Изучение когнитивной и познавательной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

В современном мире все более значимую роль играет человек интеллектуально развитый. Возрастает потребность в людях с глубокими, знаниями и способных к самостоятельному, нетрадиционному, творческому решению проблем, умению быстро принимать решения, люди, с развитыми умственными способностями. Общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня когнитивного потенциала человека. Изменение представлений о сущности и целях образования, обусловили необходимость в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, обеспечивающих возможность наиболее полной реализации их когнитивного и эмоционального потенциала. Однако эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольника
1.2. Общие характеристики когнитивных процессов у детей дошкольного возраста
1.3. Основы гуманистической педагогики М.Монтессори
1.4. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и пути их развития
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ М.МОНТЕССОРИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
2.3. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

14_12_12_1 (1).doc

— 406.00 Кб (Скачать)

      Третье  условие развития внимания - это подготовка умственных центров в отношении к внешнему предмету, его вызвавшему, т.е. у субъекта должно существовать внутреннее психическое влечение к тому или иному внешнему предмету или явлению. В мозговой

клетке, по словам Монтессори, действуют как бы две силы перед  запертой дверью - сила внешняя, которая стучит, и внутренняя, которая говорит: «Отопри». Если внутренняя сила не отворяет, внешняя стучится тщетно. И тогда самые крупные стимулы могут пройти незамеченными.

      Четвертое  условие наличия внимания - это интерес. Не все предметы внешнего мира привлекают наше внимание одинаково: внутренняя активность действует как причина, наталкивающая на внешние факторы, а наш интерес вызывают предметы, полезные внутреннему содержанию нашей жизни. Наш внутренний мир творится под влиянием мира внешнего, переработанный вторично нашей внутренней активностью.

      Природная сила, управляющая его психическим образованием, направляет его внимание к тому предмету, к которому в данное время у него существует большее «влечение».

     «Силу сосредоточивания маленьких детей трех, четырех, пяти лет можно сравнить с таковой же у гения. Эти крошки являют как будто детство людей необыкновенных в их проявлениях внимания, как Архимед, Ньютон и пр.», - говорит Монтессори [10] . Подобные эффекты устанавливаются фактом спонтанных упражнений, которые являются выражением внутреннего развития личности, растущей и организующейся. Учительница управляет этими явлениями, но, не направляя внимание ребенка по своему усмотрению. Ее искусство в понимании (в наблюдении) и невмешательстве в естественные явления.

        Система Монтессори играет очень важную роль и в деле развития памяти.

Психологами и  психопатологами  установлены различные типы памяти (зрительный, слуховой, моторный, смешанный), обусловливающиеся, по-видимому, преимущественно преобладающим развитием соответственных участков в мозгу. Это преобладание может быть врожденным или является результатом усиленной функции.

         При упражнениях на дидактическом материале Монтессори у дошкольника развиваются и укрепляются все виды памяти не только благодаря прочности фундамента - воспитанию чувств. Существенную роль играет при этом и развитие фиксирующего внимания, интеллекта и воли. Предоставление полной свободы ребенку для многократных самостоятельных повторных упражнений также имеет важное значение для прочного запоминания.

       Прекрасным формальным упражнением памяти являются также введенные Ю.И. Фаусек отчеты детей. По окончании работы на материале, дети (разумеется, только изъявляющие желание) отдают отчет в том, что ими было сделано. Осознание временной последовательности, как известно, относительно поздно и постепенно развивается у дошкольника. И воспроизведение событий из собственной жизни с точным описанием деталей в правильной временной последовательности, как показывают наблюдения над детьми, дается с трудом в процессе развития. «Естественный эксперимент» в обстановке детского сада Монтессори весьма убедительно демонстрирует нам, что слабость памяти многих детей в значительной степени может быть обусловлена деорганизованностью внешней среды, ведущей и к деорганизации психики. «Слабая» детская память обнаруживает изумительную силу и точность, если жизнь ребенка протекает упорядочение в организованной обстановке.  Напротив,  «неупорядоченный» ребенок всегда отличается и слабой памятью. Он не в состоянии воспроизвести свои отдельные переживания во временной последовательности, он не в силах даже припомнить какое-нибудь отдельное свое действие и, уж подавно, не способен точно описать его. Это мы наблюдаем не только на неупорядоченных детях, недавно поступивших и детский сад, но и в тех случаях, когда уже пробывший некоторое время в детском саду и уже упорядочившийся ребенок вдруг - по тем или иным причинам - «выходит из порядка».

        В сущности, легко себе представить, что при хаотическом, быстро и четко сменяющемся действии раздражителей на нашу нервную систему, не остается сколько-нибудь глубоких следок в нервных путях, которые могли бы облегчить последующее воспроизведение раздражения и обеспечить связь его со следами от других - одновременных или имевших место раньше - раздражений.

Таким образом, способствуя  упорядочению психики дошкольника, организуя окружающую среду и тем самым препятствуя хаотическому воздействию внешних раздражителей на внутренний мир ребенка, подвергая его нервную систему действию размеренных и точных стимулов и давая ребенку возможность в повторных упражнениях, в процессе «круговой реакции» проложить в своей нервной системе дифференццированные, резко отграниченные и нестирающиеся пути, Монтессори подводит прочную биологическую базу под функцию памяти.

        Чтобы малыш мог успешно научиться писать и говорить, готовиться к этому надо начинать заранее, причем с вещей, которые могут показаться неожиданными. Речь идет о сенсомоторике, и прежде всего – мелких движениях кисти.

        Сенсомоторика, в свою очередь, связана с высшей психической деятельностью. Научно выявлено, что развитие речевых навыков ребенка напрямую зависит от развитости моторики кисти руки [9]. Наблюдения за развитием человека показали, что для естественного развития руки самым благоприятным оказывается период с рождения до 6 лет. Чем больше движений в этом возрасте осваивает малыш, чем больше он в них практикуется, тем больше импульсов от пальцев поступает в мозг, в том числе – в зоны, отвечающие за формирование речи.

        В группах малыши оказываются в тщательно продуманном окружении, нацеленном на стимуляцию необходимых способностей. Им предлагают предметы, требующие действий тех пальцев руки, которые используются на письме. Зрительно они сравнивают изображения предметов и сами предметы; слышат, как методист произносит слова, обозначающие эти предметы и их характеристики. В общем и целом, ребенок накапливает огромный багаж знаний, который требует выхода. И из этого рождается спонтанное письмо.

        В каждой группе проводятся «круги» - занятия со всеми детьми. В начальной группе (до трех лет) детям предлагаются пальчиковые игры, развивающие мелкую моторику рук. Игры сопровождаются простыми стишками, дети запоминают стишки на слух, что тренирует еще и память. В группах постарше (от 3 до 6 лет) детям рассказывают интересные факты об окружающем мире, но пальчиковые игры — конечно, более сложные, чем у малышей — остаются неизменной частью занятий.

       Известно, какое значение развитие речи оказывает на расширение умственного кругозора ребенка, на всю сферу его представлений и понятий. Только благодаря развитию речи последние приобретают точность, ясность и законченность. Но для этого необходимо, чтоб речь была на высоте своей задачи, чтоб слово по возможности правильно выполняло свою великую роль - роль точного символа.

       В саду Монтессори, где дошкольник получает четкое чувственное восприятие и точное словесное обозначение последнего, речь осуществляет свое важное назначение и достигает изумительной точности. Как мы уже неоднократно отмечали, не Монтессори вкладывает в ребенка стремление к совершенной точности. Это стремление заложено в ребенка, и Монтессори только идет ему навстречу и оказывает поддержку.

        И в вопросе о развитии речи дело для Монтессори, разумеется, не просто в обогащении запаса слов дошкольника в таком объеме, когда слово превращается «в звук пустой» и дитя на вопрос: «Ты знаешь, что это значит?»,  чистосердечно отвечает:  «Так...просто слово».

        Цель Монтессори - утвердить в ребенке сознание, что язык дан человеку для выражения мыслей, и что слово всегда обозначает что-либо. И тут она правильно учла возможные достижения дошкольника. Точность речи детей, воспитывающихся в Монтессорском саду, поразительна.

        Пятилетняя девочка, отдавая руководительнице, отчет в своей работе, говорит: «Я рисовала... нет, я закрашивала рисунок, нарисовали вы». Или: «Мы сидели с закрытыми глазами и слушали, как вы стучите рукой... нет, кулаком по столу, и говорили, сколько раз вы стучите и чем». Нельзя не признать, что далеко не всякий взрослый отдаст себе отчет в разнице между терминами «рисовать» и «закрашивать» и постарается самопроизвольно исправить неточность.

       Детям как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

       Таким образом, для изучения когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников были отобраны следующие показатели для эмпирической проверки выдвигаемой гипотезы:

       Таким образом, для мы имеем 16 показателей для анализа:

  1. Уровень тревожности (индекс тревожности) (ИТ);
  2. Зрительное восприятие (ЗВ)
  3. Умение обобщать(УО)
  4. Уровень развития временных представлений (ВП);
  5. Установление причинно-следственных связей (УПСС);
  6. Уровень восприятия цвета (ВЦ);
  7. Конструктивные способности(КС);
  8. Память(П);
  9. Эмоциональный контакт (ЭК);
  10. Ориентировка на величину (ОВ);
  11. Целостное восприятие предмета (ЦВ);
  12. Результативность (Р);
  13. Предметный рисунок (ПР);
  14. Определение ведущей руки (ВР);
  15. Согласованность действий рук(СДР);
  16. Эмоциональная выраженность (ЭВ)

 

                  ГЛАВА 2 .    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ               И КОГНИТИВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ М.МОНТЕССОРИ.

 

            2.1. Организация и методы исследования

 

        Исследование проводилось в психолого-педагогическом центре раннего развития г.Казани.

         В исследовании приняло участие 40 дошкольников, из них 22 мальчиков и 18девочек, в возрасте от 3 до 4 лет. Для проверки гипотезы были сформированы 2 группы: группа А, дошкольники, обучающиеся по методике М.Монтессори, и группа Б, дошкольники, обучающиеся по классической программе воспитания.

        Для проверки гипотезы применялись следующие методики:

1. Тест тревожности  (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки).

2. Тест «Коробка форм»

3. Методика «Найди время года»

4. Методика «Цветные кубики»

5. Методика «Построй из палочек»

6. Методика «Включение  в ряд» (методика А.А.Венгер)

7. Методика «Сложи  разрезную картинку»

8. Методика «Рисуем дорожку»

9.Оценка эмоц.проявлений  Дорки

        1. Тест на определение уровня тревожности, предложенный Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки позволяет на основе проективного метода получить информацию об уровне тревожности у ребенка. В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы: 1)высокотревожные, 2)среднетревожные, 3)низкотревожные.

       2. Тест «Коробка форм» направлен на исследование уровня развития действий восприятия и степень их интериоризации, а также на проверку наличия и степени обобщенности сенсорных эталонов.

       3. Методика «Найди время года» направлена на выявление уровня развития временных представлений, умения ребенка устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением четырех времен года с ярко выраженными специфическими признаками.

      4. Методика «Цветные кубики» Е.А.Стреблевой направлена на выявление уровня развития и восприятия цвета (выделение по слову, название цвета) детей с 3 лет.

      5. Методика «Построй из палочек» (лесенка). Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребенку показывают как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает сделать такую же о памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задания предлагают выполнить по образцу. В тех случаях, когда ребенок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка  на то, как он это делает, затем  ребенок должен построить такую  же лесенку самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий  задания; способы выполнения – по памяти, по образцу, после обучения – по показу.

     6. Включение в ряд (методика А. А. Венгер). Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно – ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый берет шестисоставную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и  собирая, выстраивает матрешки в  ряд по росту, соблюдая между ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает одну из матрешек и выравнивает интервал между оставшимися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимания на принцип построения ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действовать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матрешку без учета основного признака (величины), взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, не верно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем он еще предлагает поиграть и убирает за экраном другую матрешку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

      7. Сложи разрезную картинку (из четырех частей). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четыре части  разрезной картинки и просит: «Сделай  целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может правильно  соединить части картинки, взрослый сначала показывает целую картинку, а затем просит сложить разрезную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. После чего ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий  задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

       8.Методика «Нарисуй дорожку» (или домик). Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат.

Информация о работе Изучение когнитивной и познавательной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори