Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:06, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста
1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости 6
1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 12
1.3. Стрессоустойчивость у врачей как основное качество 17
1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика 22
Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Описание полученных результатов 29
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 32
Выводы 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения
По мере развития отдельных подсистем человека (индивидной, личностной, субъектной) они выполняют ведущую адаптивную функцию. Так, на ранних возрастных этапах развития ведущую адаптивную функцию выполняют индивидные свойства человека, затем – личностные, и, далее – субъектные.
Системогенез адаптивности детерминирован одновременно несколькими факторами, т.е. детерминирован системно. Подсистема индивидных свойств человека подчиняется законам биологической детерминации. Подсистема личностных свойств – социальной. Подсистема субъектных свойств – предметной.[3]
Процесс развития адаптивности представляет собой гетерохронное и избирательное развитие определенных подструктур индивидуальных свойств, которые по мере адаптации в экстремальных условиях объединяются в единое целое для достижения «полезного приспособительного эффекта». Основными принципами развития адаптивности являются:
Процесс развития адаптивности подчиняется системным закономерностям и является по сути системогенезом, представляющим собой целесообразную смену структурных образований, необходимых для выживания и творчества в сложных экстремальных и субэкстремальных условиях.
Адаптивность является
Адаптивность – способность системы изменять свои параметры в связи с изменениями в ней самой или в условиях ее использования для повышения эффективности. [16]
Адаптивность (в психофизиологии) — способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. Адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора.
Адаптивность – способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.
Таким образом, можно говорить о существовании адаптивности к стрессу, и охарактеризовать ее, во – первых, как универсальную способность человека, связанную с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни, а во – вторых, как многозначное свойство индивидуальности, позволяющее человеку справляться с тяжелыми событиями и эффективно функционировать несмотря на стресс. Как отмечает Розов В.И., адаптивность к стрессу включает в себя следующие базовые способности:
1. Оптимистический когнитивный стиль, характеризующийся активной жизненной позицией, жизнелюбием, чувством юмора, высокой мотивацией достижения, ориентированной на моторную и языковую активность.
2. Способность устанавливать и развивать поддерживающие отношения, оказывать и принимать инструментальную и эмоциональную поддержку. Социальная поддержка в виде прямого информирования о нежелательных действиях может предотвратить стресс. Социальная поддержка полезна также в постстрессовых состояниях, позволяя мобилизовать личностные ресурсы и справляться с эмоциональными нагрузками. [17]
3. Способность к адаптивному мышлению, которая свидетельствует об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности дистанцироваться от травматических событий, что приводит к устранению стрессовой симптоматики. Способность к адаптивному сну и сновидениям, свидетельствует о развитых умениях оптимизации и нормализации сна и сновидений. Способность к уверенному поведению, проявляющуюся в уверенности, социальной смелости, инициативности, положительном самоотношении, ответственности, социальной компетентности, способности к самоутверждающему поведению. Способность к управлению психофизиологическими состояниями - характеризуется навыками саморегуляции, контроля над сильными эмоциями и импульсами. Способность к поддержанию оптимального физического состояния включает развитые механизмы произвольной и непроизвольной соматической регуляции, поддержанию и укреплению соматического здоровья.
4. Способность к самоорганизации времени жизни, включает умения рационально распоряжаться временем собственной жизни, планировать и определять приоритеты собственных дел, пунктуальность, способность не терять время напрасно. [17]
Таким
образом, мы можем сказать о том, что понятие
адаптация шире понятия адаптивность,
так как адаптация – это процесс приспособления,
а адаптивность – свойство, способность
системы к такому приспособлению. А так
же, адаптация в своей основе есть ничто
иное, как стрессоустойчивость.
1.2.
Стрессоустойчивость
как свойство личности
Жизнь и деятельность человека в социально – экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которые сопровождаются возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а так же перенапряжением физических и психических функций.
Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с социальными, профессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев, эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний.[4,с.3]. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс, с которым неразрывно связано понятие стрессоустойчивость.
Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма — «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936 г.) — в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.
Данная проблема приобрела в последнее время иной аспект и переместилась в сферу эмоциональных переживаний человека. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено название «эмоциональный» стресс, в составе которого отмечают первичные эмоциональные реакции, эмоционально-психические симптомы и физиологические механизмы, лежащие в их основе. [22]
В исследованиях последних лет особый интерес вызывают вопросы, связанные с проблемой эмоционального стресса в различных профессиях. Как отмечает А.Б.Леонова, эти работы отчетливо доминируют в потоке публикаций по прикладным аспектам изучения стресса. Профессиональная сфера является наиболее востребованной, поскольку связана с успешностью реализации центральной формы человеческой активности - трудовой деятельности. Она относится к основным сферам самореализации личности и является одной из социальных сфер, в которых осуществляется адаптация.
Эмоциональный стресс в
Длительное воздействие стресса может
привести к снижению общей
психической устойчивости, количественному
или качественному снижению продуктивности
деятельности. При длительном пребывании
в стрессовых ситуациях возникает сложная
картина изменений физиологических, психологических
и социально-психологических характеристик
личности. [22]
С конца 60-х годов понятие «стресс»
стало широко применяться в исследованиях,
направленных на изучение особенностей
профессиональной деятельности разных
специалистов (В.Эпплей, Л.Леви).
А также в прикладных исследованиях стало обозначаться термином «профессиональный стресс» («рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс» и т.п.). Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источники дискомфорта.
На сегодняшний день нет однозначного определения понятия «профессиональный стресс», как нет и четких теоретических посылок и определений базовых понятий в этой области (В.А. Бодров, А.Н.Леонова).
Поскольку профессиональный стресс является частным случаем общего понятия стресса, то представляется необходимым рассматривать его в рамках этого понятия. Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерностей связи между факторами напряженности труда и их негативными последствиями, которые рассматриваются в трех плоскостях - влияние на труд, физическое и психическое здоровье специалистов.
Наибольшее значение проблема эмоционального стресса имеет для лиц, работающих в условиях хронического психоэмоционального напряжения, для представителей «альтруистических» профессий. У специалистов, работающих в тех сферах профессиональной деятельности, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие, чаще отмечаются психические и физиологические реакции на ситуации, связанные с трудовой деятельностью, поскольку межличностные отношения являются наиболее распространенными стрессорами на работе.
Как отмечает Н.В.Гришина, работа с людьми потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса. [14]
Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») – один из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях. Однако эти вопросы применяются к такому понятию как «эмоциональная устойчивость», которое, в принципе, можно считать синонимом понятия «стрессоустойчивость». [2,с.15]
Такие
авторы как П.Б. Зильберман, Я.
Рейковский указывают на связь
стрессоустойчивости с
В.Л. Марищук и Е.А. Милерян считают стрессоустойчивость проявлением волевых характеристик личности, определяя ее как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности.
М.И. Дьяченко и К. Изард обосновывают тот факт, что стрессоустойчивость в значительной мере обусловлена динамическими (интенсивность, лабильность, гибкость) и содержательными (виды чувств, эмоций и их уровень) характеристиками эмоционального процесса.
По мнению психиатров Ю.А. Александровского, А.Д. Адо, А.В. Вальдмана, В.И. Лебедева и др., стрессоустойчивость – это барьер психической адаптации.
Психологи Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая). Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).
Согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустойчивостью понимается «индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора».[13,с.457]
Так же, со стрессоустойчивостью отождествляют направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман).
Стрессоустойчивость
человека – умение
Информация о работе Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста