Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 11:56, дипломная работа

Описание работы

Виды агрессии, и гендерные различия в склонности к проявлению агрессии привлекают большое внимание общественности. В данной работе исследованы гендерные различия и сделаны выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1Проявление насилия и агрессии в среде старшеклассников….
Основные причины проявления агрессии и насилия в среде старшеклассников
1.2. Особенности возникновения буллинга
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников
2.1Программа исследования
Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников
3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки
3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

диплом1.docx

— 225.95 Кб (Скачать)

План.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1Проявление насилия  и агрессии в среде старшеклассников….1-3

Основные причины проявления агрессии  и насилия в среде старшеклассников……………………………………………………...4-18

1.2. Особенности возникновения  буллинга………………………………...19-23

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ В среде старшеклассников……………………………………………………………24-27

2.1Программа исследования………………………………………………........28

Глава3.Эмипирическое исследование проявления насилия в среде старшеклассников……………………………………………………………….29

3.1. Апробация исследования агрессии у старших подростков с помощью теста Басса-Дарки…………………………………………………………….30-34

3.2. Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)…………...35-37

3.3 Методика определений акцентуации характера К.Леонгарда………..38-43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… ..44-47

БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………..48-49

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………….50-52

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….53-56

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………….57-63

ПРИЛОЖЕНИЕ 4…………………………………………………………….64-66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность изучения особенностей проявления насилия в подростковом возрасте заключается особой важности данной проблемы для современности. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в старшей подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. За последние годы психологами и педагогами было выполнено ряд исследований по изучению, диагностике агрессивного поведения старших подростков. Этому вопросу посвящены работы Абрамовой Г.С., Алемаскина М.А., Антонян Ю.М., Беличевой С.А., Бехтерева В.М. Глоточкина А.Д., Дубровиной И.В., Знакова В.В., Иванова Е.Я., Игошева К.Е., Исаева Д.Д., Исаева Д.Н., Ковалёва А.Г., Кона И.С., Кондрашенко В.Т., Личко А.Е., Миньковского Г.М., Невского И.А., Пирожкова В.Ф., Платонова К.К., Потанина Г.М., Фельдштейна Д.И. и др. Но в то же время проблем проявления   насилия  в подростковом возрасте остается актуальной. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически.

    Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей  стране и за рубежом занимались проблемой  агрессии,  но  к  одному  знаменателю  не пришли, так как она сложна и многогранна и,  следовательно,  одного  решения быть не может. В центре  внимания  исследователей  оказались  такие  аспекты

проблемы: биологические  и социальные  детерминанты  агрессии,  механизмы  ее усвоения  и  закрепления,   условия,   определяющие   проявления   агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения,  способы предотвращения агрессии.

 

 

 

 

 

 

Цель исследования. Проанализировать психологические особенности старшеклассников склонных к проявлению насилия.

Предмет исследования Психологические особенности личности   старшеклассников  проявляющие насилие.

Объект исследования Насилие и агрессия в старшем подростковом возрасте.

Гипотеза.

1.Мы предполагаем, что существуют гендерные различия  в проявлении  насилия у  старшеклассников.

а)У юношей проявление   агрессивных реакций встречается    чаще, чем у девушек

б)У юношей  превалируют вербальные(выражение негативных чувств как через форму (крик, визг),  так и через содержание  словесных ответов (проклятия, угрозы),  а у девушек невербальные (зависть, обида,  подкалывание,  шантаж.)

 2.Проявление насилия зависит от личностных особенностей старшеклассников.

Задачи исследования:

  1. Анализ психологической литературы;
  2. Дать определение понятиям  насилие, буллинг, агрессия.
  3. Выяснить  особенности  возникновения буллинга у старшеклассников.
  4. Рассмотреть и  дать критический   анализ основным  теориям и концепциям   человеческой агрессии.
  5. Проанализировать основные  причины  возникновения агрессии   среди  старшеклассников.

В работе использовались методы теоретического анализа научной - психологической  литературы, эксперимент и наблюдение.

 

 

 

 

 

1.1Причины проявления насилия и агрессии  в среде старшеклассников.  

Современная цивилизация порождает кризисные  явления в школьной среде. Тревожат анти гуманность, снижение этических, нравственных критериев у многих подростков. Среди старших подростков и детей усиливаются инфантильные тенденции: недостаточная самостоятельность, скудный опыт социальной жизни. Опасность дегуманизации подрастающего поколения нарастает. Мир переживает вспышку наркомании, проституции, преступности. Волна насилия и преступности среди старших подростков не спадает. Изъяны в духовном становлении учащихся — результат многих слагаемых. Здесь и неблагоприятные семейные, социальные условия, и массовая культура с ее насилием и жестокостью, и, наконец, пробелы школьного воспитания.  В поведении старших подростков, особенно тех, кого принято относить к трудным, часто прослеживается стремление самоутвердиться за счет более слабых сверстников или даже взрослых людей путем их устрашения или с помощью насилия.

Насилие- Применение индивидом или социальной группой различных (вплоть до вооруженного воздействия) форм принуждения в отношении других индивидов, социальных групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных прав и привилегий.(Психологический словарь)

Насилие воздействие без добровольного согласия в отношении индивидуума или группы. Степень насилия измеряется тяжестью причиненного жертве ущерба.

насилие - НАС'ИЛИЕ , насилия, ср. 1. Применение физической силы к кому-нибудь. Следы насилия на теле. 2. Применение силы, принудительное воздействие на кого-что-нибудь. "Диктатура пролетариата есть власть революционная, опирающаяся на насилие над буржуазией." Сталин. 3. Притеснение, злоупотребление властью, беззаконное применение силы. В фашистских странах царят насилие и разбой. 4. над кем-чем.(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. (Толковый словарь русского языка. М., 1999.) Насилие — это принуждение, приневоливание, подавление; способ общения между людьми, когда одна сторона — агрессор, а другая — жертва. Под насилием мы так же будем понимать и агрессию. Ее, в основном, объясняют как намеренное причинение вреда, сознательное насилие.

 

Насилие есть производная  от функции агрессии. Агрессия –  это одна из важнейших функций  живых организмов, являющаяся составляющей ряда инстинктов, например, инстинкта  самосохранения. В русском языке  термин «агрессия» давно имеет негативную окраску, став чем-то вроде синонима таких слов, как «атака», «нападение», «уничтожение». Но если рассмотреть агрессию, как некое состояние живого организма, то в таковом состоянии живой организм пребывает отнюдь не только при нападении на другой живой организм.В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С.18.) Вообще термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. Поведение - это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности - агрессивность. Агрессивность в силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности способна предопределять общую тенденцию поведения, более того - жизненный путь личности и поэтому заслуживает особого внимания. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Информация о работе Исследование проявления агрессии в среде старшеклассников