Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование коммуникативных характери-стик футбольной команды
Введение 4
1 Социальная психология спортивных групп 6
1.1 Психологические особенности межличностных отношений в группе 6
1.2 Социально-психологические особенности спортивной группы 11
1.3 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе 15
1.4 Психологические основы общения в спорте 18
2 Особенности психологии футбольного коллектива 24
2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива 24
2.2 Особенности футбольной команды как малой группы 26
2.3 Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен», «спортсмен – спортсмен» 28
2.4 Влияние личностных качеств тренеров и спортсменов на эффективность межличностных отношений 34
3 Эмпирическое исследование футбольной компанды 42
3.1 Анализ команды футболистов по методике КЕЙРСИ 42
3.2 Анализ команды футболистов по методике Стефансона «Q-сортировка» 43
3.3 Анализ команды футболистов по методике диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 45
3.4 Анализ футбольной команды по психодиагностической методике 16-ти факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттела 47
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Бланк ответов для методики Д.Кейрси 52
Приложение B. Бланк ответов для методики Стефансона «Q-сортировка» 53
Приложение С. Бланк ответов для методики диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 54
Приложение D. Бланк ответов для методики 16-ти факторному личност-ному опроснику Р.Б. Кеттела 56
Приложение E. Диаграммы с личностным профилем испытуемых для методики диагностики межличностных отношений Т.Лири 58
Рассмотренные
выше психологические факторы
Бывают условные и реальные группы:
Условные группы иногда называют статистическими, поскольку отнесение людей к той или иной группе чаще всего предпринимаются с некоторыми исследовательскими, описательными задачами, а люди, включённые в эти группы, могут ничего не знать друг о друге. Например, это группы по демографическим, национальным, этническим признакам.
Реальные группы образуются в связи с временными или постоянными совместными действиями, характеризуются наличием общих целей этих действий, степенью вклада каждого члена группы в продукт совместных действий и общение по этому поводу. В реальной группе обязательно существует общение, оценка, «общий язык», обеспечивающий взаимодополнение компетентности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой и т.п. Если механизмы общения не соответствуют задачам группы, то возможен кризис или её распад.
Численность группы. Практика показала, что принципиальное отличие относительно численности групп позволяет выделить две категории: большие и малые группы. Большие и малые группы могут быть случайными (болельщики на стадионе, зрители) и не случайными (специально организованными).
Оптимальной
по численности для совместных действий
считается для большинства
Большие группы – это группы с численностью более 40 человек. Психология больших групп (более 40 человек) изучается сравнительно недавно. Объектом изучения являются традиции, права, обычаи, психические особенности, специфика использования и воздействия средств массовой коммуникации, транспорта и т.п.
Малые группы – это группы от 2 до 40 человек. Группы два человека считаются особыми и не всегда включаются как объекты изучения межличностных отношений. Особую сторону психических явлений в малых группах составляют связи малой группы с социальным окружением. Психологически важным для характеристики малой группы считается наличие контакта с другими членами группы. Формирование успешной спортивной команды из двух человек – одна из трудных задач спортивной психологии.
Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы отличаются закреплением отношений. Как правило, для формальных групп характерно документальное оформление взаимных обязательств, списочного состава и т.п. При этом может случиться так, что человек входит в группу, но не поддерживает её норм, ценностей. Для него данная группа является лишь группой членства. А другая группа, интересы, нормы, взгляды и ценности которой он поддерживает, является для него референтной. По степени организованности действий группы разделяют на диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы. Диффузные группы характеризуются наличием целей, никак не связанных с совместной деятельностью, но имеющие возможность установления контактов благодаря совпадению времени и места своих действий.
Ассоциации – группы людей, у которых совпадает род занятий, располагающий предпосылками для будущей совместной деятельности. Обычно такие группы создаются в начале обучения.
Корпорации – замкнутое на самом себе объединение людей, построенное на взаимных интересах каждого из его членов. Состав группы необходим и достаточен для решения определённых личных интересов каждого.
Коллективы – группы людей, организованных и сплочённых ради совместной деятельности с отчётливыми социально значимыми мотивами (трудовые, учебные, спортивные, творческие, научные и т.п.) и отличающиеся добровольным принятием этих мотивов. Психологически коллектив характеризуется чётким взаимопониманием, высокой степенью слаженности, компетентностью, ответственностью, взаимовыручкой, лидерством. Формирование спортивного коллектива – длительный и целенаправленный процесс, одна из сложнейших задач, включающая комплектование состава, обеспечение взаимной требовательности и самокритичности, создание обстановки высокой работоспособности, умение не только работать, но и отдыхать, организация благоприятной социально – психологической поддержки, сочетание творчества и дисциплинированности, готовность к преодолению кризисных ситуаций.
1.2 Социально-психологические особенности спортивной группы
Спортивная команда – это всегда спортивная группа. Спортивной группе присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам.
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды.
Социальная среда – сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения – группы. Существуют понятия большие и малые группы:
а) большие – государство, нация, народность, партия и др., выделяемые по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам;
б) малые – небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. Примерами малых групп являются: семья, школьный класс, спортивный коллектив или команда, объединения близких друзей, приятелей и т.д.
Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов. Особое место в социально-психологической характеристике групп и коллективов занимают взаимоотношения (рис. 1).
Рисунок 1 – Взаимоотношения в группе
Как известно, взаимоотношения бывают: официальные и неофициальные, руководства и подчинения (лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Рассмотрим взаимоотношения в группе. Официальные отношения возникают на должностной основе; неофициальные – на базе личных или частных взаимоотношений людей; деловые – в связи с совместной работой или по ее поводу; личные складываются между людьми независимо от работы; рациональные – на первом плане знания людей друг о друге и объективные оценки окружающих; эмоциональные – играют ведущую роль субъективные оценки, основанные на личном индивидуальном восприятии человека человеком; отношения руководства – управление группой или ее самоуправление обычно осуществляется через официально назначенных лиц (руководители) и через неофициальных лиц, имеющих высокий статус в группе (лидеры); отношения подчинения – подчинение отдельных членов группы через руководство руководителем или лидером группы.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе развития, они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские.
Спортивная группа – это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее двух и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи.
Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами.
Следует
различать физкультурные и
Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована временем занятий, правилами, нормами, физическими усилиями и контролем сверху, не направлена на достижение высоких личных или командных результатов в смысле спортивной компетенции. Физкультурные группы преследуют цель укрепления здоровья, снятия умственной и физической усталости, восстановления психического равновесия и хорошего настроения.
Спортивная
группа является сложным в социальном
отношении структурным
Формальная
структура создается в процессе
учебно-тренировочной и
Неформальная структура создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря определенной «степени свободы» развития связей в группе, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Это нерегламентированные, спонтанно возникающие нормы поведения и действия.
Главной особенностью формальной структуры является то, что она способствует объединению индивидов в группу, регулирует частоту контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной структуры по отношению к неформальной. Нарушение сдерживающей функции характеризуется снижением дисциплинированности, ответственности за свои действия, ухудшением поведения, нарушением субординации. Группа перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана. Таким образом, преобладание неформальной структуры деятельности над формальной следует считать недопустимым.
Если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Исключение из отношений между членами группы эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и в конечном счете к конфликту.
Два типа структур – формальная и неформальная – всегда сосуществуют, образуя единую структурную систему. При этом соотношение структур должно быть оптимальным.
Соответствие формальных и неформальных структур способствует эффективной деятельности группы. Для образования более благоприятного соотношения этих структур необходимо знать основу существования формальной структуры:
Помимо соответствия двух структур существуют еще и такие факторы, как совместимость, идентичность мышления, мотивация, система ценностей, уровень мастерства, чувство долга, чувство ответственности.
Размеры спортивных групп. Вопрос об оптимальных размерах малых спортивных групп остается спорным: по данным одних авторов – 10-15 человек, по мнению других – 25-40 человек. Работы некоторых отечественных психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6-7 человек. Следует отметить, что эти данные оптимальны для неформальных групп, так как они позволяют:
Информация о работе Исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе