного исследования семейных пар.
Введение ...........................................................................................................................................3
Глава I. Традиция исследования межличностных отношений супругов в социальной психологии и новые возможности теории и метода транзактного анализа (ТА) в области изучения межличностных отношений
1.1. Изучение межличностных взаимодействий супругов в рамках традиционных социально-психологических исследований …………………………………………………… 5
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание ……………………………… 10
1.2.1. Историческая справка ……………………………………………………… 23
1.2.2. Психологические роли и виды транзакций .................................................. 24
1.2.3. Транзакции на примере анализа игр ………………………………………. 27
1.2.4. Примеры вариантов развития отношений с использованием
анализа возможных транзакций ……………………… ………………………… 33
1.3. Практика транзактного анализа
1.3.1. Практика использования ТА в психологических центрах ………………… 36
Глава II. Эмпирическое исследование межличностных отношений супругов
2.1. Программа эмпирического исследования ……………………………………… 42
2.2 Результаты исследования …………………………………………………........... 45
Выводы ………………………………………………………………………………………… 53
Заключение …………………………………………………………………………………… 54
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………… 55
Методы семейной диагностики
Тесты, используемые в практике семейного консультирования, можно разделить на две группы, которые дают возможность исследовать у потенциальных супругов: - ценностную совместимость; - психофизиологическую совместимость [Малкина-Пых, 2006].
В исследованиях психофизической совместимости пары используют тест Кейрси. Для изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре используется Опросник «Общение в семье» (Алешина), опросник измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, взаимопонимание, легкость общения. Также сюда можно включить методику «Распределение ролей в семье» (Алешина), определяется степень реализации мужем и женой конкретных социальных ролей в семье.
К методам исследования индивидуальности супругов можно отнести Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Алешина), опросник дает возможность исследовать взгляды испытуемых по десяти наиболее значимым в семейном взаимодействии сферам жизни. В изучении конфликтов в семье используют Опросник «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Алешина). Методика «Шкала семейного окружения» (ШОС) предназначена для оценки социального климата в семьях всех типов. В нашей стране методика адаптирована С.Ю. Куприяновым [Малкина-Пых, 2006]. В работах Старшенбаума Г.В. [Старшенбаум, 2007] предлагаются различные методики: Тест на «Общую совместимость», тест состоит из 5 разделов: - отношения в целом, - демографические факторы, - сексуальная совместимость, - взгляды и интересы, - личность. Тесты «Общение в семье», «Реакция супругов на конфликт».
Подводя итоги традиционных подходов к межличностным отношениям супругов мы обращаем внимание, что изучение супружеских ролей сейчас актуально, но их чаще всего изучают как социологические роли, с нашей точки зрения нужно также изучать психологические роли. В предлагаемом в этой работе исследовании психологических ролей в браке, впервые будут использоваться методики транзактного анализа.
1.2. Транзактный анализ: основная идея и содержание
В раскрытии содержания
ТА будут использованы ряд
работ последователей идей
Весь классический транзактный анализ Берна можно разделить на пять больших разделов: анализ экзистенциальных позиций, структурный анализ, анализ взаимодействий, анализ психологических игр, анализ жизненных сценариев.
I. Анализ фиксированных экзистенциональных позиций
У каждого человека есть основная жизненная установка, фиксированная жизненная позиция. Это такая совокупность основных базовых представлений о себе, значимых других, окружающем мире, дающих основание для главных решений и поведения человека. Позиции:
- я неблагополучный - вы благополучные (
- я неблагополучный - вы неблагополучные (
- я благополучный - вы неблагополучные (надменное превосходство)
- я благополучный - вы благополучные (полноценная личность)
По мнению Т. Харрис [46, 2004], первая позиция у всех людей одинаковая - «Я не благополучный – Вы благополучные», и образуется она из-за постоянной беспомощности младенца и ожидания поглаживаний.
Дальше на базе этой
установки могут формироваться
2 или 3 позиции. А позиция «Вы
благополучны – Я благополучен»
Также предлагается каждому человеку собирать свои поглаживания – создать свой банк поглаживаний, для повышения самооценки, уверенности в себе. Человек учится отдавать и принимать поглаживания. У большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.
Берн говорил, что человеку нужны поглаживания, чтобы «его позвоночник не высох».
II. Структурный анализ
В ТА личность человека подразделяется на три части. Выделяется Родительское, Взрослое и Детское состояние личности. Каждая часть представляет собой способ проявления нашей субличности, совокупность связанных друг с другом моделей поведения, мыслей, чувств, желаний.
Состояния Я3:
- Родитель
- Взрослый
- Ребенок
Родительское состояние Эго по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Эго, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях - карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.
Взрослое состояние Эго по существу не что иное, как вычислительная машина. Это рациональная и логическая часть личности, занятая преимущественно обработкой данных, наподобие большого электронного мозга; чувства и эмоции тем самым ко Взрослому отношения не имеют. Мы видим Взрослого, когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый - это тот, кто работает. Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Эго. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно.
Состояние Эго, именуемое Ребенком, - это часть личности, сохранившаяся от подлинного детства. Дети могут быть капризными Ребенок рождается свободным и откровенным. Когда он становится старше, его личность складывается в процессе ранних взаимодействий с родителями) или милыми, очень счастливыми или очень несчастными, упрямыми или податливыми.
Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). Детскому состоянию Эго свойственны спонтанность, интуиция и творчество. Люди постарше (начиная с четвертого года жизни) испытывают переживания, подобные детским, если им присуща интуиция. Например, ребенок имеет обыкновение разглядывать какую-нибудь часть тела другого человека, если она его заинтересует, в то время как его родители этого не одобряют. И когда человек видит что-нибудь новое и интересное, он больше похож на ребенка, чем на родителя. Можно сказать, что человек, проявляющий интуицию, - Ребенок, а не Родитель. Дети получают, по-видимому, подлинное удовольствие от жизни и у людей, часто испытывающих радость, бывает весьма активное детское состояние Эго.
Как пишет Т. Харрис: Человек, чье неблагополучное Дитя постоянно активно, не способен на транзакции, связующие его с реальностью, поскольку он все время озабочен незавершенными делами в прошлом. Он не может с благодарностью принять комплимент, ибо считает его незаслуженным и содержащим скрытую насмешку. Он постоянно стремится ранить в неприкосновенности ту установку, которая возникла в детстве. Человек, позволяющий реагировать своему Дитя, на самом деле как бы говорит: "Посмотрите на меня, я не в порядке"4.
Тот, кто позволяет Родителю вступить в диалог, на самом деле говорит: "Посмотрите на себя, вы не в порядке (и я от этого чувствую себя лучше). Оба маневра представляют собой выражение неблагополучия, и оба они способствуют утверждению в безысходности.
Итальянский психиатр Роберто Ассаджоли [2,1994], автор теории Психосинтеза, заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают по большей части тогда, когда различные наши внутренние элементы разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Он также отметил, что когда они объединяются во все большие и большие целостности, мы испытываем прилив сил, ощущение благополучия и находим в своей жизни больше смысла. Различные элементы нашего Я Ассаджоли называет Субличностями.
Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.
Вирджиния Сатир [39, 2006] выделяет следующие коммуникативные категории. Это Заискиватель, Обвинитель, Компьютер, Флюгер. У Заискивающего слова выражают согласие, поза тела – беспомощность. Его внутреннее чувство: «Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я - ничто». У Обвиняющего слова выражают несогласие, поза тела - угрозу. Его внутреннее чувство: «Я одинок и несчастлив». У Компьютера (Рассчитывающего) слова сверхрациональны, поза тела выражает спокойствие и собранность. Его внутреннее чувство: "Я чувствую себя уязвимым". У Флюгера (Отстраняющегося) слова не имеют смысла или касаются отвлеченной темы, поза тела не фиксирована, движения суетливы. Его внутреннее чувство: «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места». Эти формы поведения усваиваются человеком в раннем детстве и представляют собой способы защитного самоутверждения. Присущее им свойство неадаптивности позволяет предложить, что это не столько ролевые паттерны поведения, сколько маски, представляющие собой имитацию ролей.
III. Анализ взаимодействий
Индивидуум, обособленный от общества, может организовать свое время двумя путями: путем деятельности или путем фантазии. Когда одиночка становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы упорядочивания времени. В порядке возрастания сложности это: 1) ритуалы, 2) развлечения, 3) игры, 4) близость и 5) деятельность, которая может служить основой для всех остальных.
В учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология»5 описание транзактного анализа представлено в главе о взаимодействии людей:
«Транзактный анализ - направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия. С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия в принципе может занимать одну из трех позиций, которые условно можно обозначить как Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции ни в коей мере не связаны обязательно с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».
Пример: Жена обращается к мужу с информацией: «Я порезала палец» (апелляция к Взрослому с позиции Взрослого). Если он отвечает: «Сейчас перевяжем», то это ответ также с позиции Взрослого. Если же следует сентенция: «Вечно у тебя что-то случается», то это ответ с позиции Родителя, а в случае: «Что же я теперь должен делать?», демонстрируется позиция Ребенка. В двух последних случаях эффективность взаимодействия невелика».
Подробное описание взаимодействий в
различных ситуациях будет пред
IV. Анализ неосознаваемых планов жизни или жизненных сценариев
Неосознаваемый план жизни получил название жизненного сценария.
Сценарий равен сценарным запре
Запреты + Предписания → Решение = Сценарий
(что не делать) (что делать) (ребенок принимает одну (один из 6-ти по Берну)
Соответственно, исходя из сценария, человек выбирает игры, в которые будет играть.
Самореализуемые пророчества – это один из вариантов конструирования будущего. Их закреплением и контролем реализации может служить дневник будущего, когда клиент записывает в дневнике те события, которые должны произойти [23, Макаров].
Автономные решения представляют собой самостоятельные решения, принятые Взрослым состоянием по результатам анализа информации, имеющейся во всех трех состояниях личности человека. Чем больше автономных решений, тем более человек свободен от своего сценария.
Обычное поведение в обыденной жизни может определяться здравым смыслом или автономным решением. А принятие ответственных решений или поведение в стрессовой ситуации определяется сценариями.
Сценарии основываются на запретах и предписаниях.
Предписания. В книге Яна Стюарта и Вэн Джойнс «Жизненный сценарий», рассматриваются директивы, которые психолог Тейби Кейлер обнаружил, наблюдая поведенческие реакции, неизменно демонстрируемые людьми сразу перед тем, как включиться в какое-то сценарное поведение [45, 1996].