Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:

1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста

1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости 6

1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 12

1.3. Стрессоустойчивость у врачей как основное качество 17

1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика 22

Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста

2.1. Организация и методы исследования 27

2.2. Описание полученных результатов 29

2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 32

Выводы 34

Заключение 36

Список литературы 38

Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИЛИАЛ «МОСКОВСКОГО ПСИХОЛОГО – СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА» в г. БРЯНСКЕ 

Факультет психологии 

Специальность: 030301.65 Психология 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Предмет: Социальная  психология

Тема: «Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста» 
 
 

Выполнила:

студентка

группы 05/ПО-31

Жигалова  В.О.

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Артамошина  Ю.В. 
 
 
 

Брянск - 2008 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                                                                                                                      3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста                                                            

   1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости                      6

   1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности                                             12

   1.3. Стрессоустойчивость у врачей  как основное качество                              17

  1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика                                                                                                          22

Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста

   2.1. Организация и методы исследования                                                          27

   2.2. Описание полученных результатов                                                             29

   2.3. Анализ и интерпретация полученных данных                                            32

Выводы                                                                                                                       34

Заключение                                                                                                                 36

Список  литературы                                                                                                    38

Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Общеизвестным является тот факт, что работа в стрессогенной  ситуации  обязательно  приводит  к мобилизации    внутренних   ресурсов,   что может иметь неблагоприятные  отсроченные  последствия. Типичные  болезни   «стрессовой этиологии» — сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы,  депрессивные  состояния  —  весьма  характерны  для различных современных видов производства и управленческой  деятельности. Не  только  обозначенные  медицинские,  но  и   различные отрицательные социально-экономические последствия стресса — неудовлетворенность  работой,  снижение производительности труда,  аварии,  прогулы,  текучесть  кадров – акцентируют внимание на необходимости изучения  состояний  психологического стресса, ставших  одной  из  характерных  особенностей  современной  жизни. В этой  связи  важны  прикладные  исследования  индивидуальной   устойчивости человека  к  стрессу  и,  как  следствие  этого,  развития  патологических состояний.

  Вопросы повышения стрессоустойчивости персонала учреждений здравоохранения являются ключевыми в теории и практике совершенствования их деятельности. Поэтому важно построить такую систему подготовки и профотбора работников больниц, которая оптимальным образом учитывала бы особенности профессиональной деятельности в данной сфере и профессионально важные качества личности работника, необходимые для эффективного выполнения своих обязанностей.

   Сегодня в учреждения здравоохранения иногда попадают люди, не обладающие необходимыми профессиональными качествами, к которым относится и стрессоустойчивость. При проведении профотбора не учитываются социально-психологические факторы, влияющие на деятельность медицинских работников. Анализ литературных источников и практической деятельности персонала больниц показывает, что вопрос комплектования коллектива  до сегодняшнего момента разработан не достаточно полно. Поэтому необходимо разрабатывать дополнительные критерии профессионального отбора, к которым с полным правом можно отнести показатели стрессоустойчивости. Немаловажным фактом является и оптимизация условий труда, которая предполагает использование комплекса профилактических  мер, направленных  на  исключение  или   максимальное ограничение причин возникновения стресса.

  Актуальность выбранной нами темы очевидна, так как проблема стрессоустойчивости рабочего персонала медицинских учреждений в последнее время занимает одно из первых мест. Несомненно, что исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, протекающих в экстремальных условиях.

   Изучением стрессоустойчивости занимались такие авторы, как  В.А. Бодров, Ю.В. Щербатых, Л.Г. Дикая, Р. Лазарус. и многие другие авторы.

    Целью нашего исследования является  изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

   Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

   Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:

1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

2).у  женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

  Для достижения указанной цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Определение понятий стрессоустойчивость и адаптивность, и анализ основных теоретических подходов по этой проблеме.
  2. Проведение эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и адаптивности  у женщин-врачей.
  3. Проведение эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и адаптивности  у мужчин-врачей.
  4. Выявление различий в уровнях стрессоустойчивости и адаптивности у врачей мужчин и врачей женщин.

   В исследовании были использованы  следующие методики  - многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина и методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста 

1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости

     Набор типовых реакций на различные виды стрессоров, рассматриваемых Г. Селье в рамках физиологической концепции стресса, был назван общим адаптационным синдромом, в котором автор выделял три стадии: реакция тревоги, стадия сопротивляемости и стадия истощения. В последующем предпринимались попытки перенести эту теорию на исследование психологического стресса, однако психологические реакции на стрессовое событие отличаются  значительно большей сложностью, чем предполагал Г. Селье. 
     Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в этой системе возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций.    

     Поскольку организм и среда находятся в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации. Эти данные относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе «индивидуум-среда», в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

   Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчеркивая при этом ее системную организацию. Но при таком рассмотрении картина остается не полной. Необходимо включить в формулировку понятие потребности. Максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, таким образом, важным критерием эффективности адаптационного процесса.

    Следовательно, психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды (в ходе осуществления свойственной человеку деятельности), который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды. [4]

   Необходимо заметить, что психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта: 
а) оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; 
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками.

   Изучение адаптационных процессов тесно связано с представлениями об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.

   Многие авторы (например, Ю.В. Щербатых, В.А. Бодров и др.), отмечают, что в своей основе стрессоустойчивость есть ни что иное как адаптация.

   Адаптация — это  динамический  процесс,  благодаря  которому  подвижные системы живых организмов, несмотря  на  изменчивость  условий,  поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития  и  продолжения  рода. Именно механизм адаптации, выработанный в  результате  длительной  эволюции, обеспечивает возможность  существования  организма  в  постоянно  меняющихся условиях среды.[16]

   Адаптация — приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Понятие адаптации применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания (например, гештальтпсихология, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже).

   Наряду с сенсорной адаптацией (т.е. с приспособительным изменением органов чувств к действующему раздражителю) в психологии говорят об адаптации к социальным условиям, об адаптации к детскому учреждению, школьной адаптации (или дезадаптации) и пр. Б.В. Величковский.                                                                                       

   Необходимо различать такие понятия как адаптация и адаптивность.

Как замечает В.С. Мерлин, адаптивные функции свойств одного из уровней интегральной индивидуальности определяются в зависимости от изменяющейся связи с другими иерархическими уровнями. Следовательно, адаптивные возможности закономерно рассматривать как сложно организованную саморегулируемую структуру, определяемую качеством и количеством взаимосвязей между разноуровневыми свойствами человека (конституционно-морфологическими, нейродинамическими, вегетативными, психодинамическими, личностными и др.)[17]

   Системогенез адаптивности мы понимаем как процесс гетерохронного развития различных подсистем индивидуальных свойств, которые на определенном возрастном этапе включаются в общую структуру, детерминируя дальнейшее развитие адаптивности и выполняя в ней специфические функции.

Информация о работе Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста