Изучение когнитивной и познавательной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 17:10, дипломная работа

Описание работы

В современном мире все более значимую роль играет человек интеллектуально развитый. Возрастает потребность в людях с глубокими, знаниями и способных к самостоятельному, нетрадиционному, творческому решению проблем, умению быстро принимать решения, люди, с развитыми умственными способностями. Общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня когнитивного потенциала человека. Изменение представлений о сущности и целях образования, обусловили необходимость в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, обеспечивающих возможность наиболее полной реализации их когнитивного и эмоционального потенциала. Однако эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольника
1.2. Общие характеристики когнитивных процессов у детей дошкольного возраста
1.3. Основы гуманистической педагогики М.Монтессори
1.4. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и пути их развития
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ М.МОНТЕССОРИ
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Изучение особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
2.3. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

14_12_12_1 (1).doc

— 406.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Особенности эмоционально-личностной сферы дошкольника

1.2. Общие характеристики когнитивных процессов у детей дошкольного возраста

1.3. Основы гуманистической педагогики М.Монтессори

1.4. Воззрения М.Монтессори на природу когнитивных процессов и пути их развития

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МЕТОДИКЕ М.МОНТЕССОРИ

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Изучение особенностей когнитивной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори

2.3. Изучение особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучающихся по методике М.Монтессори

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ 
                                                               ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях научно-технического прогресса и экономического развития все более остро возникает необходимость самореализации человека, раскрытия всех его личностных потенциалов. Только духовно развитая личность может занять достойное место в социокультурной среде.

В двух линиях развития - натуральной и культурной, соединение, сплав, синтез которых Л. С. Выготский  считал основой личности, Л. И. Божович выделяла два компонента - аффективный и познавательный.

Поэтому, когда мы говорим  о развитии личности ребенка, мы должны рассматривать её с позиций взаимосвязи  и взаимозависимости двух составляющих - аффективных и познавательных компонентов.

В современном мире все более значимую роль играет человек интеллектуально развитый.  Возрастает потребность в людях с глубокими, знаниями и способных к самостоятельному, нетрадиционному, творческому решению проблем, умению быстро принимать решения, люди, с развитыми умственными способностями. Общество заинтересовано в выявлении психических ресурсов и повышении уровня когнитивного потенциала человека. Изменение  представлений о сущности и целях образования, обусловили необходимость в педагогическом поиске подходов к организации учебно-воспитательной деятельности учащихся, обеспечивающих возможность наиболее полной реализации их когнитивного и эмоционального потенциала. Однако эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста отведено ограниченное место. Возможно, это связано с тем, что эмоции достаточно сложны для изучения, что отмечалось такими ведущими зарубежными и отечественными психологами, как П. К. Анохин, В. Вундт, У. Джемс, Ф. Крюгер, А.Н. Леонтьев, Р. Липер, А. Р. Лурия, У. Макдауголл, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов, 3. Фрейд [16].

      Современная система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, направленных на гуманистическую, личностноориентированную модель организации педагогического процесса.

Так, одним из способов реализации интеллектуального потенциала и эмоционального развития выступает образовательная система Марии Монтессори.

Раскрытию гуманистических  основ Монтессори-образования, способствующих саморазвитию и самопостроению растущего человека в условиях свободного и ответственного выбора, посвящены работы отечественных исследователей (М.В.Богуславский, H.A. Каргапольцева, Г.Б.Корнетов, H.H. Рудакова, Д.Г.Сороков, М.Г.Сорокова, К.Е. Сумнительный, Ю.И. Фаусек, Е.А. Хилтунен).

Мы обратились к дошкольному  периоду развития ребенка не случайно. Этот возраст является сензитивным  для развития эмоциональной и познавательной сферы, что отражено в работах отечественных ученых, таких как Л. И. Божович, Р. С. Буре, А. В. Запорожец, З.Я. Неверович, Д. Б. Эльконин, и др.

Активное использование  в педагогической практике новых  обучающих технологий, в частности  методики М.Монтессори еще до школы  актуализирует потенциальные возможности  психики детей этого возраста, и развивает  их когнитивные возможности.

Объект исследования – когнитивная и эмоциональная сфера дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.

Предмет исследования - особенности когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.

Цель исследования - выявить особенности когнитивной и эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что характеристики эмоциональной и когнитивной сферы дошкольников, обучающихся по методики М.Монтессори, существенно отличаются от характеристик эмоциональной и когнитивной сферы дошкольников, обучающихся по классической программе.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвигаемой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

  1. Осуществить литературный обзор научных источников по проблеме исследования.
  2. Разработать программу исследования, подобрать необходимый диагностический инструментарий и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
  3. Изучить особенности когнитивной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори;
  4. Изучить особенности эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори;

В качестве методологической основы исследования использовались:

  • системно-структурный подход к изучению психических явлений (Б.Г. Ананьев; Б.Ф. Ломов; B.C. Мерлин и др.);
  • современные разработки в области философии образования (Б.С. Гершунский, О.С. Долженко, В.В. Краевский, В.А. Розов, В.Д. Шадриков, П.Г. Щедровицкий и др.);
  • понимание когнитивной сферы личности и критериев ее развития как продукта целенаправленного обучения посредством формирования когнитивных навыков (Г.А.Берулава, М.Н.Берулава, Дж.Брунер, А.В.Брушлинский, Б.М.Величковский, З.И.Калмыкова, Ю.К.Корнилов, Р.Фейерштейн);

Для решения поставленных задач использовался комплекс исследовательских методов: теоретический анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ экспериментальных данных, для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (среднее, стандартное отклонение, t-критерий Стьюдента).

Практическая  значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут использоваться психологами и воспитателями в работе с детьми и их родителями в детских образовательных дошкольных учреждениях развития дошкольников.

Эмпирическая  база исследования: в эксперименте участвовали дошкольники подготовительной группы ППЦРР в количестве 40 детей.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ИЗУЧЕНИЯ   КОГНИТИВНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1.Особенности  эмоционально-личностной сферы дошкольника

 

Эмоции проходят общий  для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально-детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается восприятие эмоционального состояния окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные процессы.

Наиболее ранние эмоциональные  проявления у детей связаны с  органическими нуждами ребенка, к которым относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. У детей также очень рано появляются сочувствие и сострадание. Так, на двадцать седьмом месяце жизни ребенок плакал, когда ему показывали изображение плачущего человека.

Следует отметить, что положительные  эмоции у ребенка развиваются  постепенно через игру и исследовательское  поведение. Например, исследование К.Бюлера показало, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается [7]. Первоначально у ребенка возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень – функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени у детей постарше появляется предвосхищение удовольствия – эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и не результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей  в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь, же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной жизни под влиянием все более усложняющихся взаимоотношений с окружающими людьми [23].

Дошкольный возраст, как писал  А.Н.Леонтьев, - это «период первоначального  фактического склада личности» [1]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание, важнейший элемент личности.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений – более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднений воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

Итак, эмоциональные процессы становятся более уравновешенными. Но из этого  совсем не следует снижение насыщенности, интенсивности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько насыщен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения. [1].

Эмоциональное развитие дошкольника  также связано с развитием  у него новых интересов, мотивов  и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичностных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. П.М.Якобсон пишет, что чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства [27].

Желания, побуждения ребенка соединяются  с его представлениями и благодаря  этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желаемом результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Эмоции, связанные с представлением, позволяют предвосхищать результаты действий ребенка, удовлетворение его желаний.

Механизм эмоционального предвосхищения подробно описан А.В.Запорожцем, а именно как меняется функциональное место аффекта в общей структуре поведения. Сравнивая поведение ребенка раннего возраста и дошкольника, можно сделать вывод, что у ребенка до 3-х лет переживаются исключительно последствия собственных действий, их оценка взрослым человеком. У них не возникает переживаний по поводу того, заслуживает ли поступок одобрения или порицания, к чему он приведет. Аффект оказывается последним звеном в этой цепи разворачивающихся событий.

Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный  образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия  своего поведения, ребенок уже заранее  знает, хорошо или дурно он собирается поступить. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение. Взрослые могут помочь ребенку создать нужный эмоциональный образ. Пожелания, ориентированные на эмоциональное воображение детей, а не на их сознательность, оказываются значительно более эффективными, таким образом, в дошкольном возрасте происходит смешение аффекта с конца к началу деятельности. Аффект (эмоциональный образ) становится первым звеном в структуре поведения. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка [7].

Информация о работе Изучение когнитивной и познавательной сферы дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори