Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:06, курсовая работа
Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста
1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости 6
1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 12
1.3. Стрессоустойчивость у врачей как основное качество 17
1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика 22
Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Описание полученных результатов 29
2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 32
Выводы 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложения
Термин «гендер» был введен в употребление в отечественной литературе в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика» с целью отличить обозначаемое им понятие от понятия пола. Такое разделение этих понятий возникло в феминистской литературе, чтобы подчеркнуть, что пол задается биологически, а гендер создается культурой. «Мужской» и «женский» — пример разграничения по половому признаку, тогда как «маскулинный» и «феминный» — пример гендерного описания.
По замыслу авторов сборника введение этого термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлекая к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни. Необходимо отметить, что интерес к проблеме различия мужчин и женщин имеется как у зарубежных так и у отечественных исследователей.
Так, например, после появления в 1957 г. обзорной статьи Дж. Мак-Ки и А. Шериффс, проблема половых различий стала занимать большое место в зарубежной психологии. С середины 70-х гг. XX в. в мире по половым различиям ежегодно публиковалось до 1,5 тысячи работ. Однако главной темой в них является изучение гендерной роли женщины в разных социумах, чему посвятили свои исследования ученые разных стран: Б. Банкарт (1985) - в Японии, Т. Дамжи и К. Ли (1995) - в мусульманских странах, Р. Хаббарт с соавторами (1982) - в Дании, Дж. Парри (1983) - в Англии, Р. Лу и П. Логан (1977) - в Канаде и т. д. Но ведущее положение в изучении этой проблемы принадлежит американским исследователям, издающим в большом количестве монографии и учебники по гендерной психологии и социологии.
Отечественных ученых вопрос
о половых различиях в
Это же отмечает и Е. П. Кораблина (1998): «Понимание жизни человеческого общества невозможно без дифференциации половых ролей и стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин» (с. 174). Поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи (Е. Весельницкая, 1993; Н. Хамитов, 1995;).
В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. И опять возник извечный спор: от чего различия в способностях, мотивах, поведении мужчин и женщин зависят больше – от биологического или социального? Даже термины, обозначающие эту проблему, используются разные. Когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины «пол», «половой диморфизм», в англоязычной литературе – термин «sex», когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях. Правда, как отмечает Ш. Берн (2001), вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор. Слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда речь идет о природе мужественности или женственности, следует применять слово «гендер».
Само слово «гендер» не имеет однозначного перевода на русский язык, а написание его и произношение представляют собой кальку английского «gender». В Американском словаре наследия английского языка одно из значений слова гендер определяется как «классификация пола, пол», то есть гендер— это категория, ссылающаяся на пол. Другое значение слова гендер - «представление», есть гендер, который понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории. Р. Ундер отмечает, что понятие «пол» включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны.
Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной ни в отечественной литературе, тем не менее попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты многими исследователями. Так, например, психолог Н. И. Абубикирова считает, что «гендер — социальное отношение: не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений»[]. По мнению отечественных исследовательниц феминисток О. Ворониной и Т. Клименковой, термин «гендер» употребляется для обозначения пола «как социального понятия и явления в отличие от биологического понимания пола (sех) как определенной совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными словами, быть женщиной или мужчиной — вовсе не значит просто быть человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола» []. С. Айвазова, анализируя понятие «гендер», отмечает, что поскольку в русском языке нет аналогичного термина, то это понятие можно переводить смысловой фразой «социальные отношения полов» или «социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские» [3. С. 40].
В приведенных вариантах раскрытия понятия «гендер» можно обнаружить следующие общие моменты. Во-первых, всеми авторами подчеркивается отличие гендера от биологического пола, отмечается социальная природа его происхождения (гендер рассматривается как социальный конструкт). Во-вторых, социальная сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского действия и взаимодействия, нормами, предписанными и воссоздаваемыми обществом. Однако вряд ли можно сейчас дать точное и конкретное определение этому феномену, ставшему предметом междисциплинарных исследований при отсутствии соотносимого общего единого и дифференцированного понятийного аппарата.
Согласно
вышеприведенным данным в нашей
работе мы будем применять понятие
гендер как классификацию пола и категорию,
ссылающуюся на пол.
ГЛАВА
2. Эмпирическое изучение
гендерных особенностей
стрессоустойчивости
врачей зрелого возраста
2.1. Организация и методы исследования
В нашей практической части мы попытались определить уровни стрессоустойчивости и адаптивности и выявить их различия у мужчин и женщин врачей. Свое исследование мы проводили в центральной городской больнице №1. Выборка состояла из 24 человек (12мужчин и 12женщин) зрелого возраста – 25 – 50 лет, согласно периодизации Дж. Биррена (ранняя зрелость 17 – 25 лет, зрелость 25 – 50 лет, поздняя зрелость 50 – 75 лет).
Цель исследования – изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:
1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.
Для достижения указанной цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:
В качестве метода исследования мы использовали методики, позволяющие определить уровни стрессоустойчивости и адаптивности. Это две методики:
Методика 1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. (Приложение № 1)
Методика 2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. (Приложение № 2) [20]
«Методика
определения
Авторами данной методики являются Холмс и Раге. Структура: 43 утверждения с соответствующей оценкой в баллах.
Инструкция: внимательно изучите весь список, постарайтесь вспомнить и отметьте все события, случившиеся с Вами в течение последнего года.
Методика позволяет определить уровень сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивости) и степень стрессовой нагрузки. Обработка включает в себя подсчет суммы набранных баллов и интерпретацию результатов по сравнительной таблице.
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).
Разработан
А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Цель
опросника – диагностировать адаптивность
испытуемого по следующим параметрам:
адаптивные способности,
нервно-психическая устойчивость,
моральная нормативность. Опросник состоит
из 165 утверждений, на которые предлагается
дать ответ «да» или «нет». Обработка результатов
проводится путем подсчета количества
совпадений ответов испытуемого с ключом
по каждой из шкал - адаптивные способности,
нервно-психическая устойчивость,
моральная нормативность, личностный
адаптивный потенциал.
2.2. Описание полученных данных
При изучении стрессоустойчивости и адаптивности у женщин и мужчин врачей зрелого возраста были получены данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты изучения стрессоустойчивости и адаптивности у женщин и мужчин врачей зрелого возраста.
|
адаптивность | стрессоустойчивость | ||||
низкая | удовлетвор. | нормальная | оч.высокая | высокая | пороговая | |
мужчины | 41,7% | 50% | 8,3% | 66,7% | 25% | 8,3% |
женщины | 41,7% | 58,3% | 0% | 33,3% | 16,7% | 50% |
На основании данных этой таблицы можно сделать следующие выводы о том, что у женщин-врачей наблюдается преобладание удовлетворительного уровня адаптивности по сравнению с врачами мужчинами, а мужчинам-врачам свойственен очень высокий уровень стрессоустойчивости по сравнению с женщинами.
Рассмотрим сначала результаты, полученные в группе мужчин. Уровень адаптивности определялся нами путем суммирования баллов в соответствии с ключом методики.
Результат
по уровню адаптивности врачей
мужчин зрелого возраста
Рис.1. Результат изучения уровня адаптивности у врачей-мужчин зрелого возраста.
Такие результаты являются подтверждением того, что врачи-мужчины зрелого возраста находятся в напряженных условиях труда, испытывают большие эмоционально-психологические нагрузки, ответственны за жизнь и здоровье своих пациентов, что непосредственно приводит к снижению уровня адаптивности. Так же в группе врачей мужчин присутствует показатель уровня нормальной адаптивности, в отличие от женщин-врачей.
Уровень стрессоустойчивости определялся нами путем подсчета баллов, отмеченных по шкале методики. Результат по уровню стрессоустойчивости врачей мужчин зрелого возраста представлен в диаграмме (Рисунок 2):
Рис.2. Результат изучения уровня стрессоустойчивости врачей-мужчин зрелого возраста.
Такие
результаты свидетельствуют о том,
что врачи-мужчины зрелого
Теперь рассмотрим результаты
по группе женщин-врачей
Рис.3.Результат изучения уровня адаптивности у женщин-врачей зрелого возраста.
Информация о работе Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста