Исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование коммуникативных характери-стик футбольной команды

Содержание

Введение 4
1 Социальная психология спортивных групп 6
1.1 Психологические особенности межличностных отношений в группе 6
1.2 Социально-психологические особенности спортивной группы 11
1.3 Возникновение и формирование взаимоотношений в малой группе 15
1.4 Психологические основы общения в спорте 18
2 Особенности психологии футбольного коллектива 24
2.1 Психологические особенности взаимодействия членов футбольного коллектива 24
2.2 Особенности футбольной команды как малой группы 26
2.3 Особенности взаимоотношений в системе «тренер – спортсмен», «спортсмен – спортсмен» 28
2.4 Влияние личностных качеств тренеров и спортсменов на эффективность межличностных отношений 34
3 Эмпирическое исследование футбольной компанды 42
3.1 Анализ команды футболистов по методике КЕЙРСИ 42
3.2 Анализ команды футболистов по методике Стефансона «Q-сортировка» 43
3.3 Анализ команды футболистов по методике диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 45
3.4 Анализ футбольной команды по психодиагностической методике 16-ти факторному личностному опроснику Р.Б. Кеттела 47
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение А. Бланк ответов для методики Д.Кейрси 52
Приложение B. Бланк ответов для методики Стефансона «Q-сортировка» 53
Приложение С. Бланк ответов для методики диагностики межличност-ных отношений Т.Лири 54
Приложение D. Бланк ответов для методики 16-ти факторному личност-ному опроснику Р.Б. Кеттела 56
Приложение E. Диаграммы с личностным профилем испытуемых для методики диагностики межличностных отношений Т.Лири 58

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ОЛЬГИ.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

     Неуравновешенные  гандболистки более часто используют речь, для них характерны и аффективные  вспышки. Конечно, когда речь идет о  коммуникативном поведении спортсменов в ходе соревновательной деятельности, в большей мере действуют факторы успеха или неуспеха, статусно-ролевые отношения и другие параметры. Выраженные эмоциональные реакции, характерные, например, для холериков, могут и не наблюдаться у спортсменов с низким статусом. Однако по мере стабилизации игровых связей в команде и положения конкретного игрока все большую роль начинают играть его индивидуальные психологические свойства. Именно из-за множественности факторов и их совместной детерминации коммуникативного поведения спортсмена роль каждого из них бывает не всегда легко установить. В любом случае скорость возникновения, интенсивность и устойчивость психических процессов, психический темп и ритм спортсмена, направленность психической деятельности будут влиять на его межличностные контакты как в процессе совместной деятельности, так и вне ее.

     Тренеру важно лишь учитывать, что резкие расхождения в индивидуально-своеобразных психических свойствах партнеров могут привести к затруднениям не только в их совместной деятельности, но и в установлении и сохранении необходимых межличностных контактов.

     Так как систематических исследований зависимости между характеристиками общения спортсменов и их личностными особенностями нет, достаточно сложно с полной определенностью говорить о том, какие именно черты или качества личности имеют особое значение для формирования межличностных контактов в команде.

     Тем не менее рассмотрим возможное влияние  хотя бы некоторых личностных особенностей на характер делового общения партнеров.

     Общительность. У спортсменов с выраженной общительностью можно ожидать известной легкости в контактировании с партнерами и в ходе совместной деятельности. Они, в отличие от необщительных, стремятся к межличностным контактам с другими людьми, сопереживают происходящему и ждут таких же эмоциональных проявлений от других. Такие спортсмены не должны испытывать «перегрузки» от общения с большим числом партнеров, они успевают ориентироваться и в игровой ситуации, и в межличностных контактах.

     Однако  специальные исследования общения  в ситуациях свободного контактирования  и коммуникативной активности в игровой спортивной деятельности волейболисток показали, что между этими двумя параметрами вопреки ожиданиям не было обнаружено статистически значимой зависимости. Не было обнаружено значимой зависимости и между экстраверсией и объемом общения (количеством инициируемых в ходе игры обращений).

     Эти факты позволяют сказать следующее. Прежде всего в процессе взаимосвязанной  деятельности целенаправленное общение  не просто удовлетворяет потребность  в межличностном общении, а выступает как средство управления поведением и действиями других. Поэтому в определенных ситуациях взаимодействия ярковыраженные интроверты проявляют высокую активность в общении, а общительные в обычном смысле люди, экстраверты, имеющие низкий статус в коллективе (молодые и новые игроки в команде, запасные) или вносящие незначительный игровой вклад, допускающие ошибки, могут быть полностью выключены из сферы активного общения. Иными словами, понятия общительности, коммуникативной активности в процессе взаимодействия часто не совпадают. Поэтому в групповой деятельности существенным и определяющим является уровень профессиональной подготовленности, авторитетность, тогда как способы и форма общения приобретаются и корригируются в процессе взаимодействия.

     Следовательно, в отличие от обычных межличностных контактов спортсменов, общение во время игровой или другой совместной деятельности представляет собой ситуации «вынужденного взаимодействия», в которых спортсмен независимо от степени своей общительности должен включаться в достаточно активные коммуникативные связи с партнерами. Серьезная практическая проблема возникает, когда необщительный спортсмен, не имеющий потребности и не умеющий общаться, должен тем не менее поддерживать контакт с партнерами и даже управлять их поведением.

     Достаточно  сложной проблемой при наигрывании линий и связок в команде может быть несовпадение потребностей в общении у партнеров: один стремился к активному общению, обсуждению происходящего, эмоционально реагирует на окружающее, а другого это раздражает и отвлекает от деятельности, кажется излишним и ненужным. В отдельных случаях подобные расхождения могут привести к серьезным недоразумениям и даже конфликтам между непосредственно взаимодействующими партнерами.

     Агрессивность. Агрессивность обычно понимают как  склонность человека в определенных, чаще всего напряженных, ситуациях или при фрустрации выражать словесно или действием негативные эмоции по отношению к другому человеку. Встречается и агрессия, направленная на самого себя (самообвинения, самоунижение) или на ситуацию и внешние обстоятельства (неперсонализированная агрессия). Агрессивность можно определить как с помощью наблюдения, так и по специальным методикам.

     Не  обсуждая желательность или нежелательность  агрессивности в спорте вообще, и  в определенных его видах в  частности, рассмотрим возможные влияния этого свойства личности на коммуникативное поведение спортсмена.

     В коммуникативном поведении участников спортивно-игровой деятельности агрессивность чаще всего проявляется в двух основных формах: а) обвинения в адрес партнеров, неодобрения, пререкания с судьями, соперниками, тренером: б) самообвинения, чрезмерное переживание своих ошибок, «застревание» на конфликтных ситуациях. Можно также различать агрессивность и по тому, что ее вызывает: непосредственно конфликтная ситуация (ошибки партнеров, успех соперников, несправедливое решение судьи и т. д.) или ситуации, несущие в себе неявную угрозу агрессору (замечания в его адрес со стороны партнеров или тренера, его собственные ошибки), когда ему приходится быть агрессивным, так сказать, в порядке самозащиты.

     Каким же образом выраженная агрессивность  может влиять на общение спортсмена с его непосредственными партнерами? Прежде всего от такого спортсмена можно ждать большей активности в общении (преобладание активного  круга общения) именно в конфликтных ситуациях, при неуспехе, ошибках его и партнеров, при удачной игре противника. В содержании обращений преобладают требования, побуждения партнеров, негативная оценка их действий, эмоциональные реакции.

     В спорте встречаются категории игроков, для которых агрессивное поведение при общении с партнерами стало своеобразной нормой. При этом сам спортсмен и его партнеры считают, что агрессивность в общении способствует успешной игре агрессора.

     Проблема  здесь не столько в агрессивном  поведении одного спортсмена, сколько в неблагоприятной реакции, которую вызывают его срывы в психическом состоянии непосредственной жертвы его агрессии и в настроении всей команды. Таким образом, хотя в отдельных случаях агрессивное поведение может играть положительную роль, способствуя выведению команды из психологического шока или временного спада в игровой активности, оно тем не менее нежелательно, особенно если в команде есть молодые и особенно новые игроки, непривычные к подобным способам воздействия.

     Кроме того, агрессивный спортсмен чаще всего не принимает ответной агрессии, и из-за этого в команде могут возникнуть так называемые вторичные конфликты, когда причиной недоразумений и столкновений является не то, что породило конфликт, а скорее форма реагирования на замечания партнера (не ответил или стал оправдываться и обвинять других). Как показывают практика и эксперименты, даже такое привычное агрессивное поведение все же поддается коррекции. Агрессивность как личностное свойство проявляют, как правило, лишь спортсмены, занимающие ведущее положение в команде и чувствующие моральное право быть агрессивными.

     Уровень самооценки (самоуважение, уверенность  в себе). То, как оценивает себя и свои возможности спортсмен, имеет  важное значение для его общения  с партнерами по совместной деятельности. Для спортсмена с высокой самооценкой характерно активное и непринужденное общение с партнерами, преобладание активного круга общения, достаточно терпимое отношение к негативным замечаниям.

     Напротив, не уверенный в себе игрок с пониженной самооценкой будет чаще играть пассивную роль в общении, реже обращаться к партнерам, в большей степени ориентироваться на их мнение и, как это ни странно, ждать негативной оценки. Особую чувствительность и ранимость такие спортсмены проявляют в неопределенных и конфликтных ситуациях, видя угрозу своему самоуважению порой там, где ее, по существу, и нет. Как правило, эти спортсмены могут быть к тому же и высокотревожными.

     Стремление  к доминированию, лидерству также  может влиять на особенности коммуникативного поведения спортсмена. Прежде всего оно проявляется в большем объеме общительности и попытках управлять поведением других, в расширении круга активного общения и включении в него не только ближайших партнеров, как требовали бы ситуации взаимодействия, но и других членов команды. От таких спортсменов можно также больше ожидать оценок и конкретных указаний и замечаний по способам решения задач совместной деятельности.

     Но  так как наиболее существенные формы  общительности всегда носят избирательный характер, простого количественного определения объема отношений совершенно недостаточно. Самыми важными в общении являются мотивы, по которым осуществляется общение и которыми определяется объем общительности.

     К мотивационным факторам, которые  также могут иметь отношение к межличностному общению в деятельности, следует в первую очередь отнести преобладающую направленность личности: коллективистскую, эмоциональную (на установление и поддержание отношений с партнерами), деятельностную (на решение задач совместной деятельности и достижение высокого результата) и личностную (на себя, самоутверждение). Каждый из этих типов направленности можно наблюдать в спорте. Они имеют значение не только для эффективной деятельности спортсменов, их отношений в команде, но и для реальных межличностных контактов.

     Можно предположить, что в командах, где  спортсмены имеют выраженную ориентацию на задачу, достижение высокого результата в ситуациях неуспеха, общение будет складываться значительно эмоциональнее, чем в командах, где игроки в большей мере ориентированы на поддержание дружеских отношений. Личностная ориентация может проявляться и в меньшей активности и общении с партнерами, особенно с низкостатусными, и в более частых попытках оправдываться или обвинять других при нарушении взаимодействия. Однако все эти предположения требуют экспериментальной проверки, так как касаются, главным образом, игровой деятельности квалифицированных спортсменов. При этом дальнейшее изучение коммуникации и взаимодействия в малых группах будет продуктивным лишь при комплексном подходе, в котором учитывается целый ряд существенных характеристик групповой структуры и динамики.

     Трудно  провести четкое разделение между личностными  качествами в зависимости от проявления их в той или иной сфере взаимоотношений. Нельзя сказать, что одни личностные качества проявляются только при достижении спортивного результата, другие – во взаимоотношениях в коллективе, третьи – в межличностных отношениях, не связанных с основной деятельностью. Взаимосвязи здесь весьма сложные. Правильнее будет говорить, что одни личностные качества больше, другие меньше, но проявляются во всех сферах общения.

     Ряд исследователей, занимающихся проблемой  психологии личности в спорте высших достижений, единодушно отмечает, что спортсмены, достигшие мировой славы, обладают конкретными выявленными качествами. Прежде всего это: твердость характера, высокий уровень мотивации достижения, уверенность в себе, авторитетность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.

     С футболистами бывает несколько иначе, поскольку у одних скрытный характер, другие же общаются на эмоциях и редко могут говорить откровенно. Известно, что командные виды спорта с детства вырабатывают, например, такой принцип, как не предавать своего товарища и действовать согласно известному мушкетерскому девизу «Один – за всех и все – за одного!»

     До  сих пор ведутся дискуссии  о том, приходят ли в спортивные коллективы люди с этими качествами или приобретают их в процессе тренировочных занятий, соревнований и общения в специфической среде? Видимо, справедливо и то, и другое. И не подлежит сомнению, что эти качества способствуют не только достижению спортивных результатов, но и формированию определенного характера межличностных отношений. Вопрос лишь в том, сочетание каких качеств и какой уровень их развития способствуют установлению позитивных взаимоотношений.

     Налаживанию дружеских контактов помогают различные  качества, среди которых можно  выделить доброжелательность к окружающим, готовность оказать поддержку, твердость и принципиальность в отстаивании взглядов, высокий уровень эмоциональной устойчивости и самоконтроля, низкий уровень агрессивности, синтония (способность проникнуть в мир чувств и настроений товарища) и оптимальный уровень конформности (свойство личности следовать какому-то принятому в группе стандарту).

     Наличие или отсутствие каждого из перечисленных  качеств может существенным образом сказаться на характере межличностных отношений.

     Таким образом, перед тренером встает исключительная по трудности задача – управление развитием личностных качеств членов команды. Вот почему успешно выступающая команда – это прежде всего психологически правильно сбалансированный коллектив, где с учетом личностных качеств создан благоприятный психологический климат.

Информация о работе Исследование межличностных отношений в спортивно-оздоровительном коллективе