Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая - самооценка.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Результаты  исследования девочек представлены в таблице корреляционной матрице.

Таблица 8

Корреляционная  матрица девочек 

девочки  самооценка оценив.кач  ком.спос
самооценка 1    
оценив.кач  0,6416634 1  
ком.спос 0,1328119 -0,28456 1
 

      В корреляционной матрице одна положительная  связь, что характеризует прямо  пропорциональную зависимость и одна отрицательная связь, т.е. обратно пропорциональная зависимость. Существует положительная связь между  самооценкой  девочек и оцениваемыми родителями качествами личности. Это значит, что чем больше девочки будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем больше у них будут  выражены оцениваемые родителями  качества  личности. Родители будут уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать  ему и одобрять  его интересы и планы. Отрицательная связь у девочек между оцениваемыми  родителями  качествами   личности  и коммуникативными способностями. Это значит, что чем больше  родители будут оценивать мальчиков, тем меньше у них будут выражены  коммуникативные   способности. Они  не будут стремиться к общению, установлению, поддержанию хороших личных взаимоотношений с людьми.

      Таким образом, по результатам корреляционной матрицы у мальчиков и у девочек есть отрицательная корреляционная связь между оцениваемыми  родителями  качествами   личности  и коммуникативными способностями. У мальчиков отрицательная связь между самооценкой и оцениваемыми родителями  качествами   личности  дошкольника. Она обозначает, что чем больше мальчики будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем меньше у них выражены оцениваемые родителями  качества  личности. У девочек, наоборот  положительная связь между  самооценкой  и  оцениваемыми родителями качествами личности. Это значит, что чем больше девочки  будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем больше у них будут  выражены оцениваемые родителями  качества  личности. Возможно, такие различия связаны с тем, что мальчики более закрыты, не реагируют на отрицательную обратную связь, т.е. на все то, что может повредить их самооценке. У мальчиков есть еще одна положительная связь между  самооценкой и коммуникативными способностями. Это значит, что чем больше мальчики будут правильно соотносить свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, тем больше будут стремиться к общению, установлению, поддержанию и сохранению хороших личных взаимоотношений с людьми.

      Анализ  корреляционной матрицы, позволяет  утверждать, что показатели оцениваемых родителями качеств личности и коммуникативными способностями взаимозависимы. Это значит, что чем больше проявляются оцениваемые родителями качества личности, тем меньше уровень коммуникативных способностей.

      Таким образом, в ходе корреляционного  исследования мы частично подтвердили  выдвинутую гипотезу, о том, что существует гендерные различия взаимосвязи между самооценкой и коммуникативными способностями у дошкольников. По результатам корреляционной матрицы, мы определили, что только у мальчиков существует положительная связь между самооценкой и коммуникативными способностями. Она обозначает, что чем больше мальчики будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем больше у них выражены оцениваемые родителями  качества  личности. Родители будут уважать индивидуальность ребенка, симпатизировать ему и одобрять  его интересы и планы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  и выводы

            Цель исследования была достигнута. Мы исследовали гендерные различия взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей  у дошкольников. Гипотеза была частично подтверждена. По результатам корреляционной матрицы, определили, что только у мальчиков существует положительная связь между самооценкой и  коммуникативными способностями.

      Задачи  решены, что позволяет сделать  следующие выводы:

1. Самооценка -  отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

2. Общение  – это коммуникация, т.е. обмен  мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Коммуникация  в общении всегда значима для  ее участников, т.к. обмен сообщениями  происходит не без причины,  а ради достижения каких-то  целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. К старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому, которое делает возможным общность детей и их причастность друг другу.

3. В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами  деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Девочки-дошкольницы получают больше удовольствия от общения в диаде, а мальчики – от общения в большой группировке. Взаимоотношения девочек в дружеской диаде более близки и эмоциональны, чем  у мальчиков. Друзей выбирают по совместимости личностных характеристик. Дружба мальчиков менее интимна: они меньше раскрываются, не склоны к физическим прикосновениям и контакту глаз. Дружба основана на интересах.

4. В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке и воодушевлении со стороны  окружающих. Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Мальчики и девочки осваивают социальный мир – сначала детский, а затем взрослый. Самооценка и представление о себе может меняться, особенно под влиянием других людей.

5. Организовали и рассмотрели методы исследования. Для проверки гипотезы нами были выбраны следующие методики: "Какой Я?» и «Коммуникативные способности».

6. Согласно  возрастной норме, самооценка  дошкольника высокая. Такая   самооценка является итогом постоянного  поиска реальной меры, т.е. без  излишней критичности к своему  общению, поведению, деятельности. Для дошкольного возраста такой уровень развития  самооценки является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.  Очень высокий уровень оцениваемых родителями качеств личности показали девочки.  Возможно, это связано с тем, что девочки более активно общаются, чаще требуют информации или оценки и больше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками.

7. У  дошкольников уровень коммуникативных  способностей находится на высоком  уровне. Они  будут проявлять  открытость, готовность идти на  контакты со сверстниками. Хотя дошкольники  включены  в  более широкий круг общения, но не все обладают высоким развитием  коммуникативных способностей.  Это значит, что в зависимости от различных ситуаций студенты будут проявлять либо высокую общительность, либо низкую, т.е. замкнутость.

8.  В ходе корреляционного исследования мы частично подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что существуют гендерные различия  взаимосвязи между самооценкой и коммуникативными способностями. По результатам корреляционной матрицы, определили, что только у мальчиков существует положительная связь между самооценкой и  коммуникативными способностями. Она обозначает, что чем больше мальчики будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем  больше у них выражены оцениваемые родителями  качества  личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 704 с.

2.   Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431с.

3.   Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 320с.

4. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Мещеряков Б., Зинченко В., - СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 672с.

5. Введение в психологию / Под общ. Ред. Проф. А.В. Петровского. – Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 496.

6. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 624 с.

7. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА * М), 2002. – 624с.

8.   Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / Ермолаев О.Ю. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336с.

9. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003 – 448с.

10. Немов Р.С. Практическая психология: Познание себя: Влияние на  людей: Пособие для уч-ся. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 320с.

11. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии.- 688с.

12. Основы психологии: Практикум / Ред. – сост. Столяренко Л.Д. Изд-е 5-е. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 2004. – 704с.

13. Петрова О.О., Умнова Т.В. Возрастная психология. Конспект лекций. – Ростов н / Д: «Феникс»,  2004. – 224с.

14. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128с.

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Балин В.Д., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др.; Под общей ред. Крылова А.А., Маничева С.А. – СПб.: Питер, 2001. – 560с.

16. Психология развития. 7-е изд. / Г.Крайг. – СПб.: Питер, 2003. – 992с.

17. Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2003. – 672с.

18. Психологические тесты / Под ред. Карелина А.А.: В 2т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т.1. – 312 с.

19. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и

ответственный редактор Радугин А.А.; Научный редактор Кротков Е.А. - М.: Центр, 2003. - 256с. 

20. Психология состояний. Хрестоматия / Составители Васильева Т.Н., Габдреева Г.Ш., Прохоров А.О. / Под ред. проф. Прохорова А.О. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004. – 608с.

21. Психология. Словарь / Под общ. ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:  Политиздат, 1990. - 494 с.

22. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. Дружинина В.Н. - С Питер, 2000. - 672с.: ил.

23. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 656с.

24. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд. перераб. и доп. Учебное  пособие. (Серия " Высшее образование") - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 672с.

25. Хрестоматия по возрастной психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; - 1998. – 352с. 
 
 
 

Приложение 1

Индивидуальные  значения гендерных различий самооценки у дошкольников по методике «Какой Я?»

№ п\п мальчики девочки
1 10 7
2 9 8
3 10 6
4 7 10
5 10 9
6 8 10
7 10 9
8 9 7
9 10 10
10 6 7
11 10 10
12 9 9
13 10 10
14 10 8
15 9 10

Информация о работе Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников