Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:47, курсовая работа
Цель – изучить методы формирования коммуникативных способностей личности менеджера с помощью психодиагностических и коррекционных методик в сфере управления.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе формирования коммуникативных способностей менеджера, применять корректирующие методики, то этот процесс качественно улучшится.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психологии менеджмента и теоретически обосновать её.
2. Выбрать и описать методики исследования.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование.
4. Разработать рекомендации для людей, работающих в сфере управления.
Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы исследования влияния уровня развития коммуникативных способностей в управленческой деятельности…………..
1.1 Изучения способности личности……………………………………………
1.2 Изучение коммуникативных способностей личности……………………
1.3 Формирование коммуникативных способностей менеджера в управленческой деятельности…………………………………………………..
2. Методики исследования коммуникативных способностей менеджеров……
2.1 Краткая характеристика методов исследования коммуникативных
способностей менеджеров………………………………………………………..
2.2 Организация экспериментальной работы……………………………………
2.3 Связь личностных способностей управленческой деятельности с их коммуникативными способностями…………………………………………….
2.4 Анализ экспериментальной работы………………………………………..
3. Формирующий эксперимент…………………………………………………
4. Выводы и рекомендации……………………………………………………..
5. Литература……………………………………………………………………...
Возраст испытуемых различный, от 28 до 42 лет. Социальный статус – руководители и начальники отделов.
3.2 Экспериментальное
исследование
На первоначальном этапе исследования нами проводился констатирующий эксперимент: уровня развития коммуникативных способностей у менеджеров в процессе управления.
В
констатирующем эксперименте по методикам:
Г. Айзенк – «Общепсихологическая типология
личности», «Оценка самоконтроля в общении»
М. Снайдера, «Стиль делового общения»
В.Н. Лавриненко, мы получили следующие
данные. Результаты исследования представлены
в Таблицах: «Общепсихологическая типология
личности» – №2, №3; «Оценка самоконтроля
в общении», «Стиль делового общения»
– №4, №5.
Табл. №2. По методике Г. Айзенка – «Общепсихологическая типология личности» (контрольная группа) (Констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия, Имя, Отчество. | исследуемые качества личности | исследуемые качества личности | |
экстраверсия | эмоциональная стабильность | темперамент | ||
1 | Романова Н.А. | с | с | м-ф |
2 | Кузнецова Л.М | с | с | ф-м |
3 | Иванов К.Б. | н | с | ф-м |
4 | Морозов О.П. | н | с | м-ф |
5 | Королев А.К. | с | с | с-ф |
6 | Маишев П.Ю. | с | с | с-х |
7 | Волкова Е.А. | с | с | х-с |
8 | Тюрин Е.А. | с | с | ф-с |
9 | Романов С.В. | в | с | с |
10 | Солодкин В.М. | в | в | х |
Табл. №3. По методике Г. Айзенка – «Общепсихологическая типология личности» (экспериментальная группа) (Констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия, Имя, Отчество. | исследуемые качества личности | ||
экстраверсия | эмоциональная стабильность | темперамент | ||
1 | Соколова О.В. | н | с | м-ф |
2 | Копылова С.Н. | н | н | ф |
3 | Соколицкая В.А. | н | н | ф |
4 | Смирнова А.С. | н | с | м-ф |
5 | Севостьянов Н.В. | н | с | м-ф |
6 | Алешин А.А. | с | с | ф-м |
7 | Демидов А.В. | с | с | х-с |
8 | Сотников А.А. | с | в | х-с |
9 | Джиоев А.В. | в | с | с-х |
10 | Лапин С.А. | в | с | с-х |
В–высокий уровень (17–24 баллов), С–средний уровень (9–16 баллов), Н–низкий уровень (0–8 баллов).
С–сангвиник
(С-Х–сангвино-холерик; С-Ф–сангвино-флегматик),
Х–холерик (Х-С–холеро-сангвиник), Ф–флегматик
(Ф-М–флегмато-меланхолик; Ф-С–флегмато-сангвиник),
М–меланхолик (М-Ф–меланхоло-флегматик).
Табл. №4. По методикам М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», В.Н. Лавриненко «Стиль делового общения» (контрольная группа) (Констатирующий эксперимент)
№ | Фамилия, Имя, Отчество. | исследуемые качества личности менеджера | |
уровень самоконтроля в общении | уровень стиля делового общения | ||
1 | Фареник З.Д. | в | Д |
2 | Сысов В.С. | с | Д-А |
3 | Иващенко И.В. | в | А-Д |
4 | Кененко О.П. | с | Д-А |
5 | Карлов А.К. | с | А-Д |
6 | Коваленко В.В. | с | Д-А |
7 | Лазебник Б.П. | в | А-Д |
8 | Отрижко В.А. | н | Д-А |
9 | Лещев Н.Ф. | с | Д-А |
10 | Варзар Э.Н. | с | Д-А |
Результаты Табл. №4 представлены диаграммами: №1, №2:
Табл. №5. По методикам М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», В.Н. Лавриненко «Стиль делового общения». (экспериментальная группа)
№ | Фамилия, Имя, Отчество. | исследуемые качества личности менеджера | |
уровень самоконтроля в общении | уровень стиля делового общения | ||
1 | Тейберман В.С. | с | А-Д |
2 | Нейгебауэр В.А. | н | Д |
3 | Л.Н.А. | н | Д |
4 | Свердлов А.С. | в | Д-А |
5 | Дьяченко Н.В. | с | А-Д |
6 | Жураховский Б.Н. | с | Д-А |
7 | Шепелевич Т.А. | с | А-Д |
8 | Жураховский Н.Н. | в | Д-А |
9 | Шевченко Л.В. | с | Д-А |
10 | Терещенко Н.Н. | в | А-Д |
В-высокий коммуникативный контроль, С-средний коммуникативный контроль, Н-низкий коммуникативный контроль.
А-авторитарный
стиль поведения (А-Д-авторитарно-
Результаты
Табл. №5 представлены в диаграммах: №3,
№4:
Анализируя констатирующий эксперимент, мы видим, что показатели диагностик, в контрольной и экспериментальной группах приблизительно одинаковы.
В
целях изменения
На данном этапе формирующего эксперимента нами были предложены начальникам отделов и руководителям, коррекционные методики «Тренинг делового общения» В.П. Шейнова [41], и лекция.
На
основе проведенного исследования, у
менеджеров изменилось отношение к
деловому общению, изменилось отношение
к своим подчиненным и
На основе проведенного исследования, мы выделили ведущие качества личности, которые в значительной мере изменились в коррекционной работе. Изменения по этим качественным показателям получили с помощью методик: М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении» и В.Н. Лавриненко № «Стиль делового общения».
Контрольный срез, проведенный нами для экспериментальной группы и контрольной группы, дали показатели, которые приведены в следующих таблицах:
Табл. №6. По методикам М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», В.Н. Лавриненко «Стиль делового общения» (экспериментальная группа) (Контрольный срез)
№ | Фамилия, Имя, Отчество. | исследуемые качества личности менеджера | |
уровень самоконтроля в общении | уровень стиля делового общения | ||
1 | Тейберман В.С. | в | Д-А |
2 | Нейгебауэр В.А. | с | Д |
3 | Л.Н.А. | с | Д |
4 | Свердлов А.С. | с | Д-А |
5 | Дьяченко Н.В. | в | Д-А |
6 | Жураховский Б.Н. | с | Д |
7 | Шепелевич Т.А. | в | Д-А |
8 | Жураховский Н.Н. | в | Д-А |
9 | Шевченко Л.В. | с | Д-А |
10 | Терещенко Н.Н. | в | Д |
Результаты Табл. №6 представлены диаграммах: №5, №6:
Табл. №7. По методикам М. Снайдера «Оценка самоконтроля в общении», В.Н. Лавриненко «Стиль делового общения» (Контрольная группа) (Контрольный срез)
№ | Фамилия, Имя, Отчество. | исследуемые качества личности менеджера | |
уровень самоконтроля в общении | уровень стиля делового общения | ||
1 | Фареник З.Д. | в | Д |
2 | Сысов В.С. | с | Д-А |
3 | Иващенко И.В. | в | А-Д |
4 | Кененко О.П. | с | Д-А |
5 | Карлов А.К. | с | А-Д |
6 | Коваленко В.В. | с | Д-А |
7 | Лазебник Б.П. | в | А-Д |
8 | Отрижко В.А. | н | Д-А |
9 | Лещев Н.Ф. | с | Д-А |
10 | Варзар Э.Н. | с | Д-А |