Исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование коммуникативных характери-стик футбольной команды

Содержание

Введение 4
1 Социальная психология спортивных групп 6
1.1 Психологические особенности межличностных отношений в группе 6
1.2 Социально-психологические особенности спортивной группы 11
1.3 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе 15
1.4 Психологические основы общения в спорте 18
2 Особенности психологии футбольного коллектива 24
2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива 24
2.2 Особенности футбольной команды как малой группы 26
2.3 Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен», «спортсмен – спортсмен» 28
2.4 Влияние личностных качеств тренеров и спортсменов на эффективность межличностных отношений 34
3 Эмпирическое исследование футбольной компанды 42
3.1 Анализ команды футболистов по методике КЕЙРСИ 42
3.2 Анализ команды футболистов по методике Стефансона «Q-сортировка» 43
3.3 Анализ команды футболистов по методике диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 45
3.4 Анализ футбольной команды по психодиагностической методике 16-ти факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттела 47
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Бланк ответов для методики Д.Кейрси 52
Приложение B. Бланк ответов для методики Стефансона «Q-сортировка» 53
Приложение С. Бланк ответов для методики диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 54
Приложение D. Бланк ответов для методики 16-ти факторному личност-ному опроснику Р.Б. Кеттела 56
Приложение E. Диаграммы с личностным профилем испытуемых для методики диагностики межличностных отношений Т.Лири 58

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОЛЬГИ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

     В социально-психологическом аспекте корректирующая деятельность тренера представляет собой систему действий, направленных, с одной стороны, на формирование позитивных межличностных отношений в коллективе, с другой – на формирование позитивных отношений к себе. Комплекс постоянно проявляющихся в деятельности или в быту личностных качеств тренера формирует его характер, стиль поведения и взаимоотношений со спортсменами. Какие же качества личности тренера могут проявляться в деятельности и тем самым обусловливать его отношения с учениками? Прежде всего это фанатизм, одержимость и энтузиазм в работе. Практика не знает примеров, когда спортивные команды, возглавляемые такими наставниками, которые вкладывают в работу всего себя, свой ум и сердце, отдают ей время и силы, не добивались бы значительных успехов.

     Только  такое отношение к профессии  может породить беззаветную любовь и преданность учеников к своему виду спорта, способность отказаться от многих соблазнов и стремление преодолеть те трудности, которые характерны для современного спорта. Тренерам, обладающим соответствующими лидерскими качествами, удастся «зажечь» коллектив, повести за собой, сломать рутинные представления о методах подготовки, сделать подопечных своими единомышленниками. Вместе с тем не всегда и не все сразу воспринимают такой максимализм и высокий настрой на работу. Поэтому постановку определенных задач перед спортсменами наставник должен сочетать с педагогическим тактом, терпением, силой убеждения и умением раскрыть перспективу. В сочетании с профессиональными знаниями энтузиазм и одержимость в работе, как правило, приносят успех, за которым следуют признание и авторитет среди спортсменов и коллег.

     Но  высокий профессионализм тренера  останется нераскрытым и нереализованным, если ему не будут сопутствовать  определенные задатки и профессиональные способности спортсменов, помноженные на стремление к совершенству своего мастерства и высокий уровень притязаний. Энтузиазм и профессионализм тренера должны обязательно лечь на благодатную почву – честолюбивые замыслы ученика или команды, стремление быть в числе первых, быть лидером. Отсутствие или недостаточное развитие у спортсменов такого качества личности, как мотивация к достижению успеха, может оказаться существенным препятствием в плодотворной работе квалифицированного тренера. Поэтому наряду со шлифовкой мастерства он должен последовательно, терпеливо, педагогически грамотно формировать высокую мотивацию спортсменов, стремление к лидерству, веру в свои возможности достигнуть большего, нацеливать их на решение задач постепенно возрастающей трудности. Естественно, что воспитание таких качеств должно согласовываться с возможностями и способностями спортсменов. Рассогласованность в этом ведет к необоснованно высокому уровню притязаний у последних, самоуверенности, нарушению межличностных связей с окружающими, конфликтам.

     Тренер  должен быть личностью требовательной, внимательным не только к игрокам, но и уметь взглянуть на себя со стороны, быть самокритичным. Без этого трудно рассчитывать на успехи в работе. Отсутствие этого качества истолковывается спортсменами как неумение руководить строго и честно. Футболисты ведь многое знают, от них мало что можно скрыть. Поэтому если кто-то в тренерском штабе ошибается, то это нужно открыто признать, собрать команду и сказать правду. Тогда ребята сплотятся и еще больше будут уважать своих наставников.

     Оптимальные требовательность и строгость в  отношении ко всем ученикам – не только способ поддержания дисциплины, организованности, но и демонстрация равного распределения симпатий между членами коллектива, одинакового по интенсивности общения с ними. Эта же линия в поведении тренера предполагает его способность к критике недостатков и объективной оценке просчетов, допущенных коллективом. Умение сделать это без унижения личности критикуемого помогает избежать конфликтных отношений. Тренер должен требовать тактичного поведения и от своих учеников, решительно пресекать попытки свалить вину за общую неудачу на одного спортсмена, осмеять или оскорбить кого-то.

     Справедливость  требований, внимание и участие в судьбе своих воспитанников – качества, за которые тренеру прощается даже то, что вызвало бы затяжной конфликт и разрыв отношений. Эти качества вызывают чувства симпатии и уважения к тренеру, а в сочетании с профессиональными знаниями они создают авторитет.

     И так, футбольная команда это маленькая  ячейка общества в которой формируются  межличностные отношения между  игроками и между игроками и тренером. Необходимо ясно представлять, как психологические особенности личности каждого индивида влияют на его общение с окружающими, ведь это поможет улучшить психологический климат в самом коллективе. Именно этот факт и порождает исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе в эмпирической части данной курсовой работы.

 

 

3 Эмпирическое исследование футбольной команды

     Рассмотрев  в предыдущей главе теоретические  понятия межличностных отношений  в футбольной команде, мы переходим к непосредственному изучению футбольной команды, проведем эмпирические исследования игроков команды, и  анализ психологических характеристик футболистов команды «Юность-ВГУЭС».

 

3.1 Футбольная команда «Юность-ВГУЭС» 

    «Юность-ВГУЭС» – футбольная команда Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса. Основана в 2006 году как «Легион-ВГУЭС», но в 2008 году была переименована в «Юность-ВГУЭС».

    В соревнованиях  среди студентов наши футболисты 4 раза становились чемпионами и  трижды – серебряными призерами  Приморского края по мини – футболу. Дважды сборная ВГУЭС по мини – футболу выигрывала первенство Дальнего Востока среди студентов. В 2007 году команда представляла Дальний Восток в Казани на Первой летней всероссийской универсиаде. А в мае 2010 года в Москве футболисты ВГУЭС вышли в финал всероссийских соревнований по мини – футболу среди команд высших учебных заведений в рамках проекта 2Мини – футбол в вузы», где соревновались 10 сильнейших команд России. В нынешнем сезоне футболисты ВГУЭС настроены на повторение победы на уровне ДВФО.  

    3.2 Анализ команды футболистов по методике  Д.Кейрси

     Опросник  Кейрси - методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросник разработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Д. Кейрси развил и дополнил концепцию К.Г. Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате он создал представление о четырех интегральных типах темперамента, различающихся по наиболее существенным и устойчивым психологический характеристикам - от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения. Автор выделяет четыре типа темперамента:

     "Дионис" - сенсорно-импульсивный;

     "Эпиметей" - сенсорно-планирующий; 

     "Аполлон" - интуитивно-чувственный; 

     "Прометей" - интуитивно-логический.

       Методика Д. Кейрси построена на различении 16 психологических типов, определяемых сочетанием четырех факторов:

     E (Extravertion) & I (Intraversion)  –  экстраверсия-интроверсия

     S (Sensation) & N (iNtuition)  –  здравомыслие-интуиция

     T (Thinking) & F(Feeling)  –  логичность-чувствование

     J (Judging) & P (Perceiving)  –  рассудительность-импульсивность.

     Испытуемым  предлагается ответить на вопросы теста  опросника. Опросник содержит 70 утверждений, каждое из которых имеет два варианта –  а) и б) (см. таблицу бланка ответов А1 в Приложении A). Задача испытуемых: выбрать один из них. Следует также иметь в виду, что оба варианта равноценны – не нужно искать какого-то «более правильного» из них, необходимо выбрать тот, который больше соответствует поведению, представлениям о себе, взглядам на жизнь. Выбранный вариант необходимо отметить знаком «+» в соответствующей клетке бланка, для ответов

     В ходе исследования были проанализированы данные 10 игроков футбольной команды. Результаты данных тестирования футболистов занесены в таблицу №1.

     Таблица № 1 – Результаты испытуемых по методике Д.Кейрси

Номер респон-

дента 

Типы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дионисий ESFP ISFP     ESFP     ENTJ    
Эпиметей     ESTP       ESTJ      
Аполлон       ENFP            
Прометей           INTP     INTJ INFJ

     Согласно  данным таблицы мы можем сделать вывод, что в данной команде преобладают два типа: Дионисий и Прометей.

     Сильные стороны Прометея в умении рассуждать логически и стратегически. Прометей не имеет права повторять одну и ту же ошибку. Умеет выделить главное и отсечь второстепенное в анализируемом материале. По натуре добр, но дело ставит выше личных интересов и отношений. Человек слова, ценит справедливость. Его отличает направленность в будущее, не важность авторитета, положения или звания.

     Дионисий  силён в способности легко исполнять разнообразные задания, они хороши в чрезвычайных ситуациях. Это тип беспокойных организаторов. Он обладает хорошим вкусом, чувством меры. Заботливы и внимательны к людям, очень считаются с их удобствами. Стремятся к хорошему материальному уровню жизни. Люди этого типа любят действие, жизнь «здесь и сейчас».

     Таким образом, можно сделать вывод, что  игроки данной футбольной команды легко  выполняют свои обязанности, люди слова  и ценят справедливость. Они свободолюбивы, оптимистичны. Готовы помогать друг другу в трудностях.

 

    3.3 Анализ команды футболистов по методике Стефансона «Q-сортировка»

     Тестовая  методика предназначена для изучения представлений о себе. Она разработана Б. Стефансоном в 1958 году. Ниже дается описание этой методики в современном адаптированном варианте.

     Тестируемому  предлагается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств  личности. Их необходимо распределить по группам от «наиболее характерных» до «менее характерных» для него. Вместо карточек испытуемому может быть предложен просто текст теста-опросника «Q-сортировка» (см. таблицу бланка ответов B1 в ПриложенииB ). Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, т.е. реальное «Я», а не «соответствие – несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей.

     Методика  может быть использована повторно для  определения «идеального Я» или  «социального Я» (каким меня видят другие), а также «значимых для меня других» (каким я вижу своего партнера) или «идеального партнера» (каким бы я хотел видеть его).

     Методика  позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в  реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы».

     Так, тенденция к зависимости проявляется во внутреннем стремлении индивида к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

     Тенденция к общительности свидетельствует  о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами.

     Тенденция к «борьбе» - это активное стремление личности участвовать в групповой  жизни, добиваться более глубокого  статуса в системе межличностных  взаимоотношений.

     В противоположность этой тенденции  избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может быть внешней, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

     Для нашего исследования каждому из 10 представителей футбольной команды было предложено протестировать самого себя. В таблице  №2  видны результаты.

Информация о работе Исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе