Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:06, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста
1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости 6
1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 12
1.3. Стрессоустойчивость у врачей как основное качество 17
1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика 22
Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Описание полученных результатов 29
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 32
Выводы 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения
21. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М.: Прогресс, 2000.
22. Розов В.И. Системогенез как общая закономерность развития адаптивности в экстремальных условиях. – В сб. Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Материалы международной конференции. – К, 1992. – С. 68-70
23. Судаков
К.В. Системные механизмы
24. Тищенко П. Трудный путь к диалогу: Медицинская психология. Биоэтика // Медицинская газета. – 2001. – 7 фев. – С.15.
25. Тымвич И.М. Руководство по медицинской психологии. – М.: Медицина, 2001.
26. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.
27. Ясько
Б.А. Психологические аспекты профессионального
становления и развития личности врача
// 2-я Международная научно-практическая
конференция «Проблемы регионального
управления, экономики, нрава и инновационных
процессов в образовании»: Тезисы докладов.
Казань, 2001.
28. Ясько Б.А. Врач: психология личности.
- Казань, 2001.
29. Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально
важных качеств врача: Психология профессиональной
деятельности // Психологический журнал.
– 2004. - №3. – С.71-81.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге.
Назначение теста: доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.
Инструкция к тесту: постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков.
№ | Жизненные события | Баллы |
1. | Смерть супруга (супруги). | 100 |
2. | Развод. | 73 |
3. | Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером. | 65 |
4. | Тюремное заключение. | 63 |
5. | Смерть близкого члена семьи» | 63 |
6. | Травма или болезнь. | 53 |
7. | Женитьба, свадьба. | 50 |
8. | Увольнение с работы. | 47 |
9. | Примирение супругов. | 45 |
10. | Уход на пенсию. | 45 |
11. | Изменение в состоянии здоровья членов семьи. | 44 |
12. | Беременность партнерши. | 40 |
13. | Сексуальные проблемы. | 39 |
14. | Появление нового члена семьи, рождение ребенка. | 39 |
15. | Реорганизация на работе. | 39 |
16. | Изменение финансового положения. | 38 |
17. | Смерть близкого друга. | 37 |
18. | Изменение профессиональной ориентации, смена места работы. | 36 |
19. | Усиление конфликтности отношений с супругом. | 35 |
20. | Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома). | 31 |
21. | Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги. | 30 |
22. | Изменение должности,
повышение служебной |
29 |
23. | Сын или дочь покидают дом. | 29 |
24. | Проблемы с родственниками мужа (жены). | 29 |
25. | Выдающееся личное достижение, успех. | 28 |
26. | Супруг бросает работу (или приступает к работе). | 26 |
27. | Начало или окончание обучениям учебном заведении. | 26 |
28. | Изменение условий жизни. | 25 |
29. | Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов поведения. | 24 |
30. | Проблемы с начальством, конфликты. | 23 |
31. | Изменение условий или часов работы. | 20 |
32. | Перемена места жительства. | 20 |
33. | Смена места обучения. | 20 |
34. | Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска. | 19 |
36. | Изменение привычек, связанных с вероисповеданием. | 19 |
36. | Изменение социальной активности. | 18 |
37. | Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора). | 17 |
38. | Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна. | 16 |
39. | Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера и частоты встреч с другими членами семьи. | 15 |
40. | Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.). | 15 |
41. | Отпуск. | 13 |
42. | Рождество, встреча Нового года, день рождения. | 12 |
43. | Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил уличного движения). | 11 |
150 баллов означают
50% вероятности возникновения
Степень сопротивляемости стрессу
Если, к примеру,
сумма баллов - свыше 300, это означает
реальную опасность, т.е. вам грозит
психосоматическое заболевание, поскольку
вы близки к фазе нервного истощения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.
Ответьте “Да” или “Нет” на приведенные ниже утверждения.
150. Я
предпочитаю действовать
151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.
152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, почти не стараюсь скрыть это от него.
153. Я
человек нервный и легко
154. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
155. Будущее кажется мне безнадежным.
156. Люди
довольно легко могут изменить
мое мнение, даже если до этого
оно казалось мне
157. Несколько раз в неделю у меня бывает чувство, что должно случиться что-то страшное.
158. Чаще всего я чувствую себя усталым.
159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.
160. Я
стараюсь уклониться от
161. Меня часто раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
163. Если
я захочу сделать что-то, но
окружающие считают, что этого
делать не стоит, я легко
могу отказаться от своих
164. Глупо
осуждать людей, которые
165. Мне
безразлично, что обо мне
Ключ к тесту
Достоверность (Д): “Нет”: 1, 10, 19, 31, 51, 69, 78, 92, 101, 116, 128, 138, 148.
Адаптивные способности (АС): “Да”: 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57, 59, 60, 61, 63, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 117, 118 119, 120, 121. 122. 123, 124, 125, 126, 129, 131, 133, 135, 136, 137, 139, 141, 142, 143, 145, 146, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162, 164, 165 ; “Нет”: 2, 3, 5, 13, 23, 25, 26, 32, 34, 35, 38, 44, 45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163
Нервно-психическая устойчивость (НПУ) “Да”: 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30, 37, 39, 40, 41, 47, 57, 60, 63, 65, 67, 68, 70, 71, 73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89, 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 117, 118, 119, 120, 122, 123, 124, 129, 131, 135, 136, 137, 139, 143, 146, 149, 153v 154, 155, 156, 157, 158, 161, 162 “Нет”: 2, 3, 5, 23, 25, 32, 38, 44, 45, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 87, 105, 127, 132, 134, 140
Коммуникативные особенности (КО) “Да”: 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114, 121, 126, 133, 142, 151, 152 “Нет”: 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159
Моральная нормативность (МН) “Да”: 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59, 72, 77, 79, 91, 93, 125, 141, 145, 150, 164, 165 “Нет”: 13, 76, 97, 100, 160, 163.
Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал. Начинать обработку следует со шкалы достоверности, чтобы оценить стремление обследуемого представить себя в более социально-привлекательном виде. Если обследуемый набирает по шкале достоверности более 10 баллов, результат тестирования следует считать недостоверным и после проведения разъяснительной беседы необходимо повторить тестирование.
Таблица перевода сырых баллов в стены
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом | Стены | |||
ЛАП | НПУ | КС | МН | |
62-> | 46-> | 27-31 | 18-> | 1 |
51-61 | 38-45 | 22-26 | 15-17 | 2 |
40-50 | 30-37 | 17-21 | 12-14 | 3 |
33-39 | 22-29 | 13-16 | 10-11 | 4 |
28-32 | 16-21 | 10-12 | 7-9 | 5 |
22-27 | 13-15 | 7-9 | 5-6 | 6 |
16-21 | 9-12 | 5-6 | 3-4 | 7 |
11-15 | 6-8 | 3-4 | 2 | 8 |
6-10 | 4-5 | 1-2 | 1 | 9 |
1-5 | 0-3 | 0 | 0 | 10 |
Интерпретация основных шкал методики "Адаптивность"
Наименование шкалы | Уровень развития качеств | |
Ниже среднего (1-3 стена) | Выше среднего (7-10 стенов) | |
НПУ | Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности. | Высокий уровень нервно-психической устойчивости и по- веденческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности. |
КС | Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность. | Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен. |
МН | Не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения. | Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения. |
Итоговую оценку по шкале "Личностный адаптивный потенциал" (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:
ЛАП = "Нервно-психическая устойчивость" + "Коммуникативные способности" + "Моральная нормативность";
с последующей интерпретацией по нижеприведенной таблице.
Интерпретация адаптивных способностей по шкале "ЛАП" методики "Адаптивность"
Уровень адаптивных способностей (стены) | Интерпретация |
5-10 | Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. |
3-4 | Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. |
1-2 | Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра). |
Информация о работе Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста