Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:10, дипломная работа
В современном мире все более значимую роль играет человек интеллектуально развитый. Возрастает потребность в людях с глубокими, знаниями и способных к самостоятельному, нетрадиционному, творческому решению проблем, умению быстро принимать решения, люди, с развитыми умственными способностями. Общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня когнитивного потенциала человека. Изменение представлений о сущности и целях образования, обусловили необходимость в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, обеспечивающих возможность наиболее полной реализации их когнитивного и эмоционального потенциала. Однако эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольника
1.2. Общие характеристики когнитивных процессов у детей дошкольного возраста
1.3. Основы гуманистической педагогики М.Монтессори
1.4. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и пути их развития
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ М.МОНТЕССОРИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
2.3. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9. Методика для эмоциональных проявлений М. Дорки.
Позволяет оценить выраженность эмоциональных проявлений по трехбалльной шкале.
Для обработки
полученных данных
2.2.Изучение особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста
На Рис.1 представлены данные по средним значениям показателей когнитивной сферы детей обучающихся по методике М.Монтессори и детей, обучающихся по классической программе.
Рис. 1. Усредненные профили результатов диагностики особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста в изучаемых группах
Уровень когнитивного развития детей, обучающихся по методике М.Монтессори по средним показателем выше, чем у детей, обучающихся по классической воспитательной программе, так в частности если рассматривать первичный психический когнитивный процесс как восприятие, то можно отметить, что зрительное восприятие у детей группы А (обучающиеся М.Монтессори) развито лучше(Хср=3,45), чем у детей, группы Б (обучающиеся по классической программе) (Хср=2,75), дошкольники визуально быстрее адаптируются к новым предметам, которые их окружают, хорошо различают предметы по цвету, т.е. развиты способности дифференцировать предметы по цветовому признаку. Дети группы А лучше различают предметы по их размеру (Хср=3,1), умеют сопоставлять размеры игрушек от большего к меньшему и наоборот. Целостное восприятие предмета также лучше развито у детей группы А, однако как видно по данным представленным на рис.1. это показатель имеет данные по средним значениям более низкие(Хср=2,95), чем по другим показателям, это значит, что для детей дошкольного возраста в целом более характерно восприятие предметов и окружающей действительности «по частям», нежели обобщенно, они лучше дифференцируют и воспринимают действительность по частям, по каким-то отдельным признакам (по размеру, цвету), в нашем случае по цвету и по размеру.
Четко различаются две группы по уровню развития временных представлений, дети группы А (Хср=3,65) лучше ориентируются по времени, легко определяют время года, которые были им предъявлены в результате эксперимента, дети группы Б (Хср=2,05) тоже успешно справились с заданием, но допускали ошибки, и затратили на выполнение задание больше положенного времени. Дети из группы А, гораздо более успешно устанавливают причинно-следственные связи (Хср=3,25), присутствуют простейшие логические умозаключения, чаще употребляются «потому что», на вопрос почему ты решил что это зима, дети из группы А приводят несколько аргументов, потому что снег, потому что холодно, дети же из группы Б(Хср=1,8), не могут внятно сформулировать причину, почему они решили что на картинке зима, или называют только один признак, часто ждут подсказки от воспитателя, волнуются, когда не знают что ответить, потирают ладошки, наблюдаются вегетативные реакции.
Конструктивные способности, стремление строить и завершать начатое действие по средним показателям хорошо выражено у детей обеих групп, однако у группы А (Хср=3.4) средний показатель выше, чем у группы Б (Хср=2,6), дети хорошо выполняют работу по образцу, у них лучше развита память, после показательного примера, повторений не требуется, затруднений встречается мало, детишки стремятся к самостоятельному выполнению задания, М.Монтессори называла это «поляризацией внимания», когда дети работали над заданием не потому что этого требовал воспитатель, а возникала внутренняя мотивация. Дети из группы Б также удачно справились с предложенным заданием, однако возникли некоторые затруднения с произвольным запоминанием, некоторым детям из группы потребовалась помощь воспитателя, некоторые не завершили задание, приходилось повторять образец, как строить лесенку. Стоить отметить, что произвольное запоминание у детей, занимающихся по методике М.Монтессори, развито значительно лучше.
Показатель определения ведущей руки и согласованности действий незначительно выше у детей групп А (Хср=3.45), детишки при с первого раза поняли речевую инструкцию, не требовалось повторений, сразу взяли карандаш в ведущую руку (чаще всего правую), не меняли руку при рисовании, хотели дорисовать, наблюдалась «ориентация на результат». Детишкам же из группы Б (Хср=3.2) приходилось повторять инструкцию, некоторые не понимали, что от них хотят получить, не все дети дорисовали рисунок, часто карандаш падал, приходилось снова перекладывать карандаш из рук в руки, весь процесс сопровождался волнением.
Показатель результативности (ориентация на результат, стремление довести начатое дело до конца) у детишек обеих групп по сравнению с другими показателями на уровне средний-ниже среднего, у детей не сформирована мотивация, они не понимают для чего им необходимо завершить задание до конца, однако у детей группы А (Хср=3.15) наблюдалась заинтересованность в выполнении задания, и большая часть детей, довело задание до конца, детей же из группы Б(Хср=2.4) приходилось уговаривать, напоминать что начатое надо доделать.
У детей обеих групп хорошо выражен показатель предметность рисунка, однако как видно из рис1. дети из группы А (Хср=3.3) обладают более развитыми способностями к синтезу, они легче и быстрее складывают части картинок в единое целое, у детей же из группы Б (Хср=3) возникали проблемы, приходилось переставлять части картинок, чтобы общая картина сложилась в единое целое, некоторым детишкам требовалась помощь.
Анализ средних показателей по показателям, описывающих когнитивную
сферу детей позволяет сделать вывод, что у детей, обучающихся по методики М.Монтессори уровень когнитивного развития выше, чем у детей, обучающихся по классической программе, особенно следует отметить такие показатели как произвольная память, целостное восприятие предмета, стремление доделать задание до конца.
Анализ выраженности среднего значения по t-критерию Стьюдента
Зрительное восприятие |
Восприятие цвета |
Целостное воспр-ие предмета |
Ориентация на величину |
Умение обобщать |
Уровень развития врем.представлений |
Причинно-след.связи |
Конструктивные способности | |||||||||
Хер |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о | |
грА |
3,45 |
0.68 |
3.65 |
0.67 |
2.95 |
0.88 |
3.1 |
1.07 |
3.2 |
0.76 |
3.65 |
0.48 |
3.25 |
0.85 |
3.4 |
0.82 |
грБ |
2.75 |
0.91 |
2.6 |
0.99 |
2.35 |
0.58 |
2.35 |
0.74 |
2.45 |
0.82 |
2.05 |
0.88 |
1.8 |
0.69 |
2.6 |
0.59 |
t-эмп |
2.76 |
3,93 |
2.55 |
2.58 |
3 |
7.14 |
5.92 |
3.54 | ||||||||
Ур-нь дост-ти |
р<0,05 |
р<0,001 |
р<0,05 |
р<0,05 |
р<0,01 |
р<0,001 |
р<0,001 |
р<0,01 |
память |
Определение ведущей руки |
Согласованность действий рук |
результативность |
Предметность | ||||||
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о |
Хср |
о | |
грА |
3 |
1.02 |
3.45 |
0.75 |
2.8 |
0.89 |
3.15 |
0.74 |
3.3 |
0.97 |
грБ |
2.1 |
0.71 |
3.2 |
0.61 |
2.2 |
0.52 |
2.4 |
0.59 |
3 |
0.45 |
t-эмп |
3.24 |
1.16 |
2.6 |
3.54 |
1.25 | |||||
Ур-нь дост-ти |
р<0,01 |
- |
р<0,05 |
р<0,01 |
- |
В таблице представлены данные по t-критерию Стьюдента, если придерживаться методики воспитания М.Монтессори в дошкольный период развития, то зрительное восприятия развивается лучше, как в качественном так и в количественном отношении, они быстрее ориентируются в пространстве, легко различают предметы, так в частности процесс укладывания фигур различных форм происходил быстро, переход внешнего во внутренний план (интериоризации) тоже проход быстрее, им проще ориентироваться среди окружающих их предметов, чем детям из обычной группы.
На высоком уровне достоверности (р<0,001) в ходе исследования доказано, что есть различие между методами обучения (М.Монтессори и классическая форма воспитания в дошкольных учреждениях) и восприятием цвета, в ходе эксперимента выяснилось, что дети из группы А, лучше знают названия цветов и более уверенно называют их, время на припоминание названия цвета требуется значительно меньше, дети же из группы Б, чаще путали цвета, или долго думали, называть цвет или нет, потому что были неуверенны в правильности своего ответа. Воспитание детей по методике М.Монтессори способствует тому, что дети лучше запоминают и различают цвета предметов.
В ходе эксперимента выявлено (на уровне достоверности р<0,05) что есть различие между методом обучения и такой характеристикой как целостность в восприятии предмета, т.е. воспитание детей по методике М.Монтессори способствует тому, что дети учатся воспринимать предмет не по отдельным частям, или только по отдельным характеристикам (круглый, синий, большой и т.д.), а в целом, дети же обучающиеся по обычной программе начинают воспринимать предмет как нечто целое позже, чем из группы А.
Эксперимент подтвердил (на уровне достоверности р<0,05), что воспитание детей по методике Монтессори способствует лучшей ориентации детей на величину предмета, дети легко ориентируется в размерах предметов, различают большие и меньшие предметы, сравнивают их, что и продемонстрировали в эксперименте с матрешками, дети же из группы Б продемонстрировали более низкие результаты, а именно ошибались с размерами, пробовали помещать матрешку в слишком большую матрешку, пропуская средний размер.
Способность к обобщению также имеет различие с методами развития, а именно при использовании методов предложенных М.Монтессори, способность к обобщению развивается лучше, чем при использовании обычных методов воспитания.
Временные представления развиваются лучше, если использовать методику воспитания М.Монтессори, при этом методе дети раньше научаются оперировать временными представлениями, проще ориентируются во временах года, различают такие понятия как «раньше» и «позже», дети же, обучающиеся по общепринятой методике воспитания ориентируются во времени чуть хуже, допускают ошибки при определении времен года.
Экспериментально доказано (на уровне достоверности р<0,001), что есть различие между методом воспитания и умением устанавливать причинно-следственные связи, воспитание по Монтессори способствует более раннему развитию этой способности, что позволяет говорить о более развитом мышлении у детей дошкольного возраста.
На уровне достоверности р<0,01доказано, что у детей, обучающихся по М.Монтессори, конструктивные способности выражены лучше, чем у детей, воспитывающихся по обычной воспитательной системе, это значит что вышеописанный метод воспитания способствует тому, что дети в более раннем возрасте обучаются доводить начатое дело до конца, стремятся завершать начатое действие (достраивать, дописывать, договаривать).
В ходе эксперимента выявлено (на достоверном уровне р<0,01) что занятия по методикам, предложенными М.Монтессори способствуют лучшему развитию памяти, что и было продемонстрировано в ходе эксперимента, дети лучше запомнили задание воспитателя по инструкции, и в ходе выполнения самого задания им понадобилось меньше напоминаний, и они совершали меньше ошибок работая по памяти.
При определении ведущей руки, значимых различий обнаружено не было, однако дети из группы А сориентировались быстрее, но нельзя сказать, что это обусловлено именно методами воспитания.
Воспитание детей по методике Монтессори способствует большей результативности (что может косвенно служить и о некоторой мотивации, т.к дети проявляли большую заинтересованность и выполняли задание не только потому что воспитатель попросил, а им было интересно содержание самого задания).
Подытоживая часть исследования можно сказать, что в части исследования когнитивной сферы дошкольников наша гипотеза подтвердилась, а именно обнаружены достоверные связи между показателями методов воспитания и параметрами, описывающими познавательную сферу детей. Действительно, экспериментально доказано, что воспитание детей по методике М.Монтессори способствует лучшему развитию таких познавательных процессов как произвольная память, конструктивные способности, и характеристики процессов восприятия.
2.3. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Уровень эмоциональной контактности по выраженности средних показателей находится на высоком уровне, однако у группы А этот показатель имеет более высокие значения. А значит дети, занимающиеся по методике М.Монтессори более контактны в эмоциональном плане, более легко налаживают контакт с взрослым, для этого им требуется меньше времени, чем детям из группы Б.