Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:

1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста

1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости 6

1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 12

1.3. Стрессоустойчивость у врачей как основное качество 17

1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика 22

Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста

2.1. Организация и методы исследования 27

2.2. Описание полученных результатов 29

2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 32

Выводы 34

Заключение 36

Список литературы 38

Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

     По мере развития отдельных  подсистем человека (индивидной, личностной, субъектной) они выполняют ведущую адаптивную функцию. Так, на ранних возрастных этапах развития ведущую адаптивную функцию выполняют индивидные свойства человека, затем – личностные, и, далее – субъектные.

     Системогенез адаптивности детерминирован одновременно несколькими факторами, т.е. детерминирован системно. Подсистема индивидных свойств человека подчиняется законам биологической детерминации. Подсистема личностных свойств – социальной. Подсистема субъектных свойств – предметной.[3]

    Процесс развития адаптивности представляет собой гетерохронное и избирательное развитие определенных подструктур индивидуальных свойств, которые по мере адаптации в экстремальных условиях объединяются в единое целое для достижения «полезного приспособительного эффекта». Основными принципами развития адаптивности являются:

  • принцип гетерохронности;
  • принцип саморегуляции.

Процесс развития адаптивности подчиняется  системным закономерностям и  является по сути системогенезом, представляющим собой целесообразную смену структурных образований, необходимых для выживания и творчества в сложных экстремальных и субэкстремальных условиях.

     Адаптивность является базальным  свойством человека, развивающимся  в процессе реального приспособления, а также в результате целенаправленного тренинга адаптивности. [8]

   Адаптивность – способность системы изменять свои параметры в связи с изменениями в ней самой или в условиях ее использования для повышения эффективности. [16]

  Адаптивность (в психофизиологии) — способность человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. Адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Адаптивность зависит от уровня здоровья, но может рассматриваться и как мера здоровья, как мера резервных возможностей организма. Это свойство организма, вероятно, не имеет специфичности, т.е. мало зависит от действующего фактора.

   Адаптивность – способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

   Таким образом, можно говорить о существовании адаптивности к стрессу, и охарактеризовать ее, во – первых, как универсальную способность человека, связанную с преодолением сложных, стрессовых, критических, экстремальных, травматических событий своей жизни, а во – вторых, как многозначное свойство индивидуальности, позволяющее человеку справляться с тяжелыми событиями и эффективно функционировать несмотря на стресс. Как отмечает Розов В.И., адаптивность к стрессу включает в себя следующие базовые способности:

     1. Оптимистический когнитивный стиль, характеризующийся активной жизненной позицией, жизнелюбием, чувством юмора, высокой мотивацией достижения, ориентированной на моторную и языковую активность.

    2. Способность устанавливать и развивать поддерживающие отношения, оказывать и принимать инструментальную и эмоциональную поддержку. Социальная поддержка в виде прямого информирования о нежелательных действиях может предотвратить стресс. Социальная поддержка полезна также в постстрессовых состояниях, позволяя мобилизовать личностные ресурсы и справляться с эмоциональными нагрузками. [17]

     3. Способность к адаптивному мышлению, которая свидетельствует об осознанности, самоконтроле, рефлексивности, гибкости мышления, способности дистанцироваться от травматических событий, что приводит к устранению стрессовой симптоматики. Способность к адаптивному сну и сновидениям, свидетельствует о развитых умениях оптимизации и нормализации сна и сновидений. Способность к уверенному поведению, проявляющуюся в уверенности, социальной смелости, инициативности, положительном самоотношении, ответственности, социальной компетентности, способности к самоутверждающему поведению. Способность к управлению психофизиологическими состояниями - характеризуется навыками саморегуляции, контроля над сильными эмоциями и импульсами. Способность к поддержанию оптимального физического состояния включает развитые механизмы произвольной и непроизвольной соматической регуляции, поддержанию и укреплению соматического здоровья.

     4. Способность к самоорганизации времени жизни, включает умения рационально распоряжаться временем собственной жизни, планировать и определять приоритеты собственных дел, пунктуальность, способность не терять время напрасно. [17]

  Таким образом, мы можем сказать о том, что понятие адаптация шире понятия адаптивность, так как адаптация – это процесс приспособления, а адаптивность – свойство, способность системы к такому приспособлению. А так же, адаптация в своей основе есть ничто иное, как стрессоустойчивость. 

1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 

      Жизнь и деятельность человека в социально – экономических и производственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которые сопровождаются возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а так же перенапряжением физических и психических функций.

    Особенно выражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудных ситуациях в связи с социальными, профессиональными конфликтами, сложными, ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаев, эти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменению личностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасности труда, развитию психосоматических заболеваний.[4,с.3]. Наиболее характерным  психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс, с которым неразрывно связано понятие стрессоустойчивость.

         Понятие стресса  первоначально  возникло  в  физиологии  для  обозначения неспецифической генерализованной  реакции организма    —     «общего адаптационного  синдрома» (Г. Селье,  1936  г.)  —  в  ответ  на  любое неблагоприятное воздействие. Содержание  этой  реакции  описывалось  прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих  защитную энергетическую  мобилизацию  организма. Позднее понятие стресса  было расширено и стало использоваться для характеристики  особенностей  состояний индивида в экстремальных  условиях  на  физиологическом психологическом  и поведенческом уровнях.

    Данная проблема приобрела в последнее время иной аспект и переместилась в сферу эмоциональных переживаний человека. Психическим проявлениям синдрома, описанного Г.Селье, было присвоено название «эмоциональный» стресс, в составе которого отмечают первичные эмоциональные реакции, эмоционально-психические симптомы и физиологические механизмы, лежащие в их основе. [22]

   В исследованиях последних лет особый интерес вызывают вопросы, связанные с проблемой эмоционального стресса в различных профессиях. Как отмечает А.Б.Леонова, эти работы отчетливо доминируют в потоке публикаций по прикладным аспектам изучения стресса. Профессиональная сфера является наиболее востребованной, поскольку связана с успешностью реализации центральной формы человеческой активности - трудовой деятельности. Она относится к основным сферам самореализации личности и является одной из социальных сфер, в которых осуществляется адаптация.  

   Эмоциональный стресс в профессиональных  ситуациях влияет не только на уровень психической адаптации, но и на состояние психического и физического здоровья, на результаты труда, как отмечают В.А. Абабков, М.Перре, Ф.Б. Березин, С.В. Запускалов, Г.С. Никифоров, А.Б. Леонова.[4] 
  Длительное воздействие стресса может привести  к снижению общей  
психической устойчивости, количественному или качественному снижению продуктивности деятельности. При длительном пребывании в стрессовых ситуациях возникает сложная картина изменений физиологических, психологических и социально-психологических характеристик личности. [22] 
   С конца 60-х годов понятие «стресс» стало широко применяться в исследованиях, направленных на изучение особенностей профессиональной деятельности разных специалистов (В.Эпплей, Л.Леви).

    А также в прикладных исследованиях стало обозначаться термином «профессиональный стресс» («рабочий стресс», «трудовой стресс», «производственный стресс» и т.п.). Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов,  или  стрессоров. При этом экстремальными считаются не только явно вредные воздействия, но и предельные, крайние значения тех элементов  ситуации,  которые  в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней  мере,  не ощущаются как источники дискомфорта.

     На сегодняшний день нет однозначного определения понятия «профессиональный стресс», как нет и четких теоретических посылок и определений базовых понятий в этой области (В.А. Бодров, А.Н.Леонова).

  Поскольку профессиональный стресс является частным случаем общего понятия стресса, то представляется необходимым рассматривать его в рамках этого понятия. Сам факт наличия стресса устанавливается на основании обнаружения закономерностей связи между факторами напряженности труда и их негативными последствиями, которые рассматриваются в трех плоскостях - влияние на труд, физическое и психическое здоровье специалистов. 

     Наибольшее значение проблема эмоционального стресса имеет для лиц, работающих в условиях хронического психоэмоционального напряжения, для представителей «альтруистических» профессий. У специалистов, работающих в тех сферах профессиональной деятельности, основное содержание которых составляет межличностное взаимодействие, чаще отмечаются психические и физиологические реакции на ситуации, связанные с трудовой деятельностью, поскольку межличностные отношения являются наиболее распространенными стрессорами на работе.

    Как отмечает Н.В.Гришина, работа с людьми потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями и вероятность возникновения профессионального стресса. [14]

 Устойчивое поведение человека в условиях стресса («стрессоустойчивость») – один из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании сущности стрессоустойчивости, роли психики в ее обеспечении, особенностей проявления в различных ситуациях. Однако эти вопросы применяются к такому понятию как «эмоциональная устойчивость», которое, в принципе, можно считать синонимом понятия «стрессоустойчивость». [2,с.15]

  Такие  авторы как П.Б. Зильберман, Я.  Рейковский указывают на связь  стрессоустойчивости с характеристиками  темперамента, которые оказывают определенное влияние на реактивность и силу эмоциональных переживаний и проявлений, а не на их содержание. [21,с.20]

    В.Л. Марищук и Е.А. Милерян считают стрессоустойчивость проявлением волевых характеристик личности, определяя ее как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности.

  М.И. Дьяченко и К. Изард обосновывают тот факт, что стрессоустойчивость в значительной мере обусловлена динамическими (интенсивность, лабильность, гибкость) и содержательными (виды чувств, эмоций и их уровень) характеристиками эмоционального процесса.

    По мнению психиатров Ю.А. Александровского, А.Д. Адо, А.В. Вальдмана, В.И. Лебедева и др., стрессоустойчивость – это барьер психической адаптации.

    Психологи Л.Г. Дикая, О.А. Конопкин, В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию человека, которая состоит из определенных звеньев (О.А. Конопкин) и стилистически разнообразна (В.И. Моросанова, Р.Р. Сагиев, Л.Г. Дикая). Другие авторы (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота и др.) относят к данной характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы совладания со стрессом (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан).

  Согласно мнению отдельных авторов, под стрессоустойчивостью понимается «индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора».[13,с.457]

  Так же, со стрессоустойчивостью отождествляют направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач (О.А. Черникова); устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова); интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман). 

  Стрессоустойчивость  человека – умение преодолевать  трудности, подавлять свои эмоции, понимать человеческие настроения, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья. [16]

Информация о работе Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста