Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая - самооценка.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Период  дошкольного детства можно назвать возрастом познавательных эмоций, к которым относятся чувства удивления, любопытства, любознательности. Возникая в результате столкновения с новыми сторонами действительности, эти эмоции в сою очередь оказывают стимулирующее влияние на познавательные, а также другие психические процессы, вырабатывают у ребенка индивидуальное отношение к реальному миру вещей и явлений, способствуют развитию креативности детей. 

      В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами  деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя  [23, С. 196].

      В старшем дошкольном возрасте  зафиксирована  относительно устойчивая динамика игровых  притязаний детей под влиянием ожидаемой оценки группы сверстников. Оценка игровой группы сверстников в процессе игры оказывает существенное влияние на самооценку детей старших дошкольников. Механизм такого влияния обусловливает тенденцию сближения самооценки с групповой оценкой.

        Детская игра не только формирует у ребенка самооценку, но и развивает ее регулятивную функцию. Старший дошкольный возраст является именно периодом  в личностном развитии ребенка, когда самооценка начинает активно влиять на отношения между детьми и их выбор «групповых ролей».

        Для детей 5-7 лет друзья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется в основном внешними причинами. В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают, и довольно быстро могут оборваться [23, С. 221].

      Дошкольники стремительно расширяют сферу языковой компетенции, и этот процесс темно  связан с их когнитивным и социальным развитием.

      Межполовое  разделение в детстве

      Свойство  половой идентификации очерчивать границы проявления чувств (мальчики не плачут, девочки не дерутся и тому подобное) возвращает ребенка к собственным переживаниям как ценности. Они упорядочиваются, приобретают (на время) защищенный вид  [1, С. 478].

      В большинстве культур дети начинают демонстрировать соответствующее их полу поведение к 5-летнему возрасту.

      Часто говорят, что мальчики и девочки  начиная с дошкольного возраста, живут в разных социальных мирах, которые мало сообщаются между собой и где действуют свои правила. Степень межполового разделения и возраст, в котором оно проходит, определяется культурными традициями  [6, С. 219].

      Теории  «раздельных миров» не противоречат и случаи тесного взаимодействия мальчиков и девочек. Они могут  проходить в школе, когда пол  не имеет значение для выполнения какого-нибудь задания или когда дети объединены не по половому признаку, а на любой другой основе.

      Существуют  разные взгляды на причины этого  разделения. Один из них объясняет  возникновение групп на половой  основе тем, что биологическая предрасположенность облегчает взаимодействия мальчиков с мальчиками и девочек с девочками и делает их более выгодными. Природные склонности могут дополнять влияние социальных факторов и взаимодействуют с ними  [14, С. 108].

      Две половые группы представляют 2 разных типа культуры. Так, мальчики отличаются тем, что играют в больших группах   и в людных местах, а грубые игры с драками и придают большое значение превосходству в физической силе. Девочки чаще играют с одной или двумя лучшими подружками и устанавливают с ними отношения равноправного сотрудничества. Более того, девочки и мальчики совсем по-разному используют речь: первые – для поддержания дружеских отношений, вторые – для самоутверждения.

      Девочки-дошкольницы  получают больше удовольствия от общения  в диаде, а мальчики – от общения в большой группировке. Взаимоотношения девочек в дружеской диаде более близки и эмоциональны, чем  у мальчиков. Друзей выбирают по совместимости личностных характеристик. Дружба мальчиков менее интимна: они меньше раскрываются, не склоны к физическим прикосновениям и контакту глаз. Дружба основана на интересах  [2, С. 287].

      Эти разные стили  поведения и общения  можно рассматривать как приобретенные  навыки, необходимые для того, чтобы  достичь определенного положения  в группах себе подобных. С одной  стороны, также навыки могут быть полезными при взаимодействиях между взрослыми одного пола, с другой – они создают препятствия в отношениях между ними, так как представляют собой потенциальный источник взаимного непонимания.

      Научные данные согласуются со здравым смыслом в том, что для мальчиков поведение  присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо. Половые роли рассматриваются с трех сторон:  их проявление в поведении, восприятии и ожиданиях. Девочки же, напротив, могут свободно пересекать межполовые границы [6, С. 221].

      Гендерные различия по речевым паттернам появляются в дошкольном возрасте (3-6 лет) когда  дети начинают активно использовать речь в общении друг с другом.

      Существует  несколько видов взаимоотношения  между мальчиками и девочками: соперничество полов, игры с преследованиями, ритуалы загрязнения (при этом другой пол считается «грязным») и вторжение в игру.

      Мальчики  занимают больше места в игровой  игре, чем девочки, гораздо чаще вмешиваются  в девичьи игры, девочки же, если и делают подобное, то обычно просят разрешения. Ритуалы загрязнения почти всегда направлены против девочек, т.к. мальчики считают их заразными, и этим поддерживают табу на игру с девочками. Все это позволяет подчеркнуть более высокое положение мальчиков  [2, С. 285].

      Общество  предписывает мальчикам добиваться успеха, быть уникальными, неповторимыми, и это действует как постоянное подкрепление: если индивид соответствует  стереотипу, он получает положительное  подкрепление, если же нет – следует  негативная оценка личности. Соответственно меняется и самооценка. Мальчики и девочки играют в одни и те  же игры  - организованные взрослыми, и отношения с представителями своего пола все равно более теплые и дружеские, чем с представителем противоположного  [2, С. 289].

      В ходе игры мальчики-дошкольники  разговаривают  со сверстниками своего пола, причем часто  эта вербализация носит конкурентный характер. Девочки же более активно  общаются с матерью, чаще  требуют  от  нее информации или оценки и больше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками обоего пола  [25, С. 273].

      Девочки демонстрируют просоцииальную доминантность, т.е. доминантность, внушающую ответственность. В 6-8 лет мальчики более высоко оценивают свои потенциальные возможности и власть. Они ценят свое доминирование над другими и  склоны переоценивать свой статус, т.е. эгоистическая доминантность в собственных целях. Однако в 7-11 лет и мальчики и девочки одинаково часто демонстрируют и эгоистическую и социальную доминантность.

      В большинстве случаев половые  различия в плаче и страхе отсутствуют, но у мальчиков это не только эмоциональная, но и исследовательская реакция  на новый стимул и новизну ситуации, а у девочек «коммуникационный» плач, связываемый угрозой лишения общения с окружающими [2, С. 198].

      Мальчики  не раскрывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам  так легко, как это делают девочки. Мальчики и девочки осваивают  социальный мир – сначала детский, а затем взрослый.

      Самооценка  и представление о себе может  меняться, особенно под влиянием других людей. Выделяются 4 фактора, влияющих на половые различия по устойчивости самооценки: 1. степень открытости во взаимоотношениях; 2. реакция на обратную связь; 3. стресс, связанный с отношениями с близкими людьми; 4. защитные механизмы  [3, С. 209]. 

    1.   Роль самооценки в коммуникации

      В дошкольном возрасте ребенок особенно нуждается в благожелательной поддержке  и воодушевлении со стороны  окружающих. Зарождающееся у него чувство автономии должно встречать поощрение настолько, чтобы конфликты, связанные с запретами взрослых, не приводили ребенка к излишней застенчивости и сомнению в собственных силах [23, С. 217].

      Дошкольники придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить.

      Заметное  влияние родителей на себе испытывают дети в возрасте от 3 до 8 лет. Так у девочек  психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Мальчики, они значительно меняются под воздействием родителей в промежутке времени от 5 до 7 лет, т.е. на 3 года  меньше  [11, С. 196].

        Родители должны сформировать  у ребенка положительную самооценку, выражать свое отношение к  активности ребенка. Таким образом,  чтобы у него не возникало  по отношению к самому себе наказующее самосознание  Я - концепция – как психологическое новообразование становится очевидной в случае: 1. когда самооценка формируется в результате выявления черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей; 2. когда у ребенка возникает способность к рефлексии и он начинает сознавать, как воспринимают его другие люди. 

      Поскольку в детстве Я - концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Монополия родителей на общение с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я -концепции [23, С. 217].

      В детстве возможности выбора круга  общения и соответственно критериев  самоценности предельно сужены. Ребенок  общается в основном с родителями, которые и являются для него главным источником суждений о нем самом, а родителей, как известно,  не выбирают. Если они любят ребенка, он с самого начала приобретает прочную основу для позитивной самооценки. Если же со стороны родителей он видит лишь неприятие, отталкивание, пренебрежительное к себе отношение, ему будет впоследствии трудно избежать разочарований, связанных с негативной самооценкой.  

      Именно  в детстве, когда межличностное  общение является особенно важным для  формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно  [17, С. 347].

      Образ самого себя складывается у ребенка в условиях взаимодействия его индивидуального опыта и опыта его общения с другими людьми. В 5-7 лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему его личным опытом  [23, С. 221].

      На  формирование самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, - отношение родителей, положение  среди сверстников, сопоставляя  мнение о себе окружающих людей, человек  формирует самооценку. Причем человек вначале учится оценивать других, а потом уже себя. Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной, либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. 

      Адекватная  самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.

Информация о работе Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников