Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая - самооценка.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      На  общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности  и то, насколько важно для нее  оцениваемое качество или деятельность.

      Самооценка  – одна из составляющих Я - концепций человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качеством, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа - Я могут вызывать  более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

      Адекватная  самооценка – позволяет дошкольнику  отнестись к себе критически, правильно, соотнести  свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Негативная самооценка –  низкий уровень самоуважения,  формирует  негативное отношение к своей личности  [23, С. 283].

      Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я -концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная  составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

      Применительно к Я - концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом: 1. Образ Я – представление индивида о самом себе. 2. Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

      Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его  тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений  [17, С. 335].

      Самооценка  не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях.

      Самооценка -  отношение индивида к себе, которое  складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. 

      Самооценка  проявляется в сознательных суждениях  индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть  с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

      Еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что  индивид оценивает успешность своих  действий и проявлений через призму своей идентичности [17, С. 339]. 

    1. Коммуникативная сторона общения

      Коммуникативные способности – это умения и  навыки общения с людьми, от которых  зависит его успешность. Люди разного  возраста, образования, культуры, разного  уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями,  чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие  жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей  [10, С. 521].

        Образ самого себя складывается у ребенка в условиях взаимодействия его индивидуального опыта и опыта его общения с другими людьми. Формирование образа - Я у ребенка начинается задолго до дошкольного возраста т.к. к 3 годам многие дети располагают уже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях. Представления, которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта, характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью и могут игнорироваться ребенком под влиянием оценочных воздействий взрослого. По мере развития детей эти представления приобретают все более основательный устойчивый характер, и в 5-7 лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере, преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются ему его личным опытом  [23 С. 222].

      Общение ребенка со взрослыми

      Любые оценочные воздействия взрослых на ребенка содержат в себе эмоциональные и познавательные элементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие и плохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построения представления ребенка о себе. В этих отношениях характер оценочных воздействий взрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольника представлений о своих возможностях.

      Заниженная  самооценка взрослых оказывает наиболее отрицательное действие на точность определения детьми результатов своих действий. Она вызывает у детей недоверие, споры, несогласие и даже отказ от деятельности (уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негативности – не соответствует объективности).

      Завышенная  самооценка взрослых оказывает двоякое действие на поведение дошкольника (в одобрении содержится большая позитивность, не соответствующая уровню реальных достижений или объективных характеристик).

  1. Она искажает представления ребенка в сторону  преувеличения  результатов своих действий;
  2. Мобилизует его силы, стимулирует оптимизм и уверенность ребенка в достижении хороших результатов.

      Информация  о своих возможностях, которую  дошкольник накапливает в индивидуальном опыте, становится конструктивным материалом для формирования Я -образа в том случае, когда она подтверждается в опыте его общения с окружающими. Поэтому так велика роль точных оценочных воздействий взрослого в одобрении объективных представлений ребенка о себе самом. Опыт общения со взрослым служит для детей средством сравнения себя с эталоном или идеалом, к которому можно лишь стремиться [23, С. 223].

      Во  время кризиса перестраивается  социальная позиция ребенка по отношению  к окружающим людям, к авторитету матери и отца. Ребенок постепенно входит в сложный мир людей, как взрослый, так и детский, и пытается отыскать свое место в этом мире. Он учится ориентироваться в социальных связях, устанавливать дифференцированные отношения с окружающими людьми  [23, С. 208].

      Идеальной формой совместной жизни со взрослым становится для ребенка игра. В игре существуют 2 плана отношений детей: 1. игровые (отношения детей друг к другу как к ролям); 2. реальные (отношения детей между собой). На первых  этапах ведущими выступают реальные отношения – они сохраняются и в распределении ролей в игре. По мере развития игр реальные отношения начинают подчиняться игровым  [12, С. 624].

      Общение ребенка со сверстниками

      Наряду  с изменениями, происходящими в  отношениях ребенка со взрослыми, наблюдается  возникновение существенного и  довольно постоянного интереса к другим детям, потребности в общении с ними. Постепенно развиваясь и обогащаясь, общение со сверстниками превращается в истинно социальное взаимодействие, которое приводит к созданию маленьких детских сообществ с собственными законами и правилами жизни [23, С. 209].

      Оценочные воздействия сверстников воспринимаются иначе, чем мнения взрослых: чем младше дошкольник,  тем менее значимыми являются для него оценки сверстников. В процессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях опыт его общения со сверстниками является для ребенка в первую очередь контекстом для сравнения его с «подобными себе существами» и служит основой для приобретения ребенком основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение является одновременно и средством взаимного обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами своих сверстников.

      К 6 годам у многих детей возникает  непосредственное и бескорыстное желание  помочь сверстнику. Безоценочная эмоциональная вовлеченность в его действия может свидетельствовать о том, что ровесник стал для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценной, целостной личностью  [6, С. 208].

      Существует  несколько типов отношения к  сверстнику: 1. пассивно-положительное отношение – дети с эти типом отношения, как правило, решают проблемные ситуации в пользу сверстника. Однако эти решения осуществляются на нейтральном, индифферентном  эмоциональном фоне при отсутствии какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника. Дети не реагируют  на поощрения и замечания в адрес другого ребенка и не оценивают  результаты его действий. 2. эгоистическое отношение – характерно отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Но отличие в том, что все проблемные ситуации решаются в свою пользу. 3. конкурентное отношение – дети в большинстве случаев решают проблемные ситуации в свою пользу. Но их решения сопровождаются ярко выраженными эмоциями и сомнениями. Они активно вовлечены в действия сверстника, оценивают и осуждают их, демонстрируют свое преимущество. 4. личностное отношение – демонстрируют интерес к сверстнику, эмоциональную и практическую вовлеченность в его действия и последовательно просоциальное поведение. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляют без колебаний и огорчений, глядя ему в глаза и обращаясь по имени. 5. неустойчивый тип отношения – отличается тем, что здесь не наблюдается какой-либо определенной  стратегии поведения. В одних случаях дети проявляют личностное отношение к сверстнику, в других – конкурентное  [6, С. 210].

      Таким образом, к старшему дошкольному  возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста возникает личностное начало в отношении детей к себе и к другому, которое делает возможным общность детей и их причастность друг другу  [14, С. 116].

      В этом возрасте проявляются достаточно сильные индивидуальные различия коммуникативных  способностей у детей. Те дети, которые имеют свободные, легкие связи с родителями или братьями или сестрами, легче приспосабливаются к общению с другими детьми. Некоторые дети, родители которых чрезмерно авторитарны, пытаются подавлять в игре других детей и третировать более слабых  [23, С. 209].

      Для дошкольного возраста характерны внеситуативные, речевые формы общения со взрослым. Более богатым и содержательным делается общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочитаемым партнером по совместной деятельности, чем взрослый  [4, С. 148].

      На  протяжении дошкольного возраста резко  изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе. В эти годы у детей формируются  ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими по их представлениям – они должны быть.

      Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Самооценка дошкольников часто нарушает  его нормальную  жизнь,  нередко выступает причиной  нарушения социальных  связей  с  окружающими [16, С. 431]. 
 
 

      1.3. Гендерные различия дошкольного возраста

      Дошкольный  возраст – этап психического развития в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет), старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку игра – ведущая деятельность данного возраста   [4, С. 147].

Информация о работе Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников