Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2011 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что:

1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

2).у женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей стрессоустойчивости и адаптивности врачей зрелого возраста

1.1. Адаптация и адаптивность как основа стрессоустойчивости 6

1.2. Стрессоустойчивость как свойство личности 12

1.3. Стрессоустойчивость у врачей как основное качество 17

1.4. Гендерный аспект как значимая социально-психологическая характеристика 22

Глава 2.Эмпирическое исследование уровня стрессоустойчивости у врачей зрелого возраста

2.1. Организация и методы исследования 27

2.2. Описание полученных результатов 29

2.3. Анализ и интерпретация полученных данных 32

Выводы 34

Заключение 36

Список литературы 38

Приложения

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

   Термин «гендер» был введен в употребление в отечественной литературе в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика» с целью отличить обозначаемое им понятие от понятия пола. Такое разделение этих понятий возникло в феминистской литературе, чтобы подчеркнуть, что пол задается биологически, а гендер создается культурой. «Мужской» и «женский» — пример разграничения по половому признаку, тогда как «маскулинный» и «феминный» — пример гендерного описания.

  По замыслу авторов сборника введение этого термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлекая к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни. Необходимо отметить, что интерес к проблеме различия мужчин и женщин имеется как у зарубежных так и у отечественных исследователей.

   Так, например, после появления  в 1957 г. обзорной статьи Дж. Мак-Ки и А. Шериффс, проблема половых различий стала занимать большое место в зарубежной психологии. С середины 70-х гг. XX в. в мире по половым различиям ежегодно публиковалось до 1,5 тысячи работ. Однако главной темой в них является изучение гендерной роли женщины в разных социумах, чему посвятили свои исследования ученые разных стран: Б. Банкарт (1985) - в Японии, Т. Дамжи и К. Ли (1995) - в мусульманских странах, Р. Хаббарт с соавторами (1982) - в Дании, Дж. Парри (1983) - в Англии, Р. Лу и П. Логан (1977) - в Канаде и т. д. Но ведущее положение в изучении этой проблемы принадлежит американским исследователям, издающим в большом количестве монографии и учебники по гендерной психологии и социологии.

   Отечественных ученых вопрос  о половых различиях в психической  сфере интересовал до недавнего времени мало, несмотря на то, что еще в 1960-х гг. его поставил Б. Г. Ананьев со своими учениками, а позднее в социологии – И.С. Кон. Надо отметить, что отечественные ученые резко расходятся во мнении с теми представителями западной науки, которые стоят на гендерных позициях и стремятся доказать равные возможности мужчин и женщин. И.С. Кон (1981) подчеркивает значение учета половых различий при изучении формирования личности, ибо «...все или почти все онтогенетические характеристики являются не просто возрастными, но половозрастными, а самая первая категория, в которой ребенок осмысливает собственное «Я», - это половая принадлежность» (с. 47). Теоретическая недооценка пола, пишет И.С. Кон, «практически оборачивается тем, что традиционно мужские свойства и образцы поведения невольно принимаются и выдаются за универсальные (очень многие психологические и психиатрические опросники и схемы имеют откровенно маскулинные акценты, особенно когда речь идет о подростках), что мешает пониманию специфических проблем женской половины человечества и противоречит принципу равенства полов...» (с. 47).

Это же отмечает и Е. П. Кораблина (1998): «Понимание жизни человеческого общества невозможно без дифференциации половых ролей и стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психике мужчин и женщин» (с. 174). Поэтому данную проблему изучают не только психологи, но и нейрофизиологи, социологи, философы, этнографы, культурологи (Е. Весельницкая, 1993; Н. Хамитов, 1995;).

   В настоящее время половые различия стали изучать довольно интенсивно, но, в основном, в рамках гендерной психологии. И опять возник извечный спор: от чего различия в способностях, мотивах, поведении мужчин и женщин зависят больше – от биологического или социального? Даже термины, обозначающие эту проблему, используются разные. Когда говорят о биологических различиях между мужчинами и женщинами как индивидами, то используют термины «пол», «половой диморфизм», в англоязычной литературе – термин «sex», когда же говорят о психосоциальной, социокультурной роли тех и других как личностей, то чаще всего говорят о гендере, гендерных различиях. Правда, как отмечает Ш. Берн (2001), вопрос терминологии еще не разрешен учеными, поэтому у авторов принято с самого начала определять свой выбор. Слово «пол» следует использовать для описания демографических категорий. Однако когда речь идет о природе мужественности или женственности, следует применять слово «гендер».

   Само слово «гендер» не имеет однозначного перевода на русский язык, а написание его и произношение представляют собой кальку английского «gender». В Американском словаре наследия английского языка одно из значений слова гендер определяется как «классификация пола, пол», то есть гендер— это категория, ссылающаяся на пол. Другое значение слова гендер - «представление», есть гендер, который понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории. Р. Ундер отмечает, что понятие «пол» включает в себя черты, непосредственно обусловленные биологическим полом, тогда как гендер подразумевает те аспекты мужского и женского, причины возникновения которых еще не известны.

   Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной ни в отечественной литературе, тем не менее попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты многими исследователями. Так, например, психолог Н. И. Абубикирова считает, что «гендер — социальное отношение: не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений»[]. По мнению отечественных исследовательниц феминисток О. Ворониной и Т. Клименковой, термин «гендер» употребляется для обозначения пола «как социального понятия и явления в отличие от биологического понимания пола (sех) как определенной совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными словами, быть женщиной или мужчиной — вовсе не значит просто быть человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола» []. С. Айвазова, анализируя понятие «гендер», отмечает, что поскольку в русском языке нет аналогичного термина, то это понятие можно переводить смысловой фразой «социальные отношения полов» или «социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские» [3. С. 40].

   В приведенных вариантах раскрытия понятия «гендер» можно обнаружить следующие общие моменты. Во-первых, всеми авторами подчеркивается отличие гендера от биологического пола, отмечается социальная природа его происхождения (гендер рассматривается как социальный конструкт). Во-вторых, социальная сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского действия и взаимодействия, нормами, предписанными и воссоздаваемыми обществом. Однако вряд ли можно сейчас дать точное и конкретное определение этому феномену, ставшему предметом междисциплинарных исследований при отсутствии соотносимого общего единого и дифференцированного понятийного аппарата.

Согласно  вышеприведенным данным в нашей  работе мы будем применять понятие  гендер как классификацию пола и категорию, ссылающуюся на пол. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста 

2.1. Организация и методы исследования

  В нашей практической части мы попытались определить уровни стрессоустойчивости и адаптивности и выявить их различия у мужчин и женщин врачей. Свое исследование мы проводили в центральной городской больнице №1. Выборка состояла из 24 человек (12мужчин и 12женщин) зрелого возраста – 25 – 50 лет, согласно периодизации Дж. Биррена (ранняя зрелость 17 – 25 лет, зрелость 25 – 50 лет, поздняя зрелость 50 – 75 лет).

   Цель исследования – изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

   Объектом исследования является стрессоустойчивость, а предметом – гендерные особенности стрессоустойчивости врачей зрелого возраста.

   Гипотеза  исследования. Мы предполагаем, что:

1). у женщин - врачей зрелого возраста уровень стрессоустойчивости выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

2).у  женщин – врачей зрелого возраста уровень адаптивности выше, чем у врачей – мужчин зрелого возраста.

  Для достижения указанной цели, нами были поставлены следующие задачи исследования:

    1. Определение понятий стрессоустойчивость и адаптивность, и анализ основных теоретических подходов по этой проблеме.
    2. Проведение эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и адаптивности  у женщин-врачей.
    3. Проведение эмпирического исследования уровня стрессоустойчивости и адаптивности  у мужчин-врачей.
    4. Выявление различий в уровнях стрессоустойчивости и адаптивности у врачей мужчин и врачей женщин.

В качестве метода исследования мы использовали методики, позволяющие определить уровни стрессоустойчивости и адаптивности. Это две методики:

Методика 1. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге. (Приложение № 1)

Методика 2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. (Приложение № 2) [20]

«Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации»

Авторами  данной методики являются Холмс и  Раге. Структура: 43 утверждения с соответствующей оценкой в баллах.

Инструкция: внимательно изучите весь список, постарайтесь вспомнить и отметьте все события, случившиеся с Вами в течение последнего года.

Методика  позволяет определить уровень сопротивляемости стрессу (стрессоустойчивости) и степень стрессовой нагрузки. Обработка включает в себя подсчет суммы набранных баллов и интерпретацию результатов по сравнительной таблице.

Многоуровневый  личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ).

Разработан  А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным. Цель опросника – диагностировать адаптивность испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность. Опросник состоит из 165 утверждений, на которые предлагается дать ответ «да» или «нет». Обработка результатов проводится путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал - адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность, личностный адаптивный потенциал. 
 
 
 

2.2. Описание полученных данных

    При изучении стрессоустойчивости и адаптивности у женщин и мужчин врачей зрелого возраста были получены данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты  изучения стрессоустойчивости и  адаптивности у женщин и мужчин врачей зрелого возраста.

          

 

 
адаптивность стрессоустойчивость
низкая удовлетвор. нормальная оч.высокая высокая пороговая
мужчины 41,7% 50% 8,3% 66,7% 25% 8,3%
женщины 41,7% 58,3% 0% 33,3% 16,7% 50%
 

На основании  данных этой таблицы можно сделать  следующие выводы о том, что у женщин-врачей наблюдается преобладание удовлетворительного уровня адаптивности по сравнению с врачами мужчинами, а мужчинам-врачам свойственен очень высокий уровень стрессоустойчивости по сравнению с женщинами.

Рассмотрим  сначала результаты, полученные в группе мужчин. Уровень адаптивности определялся нами путем суммирования баллов в соответствии с ключом методики.

 Результат  по уровню адаптивности врачей  мужчин зрелого возраста представлен  в диаграмме (Рисунок 1):

Рис.1. Результат  изучения уровня адаптивности у врачей-мужчин зрелого возраста.

Такие  результаты являются подтверждением того, что врачи-мужчины зрелого возраста находятся в напряженных условиях труда, испытывают большие эмоционально-психологические нагрузки, ответственны за жизнь и здоровье своих пациентов, что непосредственно приводит к снижению уровня адаптивности. Так же в группе врачей мужчин присутствует показатель уровня нормальной адаптивности, в отличие от женщин-врачей.

Уровень стрессоустойчивости определялся нами путем подсчета баллов, отмеченных по шкале методики. Результат по уровню стрессоустойчивости врачей мужчин зрелого возраста представлен в диаграмме (Рисунок 2):

Рис.2. Результат  изучения уровня стрессоустойчивости врачей-мужчин зрелого возраста.

Такие результаты свидетельствуют о том, что врачи-мужчины зрелого возраста способны адекватно оценивать ситуацию, менее импульсивны и эмоциональны. Высокая сопротивляемость к стрессовым факторам позволяет лучше контролировать свое поведение относительно значимых экстренных ситуаций, часто возникающих в их деятельности. Высокие показатели стрессоустойчивости в группе мужчин-врачей свидетельствуют о том, что мужчинам свойственны стремление к самоконтролю, психическая уравновешенность, уверенность в своих возможностях и как следствие высокий уровень стрессоустойчивости.

   Теперь рассмотрим результаты  по группе женщин-врачей зрелого  возраста. Результаты по уровню  адаптивности женщин-врачей зрелого  возраста представлены в диаграмме (Рисунок 3):

Рис.3.Результат  изучения уровня адаптивности у женщин-врачей зрелого возраста.

Информация о работе Изучение гендерных особенностей стрессоустойчивости врачей зрелого возраста