Исследование коммуникативных способностей личности менеджера в управленческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель – изучить методы формирования коммуникативных способностей личности менеджера с помощью психодиагностических и коррекционных методик в сфере управления.
Гипотеза исследования заключается в том, что если в процессе формирования коммуникативных способностей менеджера, применять корректирующие методики, то этот процесс качественно улучшится.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы в психологии менеджмента и теоретически обосновать её.
2. Выбрать и описать методики исследования.
3. Организовать и провести экспериментальное исследование.
4. Разработать рекомендации для людей, работающих в сфере управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы исследования влияния уровня развития коммуникативных способностей в управленческой деятельности…………..
1.1 Изучения способности личности……………………………………………
1.2 Изучение коммуникативных способностей личности……………………
1.3 Формирование коммуникативных способностей менеджера в управленческой деятельности…………………………………………………..
2. Методики исследования коммуникативных способностей менеджеров……
2.1 Краткая характеристика методов исследования коммуникативных
способностей менеджеров………………………………………………………..
2.2 Организация экспериментальной работы……………………………………
2.3 Связь личностных способностей управленческой деятельности с их коммуникативными способностями…………………………………………….
2.4 Анализ экспериментальной работы………………………………………..
3. Формирующий эксперимент…………………………………………………
4. Выводы и рекомендации……………………………………………………..
5. Литература……………………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсов.психологич.консультиров.ОРИГИНАЛ.doc

— 1.12 Мб (Скачать)

     Искусство общения основывается на использовании  психологических факторов и умелой организации самого процесса общения. При всем многообразии форм делового общения основным элементом его является разговор (беседа) двух или большего числа лиц. В любых деловых переговорах есть инициатор, который преследует определенной цели переговоров. В зависимости от того, в какой степени в ходе разговора достигнуты его цели, естественно и судить о степени эффективности разговора, и оценивать качество действий его участников. Все деловые разговоры делятся на виды: при приеме на работу; при получении задания; при отчете о проделанной работе; критика за упущение; беседа при увольнении. Кроме того, менеджерам приходится вести переговоры, участвовать в совещаниях.

     Каждый  менеджер должен придерживаться правил подготовки и проведения деловых переговоров [29]:

     Правило 1. Сформулировать конкретные цели. Чем конкретнее сформулирована цель, тем больше определенности в дальнейших шагах. В особенности это важно для выбора рациональной тактики беседы.

     Правило 2. Составить план переговоров. Записывая тезисы переговоров, менеджер, оттачивает формулировки; выстраивает очередь аргументов в более убедительную последовательность; продумывает новые аргументы, приводя их в систему; подбирает необходимые документы, материалы; определяет состав участников.

     Правило 3. Выбрать достаточно времени, при чем, выгодное для всех участников переговоров.

     Правило 4. Выбрать подходящее место для проведения переговоров. Оно должно удовлетворять также условиям: чтобы ничто не мешало; чтобы максимально способствовало целям разговора.

     Правило 5. Задачи первой части переговоров: привлечь внимание; добиться атмосферы взаимного доверия. И заинтересовать оппонента переговоров.

     Правило 6. Подчинить тактику целям. Т.е. направление беседы можно регулировать с помощью задаваемых вопросов. Это делается для того, чтобы оппонент определил свою позицию, становился пленником уже сделанного выбора, но при этом важно, «не загнать в угол» собеседника.

     Правило 7. Нужно стараться делать так, чтобы говорил собеседник. Из двух беседующих менеджеров психологическое преимущество имеет тот, кто задает вопросы, а не тот, кто много говорит. Убеждать эффективнее не посредством красноречия, а с помощью цепочки логически выверенных вопросов.

     Правило 8. Быть на высоте положения. Это правило относится, прежде всего, к критикующему. Делать замечания подчиненным в случае их недоработок – одна из важных, но не простых обязанностей руководителя.

     Правило 9. Фиксировать полученную информацию. Сведения, получаемые во время беседы, могут исчезать во время беседы, поэтому, рекомендуется делать пометки по ходу разговора, а по окончании его сделать краткую запись в деловом блокноте.

     Правило 10. Прекращать беседу тогда, когда достигнута намеченная цель. Оппонент лучше запомнит то, что услышал в начале переговоров, а делает то, что услышит в конце.

     Этика делового общения – это совокупность нравственных норм, правил, представлений, регулирующих поведение и отношение людей в процессе их производственной деятельности.

     Противоречия  между этикой и бизнесом, проявляются  сегодня в деловом общении, при  чем на разных уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации.

     Существует  три основных вида делового общения: «сверху – вниз», «снизу – вверх», «по горизонтали».

     В деловом общении «сверху –  вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному основное правило можно сформулировать следующим образом: относиться к своим подчиненным так, как самому хотелось, чтобы так к вам относились. В деловом общении «снизу – вверх», т.е. отношении подчиненного к своему начальнику, общим правилом поведения будет таким: относиться к своему руководителю так, как хотели бы, чтобы и к вам так относились подчиненные. Общий принцип при проведении общения «по горизонтали», т.е. между коллегами, это – в деловом общении относитесь к своему коллеге так, как хотели бы, чтобы к вам так относились. Т.е. быть наравне, причем, «не нажить себе» соперника.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  при любом проведении переговоров, бесед, нужно поступать так, как  самому бы хотелось, т.е. становиться на место собеседника, оппонента.

     Культура  поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного, речевого) этикета, связанного формами и манерами речи, словарным запасом, т.е. стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей.

     Деловой этикет требует соблюдать правила поведения, принятые в стране – партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями.

     Известно, что при телефонном разговоре  наблюдается такое явление, как  пресыщение общением. Поэтому во время разговора нужно соблюдать меру. Признаки пресыщения разговором: возникновение и усиление беспричинного недовольства партнером, раздражительность, обидчивость. Поэтому важно вовремя выйти из контакта с партнером, чтобы сохранить деловые отношения.

     Деловые беседы, совещания, нужно стараться проводить за час – полтора. Важно помнить, что коллективное решение вопросов – исключение из правил, а не правило. Нужно стараться проводить совещания регулярно в одни и те же дни, в одно и тоже время, в одном и том же помещении (аудитории). Прежде чем принять решение о проведении совещания, нужно дать ответы на следующие вопросы: нужно ли это совещание? Что нужно решить на совещании? Можно ли решить эти вопросы самостоятельно? Сколько человек будет присутствовать на совещании? Сколько времени будет длиться совещание?

     Завершая  совещание, нудно самостоятельно подвести итоги, соотнести окончательное  решение с поставленными задачами, корректно оценить прозвучавшие на совещании предложения.

     Таким образом, в этом разделе собраны материалы о видах коммуникациях, представлены российские и Зарубежные ученые, изучавшие проблему коммуникаций, представлены, виды и типы делового общения, культура делового общения. И из всего из этого можно сделать вывод, что процесс коммуникации менеджера, т.е., общение, – прежде всего поведение менеджера в той или иной ситуации. И главное плавило при проведении любых переговоров, бесед, звучит так: нужно поступать так, как самому бы хотелось, что бы к тебе так относились, т.е. становиться на место собеседника, оппонента. 
 

 

      2. Методики исследования коммуникативных способностей менеджеров 

     2.1 Общая характеристика методов исследования коммуникативных, способностей менеджеров 

     Успех любой коллективной деятельности лежит  в отношениях сотрудничества и доверия, взаимопомощи и профессионализма. При этом не мнение важно определить индивидуально-психологические качества личности, ее реальное состояние и возможности, степень конфликтности и коммуникабельности [29].

     Психодиагностические  методы достаточно быстро и надежно обеспечивают сбор данных для формирования психологического диагноза. Они предполагают обязательное сравнение, сопоставление получаемых данных, на основе которого и может быть сформулировано заключение о выраженности психологических особенностей испытуемого. В психодиагностике выделяют малоформализованные и высокоформализованные методики. К малоформализованным методикам относятся: наблюдения, опросы, беседы, с помощью которых фиксируются виды поведенческих реакций испытуемых в разных условиях, личностные особенности и многое другое, что трудно выявить другими способами. К высокоформализованным методикам относят: тесты, анкеты, проективные методики, психофизиологические методики.

     В зависимости от способов предъявления материала, вспомогательных средств, выделяют различные типы тестов: выполняемые индивидуально или группой; устно или письменно; вербально или невербально [30]. Вербальные – тесты, осуществляемые в словесно-логической форме; невербальные – тесты, представленные чертежами, графиками, картинками. Так же различают тесты: интеллекта, способностей, достижений, личностные, познавательных процессов.

     Современная деловая жизнь, выдвигает задачи по измерению различных степеней сложности переменных, характеризующих  внутренний мир человека. Особенно высокие требования предъявляются к психологической организации, интеллекту, личностным качествам менеджера, занятого управленческой деятельностью.

     Кроме тестов применяются различные коррекционные  методики, с целью формирования определенных навыков у личности. В частности, коррекционные методики – тренинги делового общения, с помощью которых можно развить коммуникационные способности. 

     2.2 Методика «Общепсихологическая типология личности» Г. Айзенка [28] 

     Один  из самых распространенных тестов –  личностный опросник Г.Ю. Айзенка.

     С помощью основных показателей: экстраверсии – интроверсии, нейротизма, тест позволяет  оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а  также определить уровень эмоциональной  нестабильности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность менеджера.

     Экстраверсия – направленность личности на окружающий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общительность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность. Но при этом, они подвержены влиянию других, доверчивы, импульсивны. Интроверсия – направленность человека на свой внутренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, спокойствие, необщительность, подчас замкнутость нерешительность. Нейротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе находятся люди эмоционально нестабильные – невротики, на другом – эмоционально стабильные, характеризующиеся спокойствием, уверенностью. Сочетание свойств экстраверсии и интроверсии, выраженных в разной степени, создающие своеобразие личности, а так же характеризуют тип темперамента: холеристический, сангвинистический, флегматический, меланхолический. Холерик – нетерпелив, неуравновешен, подвержен частым сменам настроения, неустойчив в интересах и склонностях, стремиться к новому. Сангвиник – уравновешенный, общительный, выдержанный, быстро включается в работу, инициативный. Флегматик – уравновешенный, малоподвижный, осторожный, рассудительный, инертный, в меру общительный, медленно переключается с одного вида роботы на другой. Меланхолик – неуравновешенный, малоподвижный, внешне эмоционально сдержан, чувствителен, неуверенный в себе, нерешительный; устойчивый в интересах и склонностях, в новой обстановке не теряется.

     Работа  с методикой Айзенка позволяет не только определить, к какому типу относит себя менеджер (экстраверту, интроверту), а также степень психической неустойчивости, но и о темперамент. С помощью методики можно предсказать форму поведения личности в конфликтных ситуациях, поведение общения с другими людьми.

     В тесте разработаны из 57 вопросов 24 направления, на выявление степени экстравертированности или интровертированности человека, еще, 24 – на выявление уровня эмоциональной стабильности, 9 вопросов – это корректирующая шкала, позволяющая проверять, насколько искренне были даны ответы на вопросы. Ответы на вопросы даются «да» или «нет», результаты оцениваются с помощью соответствующего ключа.

     ВОПРОСНИК:

     1. Часто ли испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

     2. Часто нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить и утешить?

     3. Вы человек беспечный?

     4. Не находите ли, что вам трудно отвечать «нет»?

     5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-либо предпринять?

     6. Если обещали что-то сделать, всегда ли сдерживаете свое обещание?

     7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

     8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

     9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

     10. Сделали бы вы на спор все, что угодно?

     11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным(ой) незнакомцем(ой)?

     12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

     13. Часто ли действуете под влиянием мутного настроения?

     14. Часто ли беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало?

     15. Предпочитаете ли книги встречам друзей?

  1. Легко ли вас обидеть?
  2. Любите ли часто бывать в компаниях?
  3. Бывают ли мысли, которые хотели б скрыть от других?
  4. Верно ли, что вы иногда полны энергии, так что все горит в руках, а потом, совсем вялы?
  5. Предпочитаете ли иметь меньше друзей, но особенно близких?
  6. Часто ли вы мечтаете?
  7. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?
  8. Часто ли вас беспокоит чувство вины?
  9. Все ли ваши привычки хороши и желательны?
  10. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?
  11. Считаете себя человеком возбудимым и чувствительным?
  12. Считают ли вас человеком милым и веселым?
  13. Часто ли сделав какое-нибудь важное дело, испытывать чувство, что вы могли сделать его еще лучше?
  14. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?
  15. Иногда сплетничаете?
  16. Бывает ли, что не спится оттого, что голова полна разных мыслей?
  17. Если хотите узнать о чем-либо, то предпочитаете прочитать об этом в книге?
  18. Бывает ли у вас учащенное сердцебиение?
  19. Нравиться ли вам работа, требующая постоянного внимания?
  20. Бывают ли у вас приступы дрожи?
  21. Всегда ли бы платили за проезд на транспорте, если бы не опасались проверки?
  22. Раздражительны ли вы?
  23. Вам не приятно находиться в обществе, где постоянно подшучивают друг над другом?
  24. Нравиться ли работа, требующая быстроты действий?
  25. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий, которые могли бы произойти?
  26. Вы ходите медленно не торопливо?
  27. Когда-нибудь вы опаздывали на работу или свидание?
  28. Часто ли вам снятся кошмары?
  29. Верно, ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать с незнакомцем?
  30. Беспокоят ли вас какие-либо боли?
  31. Вы чувствовали себя очень нечастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?
  32. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?
  33. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?
  34. Можете ли вы назвать себя весьма уверенным себя человеком?
  35. Легко ли обижаетесь, когда указывают на ваши ошибки в работе или личные промахи?
  36. Считаете ли вы, что трудно получить настоящее удовольствие от настоящей вечеринки?
  37. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
  38. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?
  39. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?
  40. Беспокоитесь ли о своем здоровье?
  41. Любите ли подшутить над другими?
  42. Мучает ли вас бессонница?

Информация о работе Исследование коммуникативных способностей личности менеджера в управленческой деятельности