Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа
Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43
Результаты исследования девочек представлены в таблице корреляционной матрице.
Таблица 8
Корреляционная
матрица девочек
девочки | самооценка | оценив.кач | ком.спос |
самооценка | 1 | ||
оценив.кач | 0,6416634 | 1 | |
ком.спос | 0,1328119 | -0,28456 | 1 |
В корреляционной матрице одна положительная связь, что характеризует прямо пропорциональную зависимость и одна отрицательная связь, т.е. обратно пропорциональная зависимость. Существует положительная связь между самооценкой девочек и оцениваемыми родителями качествами личности. Это значит, что чем больше девочки будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем больше у них будут выражены оцениваемые родителями качества личности. Родители будут уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать ему и одобрять его интересы и планы. Отрицательная связь у девочек между оцениваемыми родителями качествами личности и коммуникативными способностями. Это значит, что чем больше родители будут оценивать мальчиков, тем меньше у них будут выражены коммуникативные способности. Они не будут стремиться к общению, установлению, поддержанию хороших личных взаимоотношений с людьми.
Таким образом, по результатам корреляционной матрицы у мальчиков и у девочек есть отрицательная корреляционная связь между оцениваемыми родителями качествами личности и коммуникативными способностями. У мальчиков отрицательная связь между самооценкой и оцениваемыми родителями качествами личности дошкольника. Она обозначает, что чем больше мальчики будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем меньше у них выражены оцениваемые родителями качества личности. У девочек, наоборот положительная связь между самооценкой и оцениваемыми родителями качествами личности. Это значит, что чем больше девочки будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем больше у них будут выражены оцениваемые родителями качества личности. Возможно, такие различия связаны с тем, что мальчики более закрыты, не реагируют на отрицательную обратную связь, т.е. на все то, что может повредить их самооценке. У мальчиков есть еще одна положительная связь между самооценкой и коммуникативными способностями. Это значит, что чем больше мальчики будут правильно соотносить свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, тем больше будут стремиться к общению, установлению, поддержанию и сохранению хороших личных взаимоотношений с людьми.
Анализ корреляционной матрицы, позволяет утверждать, что показатели оцениваемых родителями качеств личности и коммуникативными способностями взаимозависимы. Это значит, что чем больше проявляются оцениваемые родителями качества личности, тем меньше уровень коммуникативных способностей.
Таким
образом, в ходе корреляционного
исследования мы частично подтвердили
выдвинутую гипотезу, о том, что существует
гендерные различия взаимосвязи между
самооценкой и коммуникативными способностями
у дошкольников. По результатам корреляционной
матрицы, мы определили, что только у мальчиков
существует положительная связь между
самооценкой и коммуникативными способностями.
Она обозначает, что чем больше мальчики
будут оценивать себя, свои возможности
и качества, тем больше у них выражены
оцениваемые родителями качества
личности. Родители будут уважать индивидуальность
ребенка, симпатизировать ему и одобрять
его интересы и планы.
Заключение и выводы
Цель исследования была достигнута. Мы исследовали гендерные различия взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников. Гипотеза была частично подтверждена. По результатам корреляционной матрицы, определили, что только у мальчиков существует положительная связь между самооценкой и коммуникативными способностями.
Задачи решены, что позволяет сделать следующие выводы:
1. Самооценка - отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
2. Общение – это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Коммуникация в общении всегда значима для ее участников, т.к. обмен сообщениями происходит не без причины, а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. К старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому, которое делает возможным общность детей и их причастность друг другу.
3. В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Девочки-дошкольницы получают больше удовольствия от общения в диаде, а мальчики – от общения в большой группировке. Взаимоотношения девочек в дружеской диаде более близки и эмоциональны, чем у мальчиков. Друзей выбирают по совместимости личностных характеристик. Дружба мальчиков менее интимна: они меньше раскрываются, не склоны к физическим прикосновениям и контакту глаз. Дружба основана на интересах.
4. В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны окружающих. Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Мальчики и девочки осваивают социальный мир – сначала детский, а затем взрослый. Самооценка и представление о себе может меняться, особенно под влиянием других людей.
5. Организовали и рассмотрели методы исследования. Для проверки гипотезы нами были выбраны следующие методики: "Какой Я?» и «Коммуникативные способности».
6. Согласно
возрастной норме, самооценка
дошкольника высокая. Такая
самооценка является итогом
7. У
дошкольников уровень
8. В
ходе корреляционного исследования мы
частично подтвердили выдвинутую гипотезу,
о том, что существуют гендерные различия
взаимосвязи между самооценкой и коммуникативными
способностями. По результатам корреляционной
матрицы, определили, что только у мальчиков
существует положительная связь между
самооценкой и коммуникативными способностями.
Она обозначает, что чем больше мальчики
будут оценивать себя, свои возможности
и качества, тем больше у них выражены
оцениваемые родителями качества
личности.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.
2. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431с.
3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320с.
4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В., - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.
5. Введение в психологию / Под общ. Ред. Проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496.
6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.
7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2002. – 624с.
8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / Ермолаев О.Ю. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336с.
9. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003 – 448с.
10. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на людей: Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 320с.
11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии.- 688с.
12. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Столяренко Л.Д. Изд-е 5-е. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2004. – 704с.
13. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. – Ростов н / Д: «Феникс», 2004. – 224с.
14. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Балин В.Д., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др.; Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2001. – 560с.
16. Психология развития. 7-е изд. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992с.
17. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2003. – 672с.
18. Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А.: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.1. – 312 с.
19. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и
ответственный редактор Радугин А.А.; Научный редактор Кротков Е.А. - М.: Центр, 2003. - 256с.
20. Психология состояний. Хрестоматия / Составители Васильева Т.Н., Габдреева Г.Ш., Прохоров А.О. / Под ред. проф. Прохорова А.О. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608с.
21. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
22. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. Дружинина В.Н. - С Питер, 2000. - 672с.: ил.
23. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с.
24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд. перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия " Высшее образование") - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 672с.
25. Хрестоматия
по возрастной психологии. – М.: Издательство
«Институт практической психологии»;
- 1998. – 352с.
Приложение 1
Индивидуальные значения гендерных различий самооценки у дошкольников по методике «Какой Я?»
№ п\п | мальчики | девочки |
1 | 10 | 7 |
2 | 9 | 8 |
3 | 10 | 6 |
4 | 7 | 10 |
5 | 10 | 9 |
6 | 8 | 10 |
7 | 10 | 9 |
8 | 9 | 7 |
9 | 10 | 10 |
10 | 6 | 7 |
11 | 10 | 10 |
12 | 9 | 9 |
13 | 10 | 10 |
14 | 10 | 8 |
15 | 9 | 10 |