Исследование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности сформированности наглядно-образного мышления умственно отсталых детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: наглядно-образное мышление умственно отсталых детей имеет следующие особенности:
1) недоразвитие анализа и синтеза воспринимаемых и представляемых предметов;
2) Их внимание привлекают не существенные свойства предметов, а отчетливо выступающие, внешние, зрительно воспринимамые ситуативные признаки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава I Теоретический анализ исследований наглядно-образного
мышления в отечественной и зарубежной литературе…………6
1.1. Наглядно-образное мышление в норме……………………………...6
1.2. Особенности развития психики умственно отсталых детей ……….12
1.3. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых
детей…………………………………………………………………….22
Глава II Исследование наглядно-образного мышления у детей
с умственной отсталостью младшего школьного возраста…….25
2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования…………………25
2.2. Анализ полученных данных…………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………….34
Литература……………………………….………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая Шереметовой.doc

— 163.00 Кб (Скачать)


                                         Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

Глава I Теоретический анализ исследований наглядно-образного

             мышления в отечественной и зарубежной литературе…………6

1.1. Наглядно-образное мышление  в норме……………………………...6

1.2. Особенности развития  психики умственно отсталых детей  ……….12

1.3. Особенности наглядно-образного  мышления умственно отсталых 

      детей…………………………………………………………………….22

Глава II Исследование наглядно-образного мышления у детей

              с умственной отсталостью младшего школьного возраста…….25

2.1. Организация, цель, задачи и методы исследования…………………25

2.2. Анализ полученных  данных…………………………………………..29

Заключение………………………………………………………………….34

Литература……………………………….………………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

Введение

    Познание действительности  возможно лишь при участии  мышления, являющегося важнейшим  компонентом в структуре познавательной  деятельности. Мышление развивается  в осмысленных целенаправленных  предметных действиях. Совершая  действия с реальными предметами, перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия. Он осознает динамичность окружающей среды, а главное, познает возможность воздействовать на динамику предмета по своему замыслу или в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним взрослый. Благодаря мышлению человек познаёт предметы и те явления, признаки, свойства которых нельзя воспринимать непосредственно. Мыслительная деятельность позволяет установить причинно-следственные зависимости, раскрыть объективные закономерности явлений и их сложность. Осмысление своего сенсорного (чувственного) опыта позволяет вести целенаправленный поиск решения возникающих проблем, предвидеть ход событий, изменить и совершенствовать практику.

   Таким образом, мышление- процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. По механизмам это сложнейший вид корковой деятельности человека. Мышление возникает при наличии соответствующего мотива и постановке определённой задачи, под которой понимается определённая цель, появляющаяся перед субъектом в определённых условиях. Мышление умственно отсталых учащихся развивается по тем же законам, что и в норме. У них формируются такие же, как и у учеников с нормальным интеллектуальным развитием, виды мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое), действия (предметные, образные, умственные), формы (понятия, суждения, умозаключения) и операции (анализ, синтез, сравнения, обобщение) Однако мыслительной деятельности учеников с недостатками умственного развития присущи и специфические черты. Их мышление развивается значительное медленнее и в более поздние сроки. Отмечаются растянутость этапов становления мышления. Не все виды мышления достигают у умственно отсталых учеников такого уровня, который прослеживается в мыслительной деятельности их нормально развивающихся сверстников.

      Предмет нашего исследования – особенности наглядно-образного мышления.

     Объект: наглядно-образное мышление  умственно отсталых.

     Цель исследования: выявить особенности сформированности наглядно-образного мышления  умственно отсталых детей младшего школьного возраста.

    Гипотеза:  наглядно-образное мышление  умственно отсталых детей имеет следующие особенности:

1) недоразвитие анализа и синтеза  воспринимаемых и представляемых  предметов;

2) Их внимание привлекают не  существенные свойства предметов,  а отчетливо выступающие, внешние, зрительно воспринимамые ситуативные признаки.

      Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме.

2. Исследовать наглядно-образное  мышление  умственно-отсталых детей младшего школьного возраста.

3. Дать количественную и качественную характеристику полученным результатам.

4.Выявить особенности наглядно-образного  мышления  умственно отсталых  детей младшего школьного возраста.

    Методы исследования:

 

1. Анализ литературы по проблеме исследования.       

2. Биографический метод.

3. Констатирующий эксперимент.

4.Количественный и качественный анализ полученных данных.      

    Исследование проводилось на базе КГБ СКОУ № 3 в составе 5 учащихся 2 класса.

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретический анализ исследований наглядно-образного

мышления в отечественной и  зарубежной литературе.

           1.1. Наглядно-образное мышление в норме

    Мышление – как ощущение и восприятие, - психический процесс. Однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Путём восприятия человек познаёт единичные предметы в совокупности всех их случайных и основных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, существенное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познают разнообразные зависимости между явлениями и их закономерности.

    Этот процесс характеризуется следующими особенностями.

    Процесс мышления и речи составляет сложное единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления и речи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мышления у ребёнка вне анализа развития его речи.

    Мышления взрослого человека имеет обобщенный характер. О чём бы человек не думал, над решением какой бы конкретной задачи ни трудился, он всегда мыслит посредством языка, значит обобщённо. Отражение связей, существующих между предметами и явлениями, совершается обычно в языковых формах, хотя некоторые связи, например, пространственные и временные, человек может воспринимать и непосредственно. Слова, обозначающие связи, существующие между какими-либо конкретными явлениями, выражают всегда обобщенное познания определённого рода отношений, существующие между предметами и явлениями окружающего нас мира. Следовательно, обобщенность мышления обеспечена обобщающими значением слова, являющегося сигналом, обозначающим различные, но всегда определённые категории связей.

    Для мышления характерна проблемность, т.е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении, составляющем объект познания. Этот поиск начинается обычно в ответ на словесный сигнал. Таким сигналом является вопрос, с которого начинается процесс мышления. В вопросе формируется задача мышления. При этом каждый вопрос сигнализирует совершенно определённый тип связи, раскрытие которого в данном конкретном явлении и составляет задачу, вставшую перед человеком. Вопрос есть одна из наиболее доказательных форм единства мышления и языка. Вопрос есть сигнал, и он вызывает ответ - специфическую для человека ориентировочную реакцию, поисковую мыслительную деятельность. Мышления есть решение определённой задачи, сформированной в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придаёт процессу мышления нацелённый, организованный характер.

    Мышление является стержнем любой умственной деятельности человека. Этим мыслительный процесс даже двухлетнего ребёнка, осваивающего речь, качественно отличается от примитивных форм анализа и синтеза, доступных высшими животными. Поиск путей решения осуществляются животными методами беспорядочных проб и ошибок, которые имеют направленность на достижение «приманки», но не на нацелённость. Сформированная в вопросе потребность познать, понять имеет у человека осознанный характер. Мыслящий человек знает, что он не знает и что он хочет узнать. Он знает, что он нашел, решив поставленную задачу. Оформление задачи в вопросе является первым этапом мыслительного процесса, так как, прежде чем решать задачу, надо раскрыть категорию, в пределах которой лежат искомые связи. Найденное решение задачи есть понимание, то есть установление новых для человека связей. Они составляют содержание новых знаний, которые он приобрел.

     Понимание,  то есть замыкание новой связи,  новой ассоциации, есть решение  вставшей перед человеком новой  задачи. И.П. Павлов писал: «Каждая  маленькая первая ассоциация это есть момент рождения мысли…».

     Конечно, не  только дети, но и взрослые  не всегда сразу находят правильное  решение поставленной задачи. Они  устанавливают иногда не те  связи, которые существуют в  действительности между явлениями  или внутри каждого из них. Люди допускают ошибки. Практика рано или поздно докажет человеку правильность или ошибочность найденного им решения.

    Процесс мышления  совершается на основе уже  накопленного человеком опыта,  имеющихся представлений, понятий, умений и приемов мыслительной деятельности. Это связь мышления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса. Если человеку задан такой вопрос, на которые он может легко ответить, используя имеющееся у него готовые знания, то мышления нет, работает только память. Не возникает мыслительный процесс и в том случае, когда решение поставленной задачи требует использования таких знаний, которыми человек не владеет.

     Чтобы решить  математическую задачу, надо знать  значение каждого числа, знать  необходимые арифметические действия и уметь их применять там, где они необходимы. Однако, решая новую задачу, ученик должен перетасовать имеющиеся у него знания, по-новому их использовать, применить их в необычных сочетаниях. Значит, в процессе мышления надо владеть не только прочными знаниями, но и рациональными способами оперирования ими в соответствии с новой конкретной задачей.

    На отношение  памяти и мышления обратил внимание ещё П.П. Блонский. Ведь и результат мышления тоже связан с памятью: он обогащает опыт человека новым открытием.

       Чем  более системны, осмысленны и  подвижны знания, тем более успешно  может использовать их человек  в мыслительной деятельности. Таким  образом, мышление есть оперирования  знаниями.

        Мышления  может совершенствоваться на уровне практических действий или на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. «во внутреннем плане». Мыслительный процесс включает различные операции: сравнение, абстрагирования, конкретизация и т.д. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов анализы и синтеза. Успех решения зависит от степени овладения человеком этими специальными умственными умениями. Человек должен владеть различными способами (приёмами) умственной деятельности. Чаще всего для решения мыслительной задачи нужно использовать не одну какую-то умственную операцию (только сравнение или только обобщение), а целую систему операций. Нужно уметь применить разные формы мышления: умозаключения, рассуждения в определённых их сочетаниях с другими формами и операциями. Умение использовать разные операции и приёмы мышления в каждом конкретном случае свидетельствует о высоком умственном (мыслительном) развитии человека.

        Кроме  всего прочего процесс мышления  неотъемлем от деятельности всей  личности. Чем труднее и необычнее задача, чем желаннее цель, чем глубже искомые связи, тем более напряженным будет весь процесс мышления и тем выше эмоциональное отношение человека к результатам своей деятельности. 

         Важнейшим направлением в изучении  мыслительной деятельности является исследование структурных компонентов мышления. В современной психологии выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. П.В. Рязанова в словесно-логическом мышления выполняет конкретно - понятийный и абстрактно -понятийный уровни.

         Каждый вид мыслительной деятельности  характеризуется своими соотношениями  между чувственными и речевыми  компонентами познания, между словом  и образом, конкретным и абстрактным.  Каждый из них отличается тем, что индивид познаёт окружающий их мир с помощью определённых средств (действия с предметами, оперированные образами -  представлениями, оперированные понятиями).

         Развитие  мышления в генетическом плане осуществляется от наглядно -образному, а затем к словесно-логическому. Новые виды мышления развиваются в недрах предшествующих. Между ними устанавливаются определённые отношения. Первичные и исходные формы всякой мыслительной деятельности изменяются и совершенствуются, развиваясь вместе со словесно-логическим мышлением и под его влиянием. Все виды мышления тесно взаимосвязаны и в ходе деятельности переходят один в другой. У взрослого человека все виды мышления сосуществуют как сложные диалектическое единство: в зависимости от характера решаемых задач и от других условий на первый план может выступать то один, то другой вид. Способность перехода от размышлений к действию, а от них вновь к размышлениям и рассуждениям обеспечивают наиболее оптимальные условия для решения проблемных ситуаций.

   Во всех видах мышления встречаются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обучения, абстрагирование. Характеризуется тот или иной вид мышления, всегда имеют в виду, как протекают у человека эти мыслительные операции.

      Наглядно - действенное мышление предполагает неразрывную связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Оно имеет существенное значение для общего умственного развития детей, так как представляет собой базу для формирования более сложных видов мышления (наглядно-образного и словесно-логического). Источник развития наглядно-действенного мышления – практическая деятельность.

Информация о работе Исследование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста