Изучение когнитивной и познавательной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

В современном мире все более значимую роль играет человек интеллектуально развитый. Возрастает потребность в людях с глубокими, знаниями и способных к самостоятельному, нетрадиционному, творческому решению проблем, умению быстро принимать решения, люди, с развитыми умственными способностями. Общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня когнитивного потенциала человека. Изменение представлений о сущности и целях образования, обусловили необходимость в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, обеспечивающих возможность наиболее полной реализации их когнитивного и эмоционального потенциала. Однако эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольника
1.2. Общие характеристики когнитивных процессов у детей дошкольного возраста
1.3. Основы гуманистической педагогики М.Монтессори
1.4. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и пути их развития
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ М.МОНТЕССОРИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
2.3. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

14_12_12_1 (1).doc

— 406.00 Кб (Скачать)

          По показателю эмоциональных проявлений средние значения по обеим группам находятся на одинаковом уровне, это значит, что дети из обеих групп по картинки определяли эмоции, изображенные на картинке, однако стоит отметить, что для детишек из группы А для выполнения этого задания потребовалось гораздо меньше времени, и наблюдалась большая  заинтересованность при выполнении задания.

         Анализ показателя Индекс тревожности демонстрирует, что дети, обучающиеся по классической программе имеют более высокий уровень тревожности, чем детишки из группы А, у них в процессе выполнения заданий наблюдается ситуативная тревожность, чувствуется волнение перед заданиями. Дети, из группы А, более спокойны у них наблюдается скорее любопытство, связанное с чем-то неизвестным, нежели тревожность.

        Таким образом, можно сказать, что дети, обучающиеся по методике М.Монтессори, эмоционально более контактны, легко устанавливаются связь со взрослыми и менее тревожны, чем дети, обучающиеся по классической программе воспитания.

                                                                                                                  Таблица №2 

Уровни выраженности показателя ИТ в изучаемых

группах

Группы

Высокий

Средний

Низкий

А

15%

25%

60%

Б

65%

65%

15%


               В графической форме полученные данные представлены на Рис.2.

         

                    Рис.2. Таблица выраженности ИТ в двух группах

 

         Из графического представления видно, что 60% детей группы А наблюдается низкий уровень тревожности, как отмечалось выше, в процессе заполнения заданий они меньше переживали и демонстрировали большую заинтересованность и любопытство, 25 % детей имеют средний уровень тревожности, и только у 15 % детей наблюдается высокий уровень тревожности, это можно объяснить тем, что методикой мы измеряли ситуативную тревожность, а у этих детишек скорее всего тревожность формируется уже как черта личности, однако, это только предположение. У детей группы Б большая часть (60%) продемонстрировали повышенный уровень тревожность, и лишь 15% детей имеют низкий уровень ИТ.

 

                                                                               Таблица №3

    Анализ выраженности среднего значения по t-критерию Стьюдента

 

 

Эмоциональный контакт

Индекс тревожности

 

Хер

о

Хер

о

грА

3,4

0.94

1.55

0.94

грБ

2.95

0.68

2.4

0.68

t-эмп

1.73

-3.56

Ур-нь дост-ти

р<0,1

р<0,01


  

         В ходе эксперимента было выявлено различие (р<0,1) между методами воспитания и эмоциональной контактностью детей, а именно методика воспитания М.Монтессори способствует тому, что дети более уверенно вступают в диалог и межличностные отношения с воспитателем, легко идут на контакт, и более открыты при общении.

       Было выявлено различие с показателем тревожности, это значит, что воспитание по Монтессори способствую снятию ситуативной тревоги, и это качество формируются у гораздо более низкого количества детей.

        Наличие различия с параметром эмоциональной демонстрирует, что воспитание по Монтессори способствует тому, что дети более точно и дифференцированно оценивают внешние эмоциональные проявления.

       Проанализируем показатели по методике эмоциональных проявлений Дорки.

       На рисунке 3, представлен анализ средних значений по оценке эмоциональных проявлений детьми, по экспертной оценке взрослых.

      Как видно по рисунку, у детей, обучающихся по методике М.Монтессори проявлений страха и испуга по мнению воспитателей и психологов в поведении гораздо реже, чем у детей из обычной воспитательной группы.

          Рис.3 Результаты изучения эмоциональных проявлений в двух группах

 

       Дети из группы М.Монтессори более открыто переживают радостные эмоции (Хср.=2,5), в поведении это проявляет в мимических реакциях в виде улыбок, радостного предчувствия, потирания ладошек. Уровень проявления эмоций гнева у детей обеих групп находится на уровне ниже среднего по сравнению с другими показателями. Дети, из обычной группы переживают негативные эмоции более ярко (Хср.=1,1 у детей из группы М.Монтессори, по сравнению с Хср=1,45 у детей из обычной группы воспитания), в поведении это проявляется в топании ногами или бросании предметов. Полученные данные еще раз подтвердили, что детям из группы Монтессори более свойственно проявление эмоций удивления (Хср.=1,85), и они демонстрируют это в поведении, задают вопросы, уточняют, с точки зрения физиологических проявлений, можно заметить что у детей расширяются зрачки, дети из обычной группы(Хср.=1.6), чаще демонстрируют реакцию ступора, или не знают что сказать. По уровню проявления эмоции печали по средним показателям различий нет, дети двух групп демонстрируют скорее эмоции похожи на грусть, нежели печаль как более глубокое эмоциональное негативно окрашенное состояние. По проявлениям эмоций отвращения и стыда в поведении среди детей различий по выраженности средних показателей различий нет. В поведении отвращение у детишек выражается в виде того, что они морщатся, или уходят от предмета, его вызывающего. Эмоция интереса более ярко проживается детьми из группы М.Монтессори(Хср.=2.05), они демонстрируют большую заинтересованность при выполнении задний, и стремятся доделать задние до конца, так как их интересует содержание самого задания, они работают не только из-за инструкции воспитателя. Детишки из обычной группы менее ярко демонстрируют интерес (Хср.=1.65) при выполнении заданий некоторые просто недоделывают задания, или в ходе его выполнения просто теряют интерес, т.к. не видят значимости этого задания для себя. Проявление вины у детей из обычной воспитательной группы проявляется в поведении более ярко (Х ср.=1.4), они чувствуют свою неправоту, если воспитатель замечает такое, в поведении это проявляется в виде ступора, стеснения, у них потеют ладошки, они замыкаются на некоторое время, или непродолжительное время избегают общения со взрослыми, дети же из группы М.Монтессори, пробуют отстоять свою правоту, и реагируют более рационально (Х ср.=1.25). По проявлению эмоции надежды дети из группы М.Монтессори более верят в успех (Хср.1.85), и стараются по мере возможностей аргументировать свои положительные надежды, нежели дети из обычной группы (Х.ср.=1.25) .

 

 

 

                                                                                                       Таблица №4

Анализ выраженности средних показателей методики Дорки  по t-критерию Стьюдента.

         

 

страх

радость

гнев

удивление

печаль

отвращение

стыд

интерес

 

Хер

о

Хер

о

Хер

о

Хер

о

Хс

о

Хс

о

Хер

о

Хер

о

грА

1,75

0.64

2,5

0.60

1.1

0.3

1.85

0.74

1.45

0.6

1.1

0.30

1.2

0.41

2.05

0.51

грБ

2

0,67

2.1

0.76

1,45

0.61

1,6

0.5

1,55

0.51

1.1

0.31

1.41

0.41

1,65

0.58

t-эмп

-0,97

1,48

-1,4

1,05

-0,42

0

-0,91

1,61

Ур-нь дост-ти

-

р<0,1

р<0,1

-

-

-

-

р<0,1

 

вина

надежда

 

Хер

о

Хер

о

грА

1,25

0.45

1,85

0.98

грБ

1,4

0.51

1,25

0.45

t-эмп

-0,63

2,57

Ур-нь дост-ти

-

р<0,001




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На достоверном уровне значимости (р<0,1) подтверждено, что у детей, занимающихся по методике, предложенной М.Монтессори, уровень заинтересованности и связанные с этим эмоциональные проявления выше, чем у детей, занимающихся по классической программе воспитания. Различия также касаются проявлений эмоций радости, а значит, воспитание детей по М.Монтессори способствует более открытому проявлению и переживанию радости. С проявлением эмоции гнева ситуация обстоит наоборот, дети из обычной группы, более склонны к проявлению негативно окрашенных эмоциональных состояний, чем детишки из группы Монтессори. Различия есть и в проявлении эмоций надежды, мы оценили детишек из Монтессори как более оптимистично настроенных, и надеящихся на положительных исход дела, при объяснении каких-то переживаний эмоциональный компонент тесно переплетается с когнитивным, и дети из Монтессори пытаются логически предугадать развитие ситуаций. По другим эмоциональным проявлениям достоверных различий не обнаружено, и это объясняется тем, что многие сложные эмоциональные проявления, такие как вина, страх, отвращение связаны с социальными нормами и установками, которые дети дошкольного возраста еще не усвоили.

Подытоживая полученные данные можно утверждать, что методика воспитания, предложенная М.Монтессори оказывает благотворное влияние  на эмоциональную сферу детей  дошкольного возраста, а именно  развивается такое качество как  эмоциональная контактность и открытость в общении, меньше проявляются тревожные качества у детей, а значит наша гипотеза в части влияния методов М.Монтессори на эмоциональную сферу детей подтвердилась.

 

ВЫВОДЫ

Современная действительность предъявляет все более высокие требования к психологическим характеристикам личности в частности это касается  интеллектуальных способностей и эмоциональной устойчивости. Очевидно, что максимальному раскрытию личностного потенциала способствует определенный тип воспитания, заложенный еще в детстве, ориентированный на раскрытие этого потенциала. Именно поэтому в последнее время современная система дошкольного воспитания и образования все более обращена на поиск и использование новых инновационных методик воспитания. Такой методикой, ориентированной на внутриличностное развитие ребенка выступает педагогическая система М.Монтессори.

В отечественной психологии, и в проводимых исследованиях  в области педагогической психологии имеются данные о характеристиках когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников, в ходе ознакомления с этими данными возникло предположение о том, что дети, занимающиеся в дошкольных учреждениях по методике М.Монтессори должны иметь отличия в характеристиках когнитивной и эмоциональной сферы, т.к. эта методика ориентирована на максимально полное раскрытие личностного потенциала. Для проверки выдвигаемой гипотезы были решены следующие задачи:

  • Проведен обзор психологической литературы, касающийся описания характеристик познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
  • Организовано эмпирическое исследование для проверки выдвигаемой гипотезы;
  • Описаны характеристики эмоциональной и когнитивной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по классической системе воспитания и методике М.Монтессори.

Полученные результаты подтвердили выдвигаемую, эмпирическим путем было доказано, что когнитивные и эмоциональные характеристики детей дошкольного возраста имеют различия.

Когнитивная сфера детей  дошкольного возраста, обучающихся  по методике М.Монтессори имеет следующие  особенности:

  • Познавательные процессы имеют более высокие показатели по выраженности, чем у детей, обучающихся по классической системе воспитания;
  • Дети, обучающиеся по Монтессори лучше ориентируются в пространстве, для восприятия и идентификации окружающих их предметов им требуется меньше времени;
  • Дети, обучающиеся по Монтессори хорошо различают формы предметов, легко сопоставляют их во внутреннем плане с эталоном и затрачивают мало времени, чтобы поместить их в соответствующую форме коробку;
  • Дети, обучающиеся по Монтессори различают предметы по цвету, и совершают меньше ошибок при сопоставлении цвета предмета с эталоном;
  • Дети, обучающиеся по Монтессори хорошо ориентируются по времени, различают времена года, и знают их опознавательные признаки;
  • У детей, обучающихся по методике Монтессори наблюдается способность устанавливать причинно-следственные связи, они чаще в ходе исследования употребляли «потому что», и приводили простейшие аргументы в защиту своей позиции;
  • У детей Монтессори, наблюдался эффект «поляризации внимания», а именно они проявляли заинтересованность в выполнении самого задания, у них возникало любопытство;
  • Дети из группы М.Монтессори продемонстрировали хорошие данные по произвольному вниманию, повторять инструкцию во второй раз не пришлось, а также хорошо работали по запомненной инструкции, когда надо было восстановить картинку;

Эмоциональная сфера  детей дошкольного возраста, обучающихся  по методике М.Монтессори имеет следующие  особенности:

Дети группы А (группа М.Монтессори) в эмоциональном плане более контакты, легко вступают в контакт со взрослым, не возникает чувства неловкости и страха;

Дети группы А демонстрируют  эмоциональную вовлеченность в  процессе выполнения заданий, им интересно  само содержание задания, в этом проявляется  также мотивационный компонент игры.

Дети, обучающиеся по методике Монтессори, менее тревожны, только 15% детей имеют высокий  показатель тревожности. Для сравнения, дети из группы А на 65% состоят из высокотревожных.

На основании полученных данных можно утверждать, что цель исследования была достигнута, а именно характеристики эмоциональной и когнитивной сферы детей, обучающихся по методике М.Монтессори были изучены и подробно описаны.

Полученные данные могут  применяться в дошкольных учреждениях  как аргумент для создания в обычных детских садах групп М.Монтессори.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Знание, 1968.
  3. Венгер А. Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту//Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. - М.: просвещение, 1987.
  4. Вегнер А.Л. Психологические особенности шестилетних детей. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошк. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях».– М.: Просвещение, 1988.–336 с.
  6. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии.//Собр. соч.: В 6 т. - Т. 4. - М.: Наука,1984.
  7. Детская психология: Учеб. пособие / под ред. Я.Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Мн.: Университетское, 1988. – 399 с.
  8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей /Под ред. Д. Б.Эльконина, А.Л.Венгера. М., 1981.
  9. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И.  Воспитание для жизни. Образовательная система М. Монтессори (Хрестоматия по Монтессори-педагогике). – М.: МЦМ, 1996. – 120 с.
  10. Идея Марии Монтессори о «космическом воспитании» и образовательный процесс ХХI века: Материалы Международного конгресса. – Белгород: изд-во БелГУ, 2007. – 236 с.
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. - 1987. - №5.– с. 19 – 26.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.С. 120-121.
  13. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни//Вопр. Психологии. – 1978. -№ 5. – с. 34 – 39.
  14. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /Под ред. Л.А. Венгера.- 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Просвещение, 1985.-272с.
  15. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  16. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., Просвещение, 1975.- 239с. Практикум по возрастной и педагогической психологии /П<span

Информация о работе Изучение когнитивной и познавательной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори