Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа
Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43
Министерство образования Российской Федерации
Институт экономики, управления и права
Нижнекамский филиал
Факультет психологии
Кафедра
общей психологии
Исследование
гендерных различий взаимосвязи самооценки
и коммуникативных способностей у дошкольников
Руководитель: Конюхова
С.Г.
2006
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43
Приложения 45
Введение
Актуальность исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников имеет значение для психологии. Важно иметь представление о том, как дошкольник себя оценивает, доволен ли он собой и своими взаимоотношениями с окружающими. Слишком высокая или слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов дошкольников. Эта конфликтность может проявляться по-разному. Каждый сам того, не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о себе, т.е. формирует «набор самооценок».
От самооценки зависят взаимоотношения дошкольника с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Адекватная самооценка лежит в основе формирования у дошкольника уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка.
Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ёе выражением является стремление ребенка к познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.
Гендерные понятия формируются у дошкольников на основании того, чему их учат, а также за счет подражания тем моделям, которые их окружают. В старшем дошкольном возрасте дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе, и подавляющее большинство считают себя «хорошими».
Самооценка не только является регулятором поведения дошкольника и взаимоотношений с окружающей средой, но и представляет важный компонент в формировании самосознания у мальчиков и девочек.
Таким образом, исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников принадлежит к числу наиболее актуальных, наиболее изучаемых и вместе с тем наиболее спорных вопросов. В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности.
Учитывая важность
Объект исследования: гендерные различия взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей.
Предмет: исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников.
Гипотеза: Предполагаем, что существует гендерные различия взаимосвязи между самооценкой и коммуникативными способностями у дошкольников.
Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать
и рассмотреть методы
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников
7. Описать анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников
8. Описать сравнительный
анализ результатов гендерных различий
взаимосвязи самооценки и коммуникативных
способностей у дошкольников
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки
Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
Самооценка – ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения. Самооценка выступает как относительное устойчивое структурное образование, компонент Я - концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей [4, С. 485].
Самооценка выполняет регулятивную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми, отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения.
Самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха, постановки целей определенного уровня, т.е. уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие.
Самооценки развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности.
Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1. уровню (величине) – высокая, средняя и низкая самооценка; 2. реалистичности – адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) самооценка; 3. особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная самооценка; 4. временной отнесенности – прогностическая, актуальная, ретроспективная самооценка; 5. устойчивости и другие [4, С. 485].
Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками, разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т.п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте.
Самооценка формируется на базе оценок окружающих. Оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и другое [4, С. 486].
Самооценка как важнейший механизм регуляции поведения играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении дружеских отношений с одноклассниками.
Самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами нашей природы [17, С.12].
Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.
Сопоставление самооценок индивида с его реальным поведением и оценкой его окружающими имеет не только теоретическое, но и прикладное значение, показывая, насколько точную информацию заключают в себе самооценки, насколько адекватно они характеризуют личность [17, С. 61].
Описывая себя, дошкольники чаще называют те качества, которыми они как-то отличаются от подразумеваемого «среднего», стремятся подчеркнуть свои особенности. Но не все качества одинаково осознаны. Наши самооценки - это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют, структурируют новую информацию относительно данного аспекта «Я» [17, С. 62].
Однако самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, представляет собой не просто познавательный акт, но и выражает определенный уровень притязаний. Также самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Неоднозначны и критерии самооценок. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. Таким образом, самооценки варьируются не только в зависимости от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий [17, С. 63].