Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование коммуникативных характери-стик футбольной команды
Введение 4
1 Социальная психология спортивных групп 6
1.1 Психологические особенности межличностных отношений в группе 6
1.2 Социально-психологические особенности спортивной группы 11
1.3 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе 15
1.4 Психологические основы общения в спорте 18
2 Особенности психологии футбольного коллектива 24
2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива 24
2.2 Особенности футбольной команды как малой группы 26
2.3 Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен», «спортсмен – спортсмен» 28
2.4 Влияние личностных качеств тренеров и спортсменов на эффективность межличностных отношений 34
3 Эмпирическое исследование футбольной компанды 42
3.1 Анализ команды футболистов по методике КЕЙРСИ 42
3.2 Анализ команды футболистов по методике Стефансона «Q-сортировка» 43
3.3 Анализ команды футболистов по методике диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 45
3.4 Анализ футбольной команды по психодиагностической методике 16-ти факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттела 47
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Бланк ответов для методики Д.Кейрси 52
Приложение B. Бланк ответов для методики Стефансона «Q-сортировка» 53
Приложение С. Бланк ответов для методики диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 54
Приложение D. Бланк ответов для методики 16-ти факторному личност-ному опроснику Р.Б. Кеттела 56
Приложение E. Диаграммы с личностным профилем испытуемых для методики диагностики межличностных отношений Т.Лири 58
Таблица №2– Результаты испытуемых по методике «Q- сортировка»
Номер респон-
дента Тенденции |
1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Зависимость | 6 | 5 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 2 | 3 | 6 |
Независимость | 5 | 7 | 7 | 8 | 5 | 4 | 5 | 7 | 5 | 4 |
Общительность | 7 | 6 | 5 | 4 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 7 |
Необщительность | 6 | 9 | 8 | 6 | 6 | 7 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Принятие «борьбы» | 5 | 7 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 2 | 3 | 8 |
Избегание «борьбы» | 8 | 5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 5 | 9 | 5 | 3 |
Низкий показатель «общительность – необщительность» сотрудников по данным, характеризуется как «скрытые, обособленные, необщительные, замкнутые, безучастные, точные, объективные и т.д.»
Показатель «зависимость – независимость» коррелирует с независимостью характера, настороженностью по отношению к людям, гибкостью и дипломатичностью в общении, проявлением конформных реакций, стремлением к лидерству и доминированию (авторитарности) как проявление конформности.
Показатели «принятие «борьбы» – избегание «борьбы»» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
3.4 Анализ команды футболистов по методике диагностики межличностных отношений Т.Лири
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 году и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Для представления основных социальных ориентации Т Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность)оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Максимальная оценка уровня — 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0—4 балла — низкая — адаптивное поведение
5—8 баллов- — умеренная
9—12
баллов — высокая —
13—16 баллов — экстремальная до патологии
Разные
направления диагностики
Методика может быть представлена респонденту либо списком (см. таблицу бланка ответов С1 в Приложении С), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу. В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального ключа к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль (см. Приложение E).
Каждая из 8 октант имеет свое назначение:
I октанта – авторитетность;
II октанта – эгоистичность;
III октанта – агрессивность;
IV октанта – подозрительность;
V октанта – подчиняемость;
VI октанта – зависимость;
VII октанта – дружелюбность;
VIII октанта – альтруистичность.
Для данного исследование игрокам было предложено протестировать себя с позиции «реального Я» и с позиции «Я-Идеал». Результаты теста в таблице №3
Таблица №3– Результаты испытуемых по методики «диагностика межличностных отношений Т.Лири
№ октанты | Номер испытуемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
Типы отношения к окружающим | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | |
I | Авторитарный | 8 | 10 | 9 | 12 | 8 | 9 | 6 | 8 | 7 | 10 |
II | Эгоистический | 9 | 8 | 6 | 7 | 8 | 4 | 7 | 9 | 8 | 6 |
III | Агрессивный | 10 | 7 | 5 | 9 | 9 | 7 | 11 | 9 | 9 | 9 |
IV | Подозрительный | 8 | 8 | 6 | 6 | 9 | 7 | 7 | 5 | 6 | 8 |
V | Подчиняемый | 8 | 6 | 7 | 5 | 10 | 8 | 7 | 9 | 7 | 7 |
VI | Зависимый | 7 | 6 | 8 | 6 | 5 | 7 | 9 | 8 | 8 | 5 |
VII | Дружелюбный | 9 | 9 | 7 | 9 | 7 | 4 | 7 | 9 | 8 | 7 |
VIII | Альтруистический | 9 | 7 | 7 | 8 | 6 | 9 | 8 | 7 | 9 | 6 |
Номер испытуемого | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||
№ октанты | Типы отношения к окружающим | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал | Я | Я-Идеал |
I | Авторитарный | 6 | 8 | 9 | 7 | 7 | 9 | 10 | 7 | 8 | 9 |
II | Эгоистический | 7 | 9 | 10 | 9 | 9 | 9 | 8 | 7 | 7 | 8 |
III | Агрессивный | 8 | 10 | 8 | 8 | 7 | 11 | 9 | 8 | 9 | 6 |
IV | Подозрительный | 7 | 9 | 6 | 7 | 8 | 4 | 10 | 7 | 11 | 10 |
V | Подчиняемый | 9 | 6 | 8 | 9 | 7 | 8 | 9 | 9 | 6 | 7 |
VI | Зависимый | 7 | 6 | 9 | 7 | 9 | 6 | 7 | 6 | 7 | 9 |
VII | Дружелюбный | 9 | 8 | 7 | 6 | 8 | 9 | 9 | 7 | 8 | 8 |
VIII | Альтруистический | 6 | 7 | 6 | 9 | 9 | 7 | 7 | 9 | 9 | 7 |
И так, проанализировав данные можно сделать вывод, что практически у всех игроков высокий уровень агрессивности, что характерно для их рода деятельности. Также это все уверенные в себе личности, достаточно дружелюбные. Ориентированы на достижения определенных целей и задач для своей команды. Они умеренно эгоистичные и зависимые.
Все испытуемые очень активные личности. Немного упёртые, но при этом прислушиваются к своему лидеру, то есть тренеру.
3.5 Анализ футбольной команды по психодиагностической методике 16-ти факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттела
Анализ индивидуума и группы проводился по методике Р. Кеттелла, широко используемой в психодиагностической практике. Методика предназначена для оценки профессионально важных психологических качеств личности.
Р. Кеттеллом предложен опросник, который предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, называемых конституционными факторами. Опросник содержит 187 вопросов. Ответы фиксируются в специальном бланке (см. таблицу D1 в Приложении D).
Обработка полученных данных производилась с помощью «ключа». Совпадение ответов обследуемого с «ключом» оценивался в два балла для ответов «а» и «с», совпадение ответа «в» — в один балл. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор «В» — здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Полученное значение каждого фактора перевели в стены. При интерпретации уделялось внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, которые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стенов, а в «положительном» — от 8 до 10 стенов.
В ходе исследования были проанализированы данные 10 футболистов. Результаты сырых данных тестирования футболистов занесены в таблицу № 4. Затем эти данные при помощи специального ключа были переведены в стены, а затем было посчитано среднее значение. Результаты также записаны в таблице №4.
Таблица №4 – Результаты испытуемых по « 16-ти факторной многоуровневой методике определения личности по Р.Б.Кеттелу
Фактор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Ср.значение(ст) | ||||||||||
Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | Сырые Б. | Стены | ||
A | 9 | 5 | 13 | 7 | 12 | 7 | 15 | 9 | 11 | 6 | 7 | 4 | 8 | 5 | 6 | 3 | 10 | 6 | 7 | 4 | 5,6 |
B | 3 | 3 | 8 | 6 | 10 | 8 | 9 | 7 | 6 | 4 | 5 | 2 | 12 | 10 | 10 | 8 | 6 | 4 | 9 | 7 | 5,9 |
C | 10 | 2 | 11 | 3 | 13 | 4 | 6 | 1 | 13 | 4 | 9 | 2 | 17 | 6 | 14 | 5 | 13 | 4 | 15 | 5 | 3,6 |
E | 11 | 8 | 14 | 6 | 14 | 6 | 7 | 2 | 9 | 3 | 12 | 5 | 7 | 2 | 12 | 5 | 10 | 4 | 11 | 4 | 4,5 |
F | 19 | 5 | 11 | 4 | 9 | 3 | 7 | 2 | 10 | 3 | 14 | 5 | 10 | 3 | 9 | 3 | 16 | 6 | 13 | 4 | 4 |
G | 14 | 6 | 10 | 4 | 6 | 2 | 10 | 4 | 18 | 9 | 10 | 4 | 9 | 3 | 7 | 3 | 10 | 4 | 6 | 2 | 4,1 |
H | 11 | 4 | 12 | 5 | 11 | 5 | 14 | 6 | 14 | 6 | 10 | 4 | 10 | 4 | 13 | 5 | 12 | 5 | 11 | 5 | 4,9 |
I | 10 | 6 | 9 | 6 | 10 | 6 | 18 | 10 | 14 | 8 | 13 | 8 | 12 | 7 | 11 | 7 | 9 | 6 | 8 | 5 | 6,9 |
L | 14 | 9 | 11 | 6 | 14 | 8 | 13 | 8 | 13 | 8 | 17 | 10 | 16 | 10 | 14 | 8 | 13 | 8 | 12 | 7 | 8,2 |
M | 10 | 4 | 8 | 3 | 13 | 6 | 10 | 5 | 10 | 5 | 8 | 3 | 14 | 7 | 12 | 6 | 11 | 5 | 9 | 4 | 4,8 |
N | 13 | 6 | 12 | 6 | 13 | 7 | 8 | 3 | 9 | 4 | 14 | 8 | 12 | 6 | 9 | 4 | 10 | 5 | 11 | 6 | 5,5 |
O | 17 | 9 | 16 | 9 | 7 | 7 | 11 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 9 | 5 | 6 | 3 | 12 | 7 | 10 | 6 | 6,6 |
Q1 | 8 | 4 | 7 | 4 | 10 | 6 | 16 | 10 | 11 | 7 | 9 | 5 | 9 | 5 | 8 | 4 | 7 | 4 | 6 | 3 | 5,2 |
Q2 | 8 | 4 | 9 | 5 | 9 | 5 | 8 | 5 | 16 | 9 | 6 | 3 | 6 | 3 | 5 | 3 | 9 | 5 | 7 | 4 | 4,6 |
Q3 | 9 | 5 | 9 | 5 | 8 | 4 | 7 | 4 | 7 | 4 | 10 | 5 | 15 | 9 | 12 | 7 | 11 | 6 | 13 | 7 | 5,6 |
Q4 | 19 | 9 | 16 | 7 | 8 | 4 | 18 | 8 | 17 | 7 | 13 | 6 | 10 | 5 | 13 | 6 | 16 | 7 | 15 | 7 | 6,6 |
На основании полученных результатов можно сделать вывод, что у данной группы имеется тенденция к высоким результатам по факторам B, I, L, а по фактроам C, F, G – тенденция к низким показателям.
Характеризую исследуемую группу по фактору B можно утверждать, что у представителей данной группы наблюдается абстракткость мышления, высокие общие умственные способности. Они достаточно проницательны, быстро схватывающие. Имеют черту интеллектуально приспосабливаться. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
По фактору I – спортсменов можно охарактеризовать как зависимых, сверхосторожных личностей, которые стремятся к покровительству. Они могут быть неугомонными, суетливыми, беспокойными. Склонны ожидать внимания от окружающих. Иногда могут проявить себя как навязчивые и ненадежные люди. Они способный к эмпатии, сочувствию, сопереживанию, пониманию. Также они терпимы к себе и окружающим. Могут быть напыщенными, притворными и артистичными.
В целом фактор L отражает эмоциональное отношение к людям. Очень высокие оценки по этому фактору говорят об излишней защите и эмоциональной напряженности, фрустрированности личности. Можно сделать вывод, что им свойственно недоверие, сомнение, частое погружение в свое «Я», упрямость, заинтересованность во внутренней психической жизни. Они осмотрительны в действиях, мало заботятся о других людях. Этот фактор не обязательно свидетельствует о паранойе.
Самые низкие показатели по факторам C, F, G свидетельствуют о беспокойности, неорганизованности членов группы. Чаще всего они выражают несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами. Им присущи невротические симптомы, ипохондрия, утомляемость. Они требовательны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы, берут на себя ответственность, добросовестны.
3.6 Ранговая корреляция
Спирмена
Метод ранговой корреляции Спирмена, является непараметрическим методом, он является универсальным и работает с данными измеренными в любых шкалах и прост в применении. Уникальность метода ранговой корреляции состоит в том, что он позволяет сопоставлять не индивидуальные показатели, а индивидуальные иерархии, или профили, что недоступно ни одному из других статистических методов, включая метод линейной корреляции. Коэффициент ранговой корреляции рекомендуется применять в тех случаях, когда нам необходимо проверить, согласованно ли изменяются разные признаки у одного и того же испытуемого и насколько совпадают индивидуальные ранговые показатели у двух отдельных испытуемых или у испытуемого и группы.
Информация о работе Исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе