Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая - самооценка.doc

— 281.00 Кб (Скачать)

      Формирование  адекватной самооценки – важнейший  фактор развития личности ребенка. Относительная  устойчивая самооценка формируется  у детей под влиянием оценок  со стороны окружающих, прежде всего  - ближайших взрослых и сверстников, а также  в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов  [12, С. 309]. 

       

        
 
 
 

      Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников

2.1. Организация и  методы исследования

      Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников проводилось в ДОУ № 63. Психологическое исследование проводилось в группе. Выборка составила 30 человек, из них 15 – мальчиков и 15 – девочек. Возраст дошкольников 5-6 лет. В качестве гипотезы исследования  выступило предположение, что существуют гендерные различия взаимосвязи между самооценкой и коммуникативными способностями у дошкольников.

       

2. Методика «Коммуникативные способности»

      Методика  позволяет оценить степень развития общительности. Опросник состоит из 21 вопроса. Испытуемым предлагается выбрать  из числа предложенных те ответы, которые более всего соответствуют манере их поведения. Далее при помощи специального ключа по выбранным ответам определяют степень развитости соответствующего личностного качества.

      Математическое  исследование проводили по Q - критерию Розенбаума. Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Провели корреляционное исследование гендерных различий взаимосвязи между самооценкой и коммуникативными способностями у дошкольников.  

2.2  Анализ   результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников

      Самооценка  – одна из составляющих Я - концепций человека, она связана с отношением к себе или отдельным своим качеством, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа - Я могут вызывать  более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

      Адекватная  самооценка – позволяет дошкольнику  отнестись к себе критически, правильно, соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Негативная самооценка – низкий уровень самоуважения,  формирует негативное отношение к своей личности.

      Самооценка  не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором они нормативно фиксируются в языковых значениях.

      Самооценка -  отношение индивида к себе, которое  складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.  Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Самооценка дошкольников часто нарушает  его нормальную  жизнь,  нередко выступает причиной  нарушения социальных  связей  с окружающими. 

      Результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников представлены  в таблице 1.

Таблица 1

          Результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников (%).

Уровень развития самооценки мальчики девочки
Очень высокий 53,3 46,6
Высокий 33,3 33,3
Средний 13,3 20
Низкий 0 0
Очень низкий 0 0
 

Результаты  индивидуальной диагностики представлены в приложении 1.

      Как видно из результатов представленных в таблице 1 очень высокий уровень развития самооценки показали  мальчики – 53,3%. Это означает, что мальчики правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. У девочек  тоже  достаточно высокий уровень самооценки -  46,6 %.  Они высоко оценивают себя, свои возможности, качества и место среди других сверстников. Хотя девочки склонны к снижению своей самооценки и росту неуверенности в себе, а мальчики – к повышению самооценки росту своей уверенности  - возможно, в силу, того, что общество положительно подкрепляет их в этом отношении.

      Однако  очень высокий уровень  развития самооценки мальчиков и девочек  в дальнейшем может стать причиной конфликтов в общении. Конфликты могут возникнуть из-за пренебрежительного отношения к сверстникам и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия.

      Высокий уровень развития самооценки одинаково показали мальчики и девочки – 33,3 %. Дошкольникам свойственна потребность, в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Адекватная самооценка лежит в основе формирования у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, выступает основанием для развития личной полноценности и компетентности.

      Средний уровень развития самооценки   показали больше девочки – 20 %. Это говорит о том, что оценивают себя более или менее благополучно, хотя могут проявлять неуверенность в себе, не обоснованное сложившимися обстоятельствами. Они  уважают себя и знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию.

        В результате исследования низкий уровень развития самооценки среди мальчиков и девочек – 0 %. Неадекватная самооценка (как завышенная, так и заниженная), напротив, препятствует раскрытию и реализации возможностей и способностей ребенка, ведет к возникновению внутренних конфликтов, нарушений общения и в целом свидетельствует о неблагополучном развитии личности ребенка. У дошкольников нет комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе,  заниженного уровня самооценки. Это  значит, что они не проявляют робости, невозможности реализовывать свои способности. Они могут  ставить перед собой труднодостижимые цели, а не ограничиваться решением простых задач.

      Результаты  исследования показали, что очень высокий уровень самооценки у мальчиков. Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы дошкольников на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. На все  оцениваемые качества личности,   утверждали, что они «всегда послушные»,  «всегда честные». Это свидетельствует о том, что мальчики и девочки  не всегда достаточно критичны  к себе.

      Наглядно результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников

      Таким образом, очень высокий уровень развития самооценки  показали  мальчики. Мальчики правильно соотносят свои возможности и способности, достаточно критически относятся к себе, стремятся реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараются ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Высокий уровень развития самооценки одинаково показали мальчики и девочки. Дошкольникам свойственна потребность, в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Средний уровень развития самооценки   показали больше девочки. Они уважают себя и знают свои слабые стороны и стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию. В результате исследования никто из дошкольников не показал низкий уровень развития самооценки. Это может свидетельствовать о том, что у них нет комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе.

      Результаты  исследования оцениваемых родителями качеств личности дошкольников представлены  в таблице 2.

Таблица 2

          Результаты исследования оцениваемых родителями качеств личности дошкольников (%).

Уровень развития оцениваемых качеств мальчики девочки
Очень высокий 40 60
Высокий 33,3 26,6
Средний 26,6 13,3
Низкий 0 0
Очень низкий 0 0
 

Результаты  индивидуальной диагностики представлены в приложении 2.

      Как видно из результатов представленных в таблице 2 родители очень высоко оценивают девочек – 60 %, а мальчиков – 40 %. Это связано с тем, что девочки более активно общаются, чаще  требуют информации или оценки и больше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками обоего пола. Возможно, мальчики не раскрывают своих личных мыслей и чувств родителям и сверстникам так легко, как это делают девочки. Мальчики и девочки осваивают социальный мир – сначала детский, а затем взрослый.  Может быть девочки, созревая раньше мальчиков и в личностном отношении, больше ориентируются на мир взрослых и поэтому  больше им доверяют.

      Родители  заинтересованы в делах и планах своего ребенка, высоко оценивают качества ребенка. Они могут побуждать своего ребенка, в зависимости от его пола, быть или «настоящим мальчиком» - сдержанным, уверенным в себе, практичным и напористым или «настоящей девочкой» - нежной, зависимой, разговорчивой и непрактичной.

      Высокий уровень оцениваемых качеств личности,  больше у мальчиков – 33,3 %. Родители  замечают  успехи своих детей. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к своему ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

      Результаты  исследования  оцениваемых  родителями качеств личности   на среднем уровне преобладают у мальчиков – 26,6 %.  Это говорит о том, что родители оценивают мальчиков более или менее благополучно, хотя могут проявлять неуверенность. Они  знают   их  слабые стороны. Родителям нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему и одобряют его интересы и планы.

      Общество предписывает мальчикам добиваться успеха, быть уникальными, неповторимыми, и это действует как постоянное подкрепление: если индивид соответствует стереотипу, он получает положительное подкрепление, если же нет – следует негативная оценка личности.

      Низкий  уровень развития оцениваемых качеств  у мальчиков и у девочек  – 0 %. Это значит, что родители не воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им не кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей и оцениваемых качеств.

      Из  результатов исследования оцениваемых  качеств видно, что родители  больше оценивают девочек, чем мальчиков. Девочки более активно общаются, чаще  требуют  информации или оценки и больше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками. Результаты исследования оцениваемых качеств личности  на среднем уровне преобладают  у мальчиков.  Это говорит о том, что  родители оценивают мальчиков более или менее благополучно, хотя могут проявлять неуверенность. Низкий уровень развития оцениваемых качеств у дошкольников не преобладает. Это значит, что родители не воспринимают своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым.

      Наглядно  результаты исследования оцениваемых  родителями качеств личности дошкольников   представлены на рисунке 2.

Информация о работе Исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников