Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:24, курсовая работа
Для достижения цели проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие самооценки
2. Выделить и изучить психологические особенности общения как коммуникации
3. Охарактеризовать гендерные различия дошкольного возраста
4. Рассмотреть роль самооценки в коммуникации
5. Организовать и рассмотреть методы исследования
6. Описать анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
1.1. Особенности самооценки 6
1.2. Коммуникативная сторона общения у дошкольников 11
1.3. Гендерные различия дошкольного возраста 16
1.4. Роль самооценки в коммуникации 20
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования гендерных различий самооценки у дошкольников 24
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников 31
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников 33
Заключение и выводы 40
Список использованной литературы 43
Рисунок 2. Результаты исследования оцениваемых родителями качеств личности дошкольников
Таким образом, очень высокий уровень оцениваемых качеств личности показали девочки. Они более активно общаются, чаще требуют информации или оценки и больше общаются как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом для девочек характерно то, что, в отличие от мальчиков, они одинаково активно общаются со сверстниками обоего пола. Результаты исследования оцениваемых качеств личности на среднем уровне преобладают у мальчиков. Это значит, что родители оценивают мальчиков более или менее благополучно, хотя могут проявлять неуверенность. Они знают их слабые стороны.
По
результатам исследования самооценки,
очень высокий уровень развития показали
мальчики. Мальчики больше ценят,
уважают себя и довольны собой. Согласно
возрастной норме, самооценка дошкольника
высокая. Такая самооценка является
итогом постоянного поиска реальной меры,
т.е. без излишней критичности к своему
общению, поведению, деятельности. Для
дошкольного возраста такой уровень развития
самооценки является наилучшей для конкретных
условий и ситуаций. В результате исследования
низкий уровень развития самооценки среди
мальчиков и девочек – 0 %. Это может свидетельствовать
о том, что у них нет комплекса неполноценности,
устойчивой неуверенности в себе. Очень
высокий уровень оцениваемых качеств
личности родителями показали девочки.
Возможно, это связано с тем, что девочки
более активно общаются, чаще требуют
информации или оценки и больше общаются
как со взрослыми, так и со сверстниками.
2.3. Анализ результатов исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Наряду с изменениями, происходящими в отношениях ребенка со взрослыми, наблюдается возникновение существенного и довольно постоянного интереса к другим детям, потребности в общении с ними. В этом возрасте проявляются достаточно сильные индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. На протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе. В эти годы у детей формируются ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими по их представлениям – они должны быть. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Самооценка дошкольников часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими.
Результаты
исследования гендерных различий коммуникативных
способностей у дошкольников представлены
в таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования гендерных различий коммуникативных способностей у дошкольников (%).
Уровень общительности | мальчики | девочки |
Высокий | 60 | 66,6 |
Средний | 40 | 33,3 |
Низкий | 0 | 0 |
Результаты индивидуальной диагностики представлены в приложении 3.
Как видно из результатов представленных в таблице 3 у дошкольников уровень коммуникативных способностей находится на высоком уровне. Девочки проявляют немного больше общительности со сверстниками обоего пола, чем мальчики – 66,6 %. Общительность в самом широком смысле – это психическая готовность к организаторской и коммуникативной деятельности. Поэтому, в зависимости от психического состояния и настроения дошкольники будут проявлять открытость, готовность идти на контакты со сверстниками.
Средний уровень коммуникативных способностей у мальчиков – 40 %, а у девочек – 33,3 %. Это значит, что в зависимости от различных ситуаций мальчики проявляют либо общительность, либо замкнутость. Первая помогает, а вторая мешает установлению нормальных личных связей с окружающими людьми. Они будут строить свои взаимоотношения по-разному: у одних будет доминировать открытость, т.е. внешние компоненты отношений, у других – напротив, внутренние, скрытые. Дошкольники могут проводить время в одиночестве и чувствовать себя значительно лучше в узком семейном или дружеском кругу, чем в большой компании, либо избегать общества других людей.
В результате исследования у дошкольников не проявляется низкий уровень коммуникативных способностей. Это значит, что на протяжении дошкольного возраста резко изменяются содержание и формы активности ребенка в его общении с другими людьми и в его отношении к самому себе
Наглядно результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников
Таким
образом, у дошкольников уровень коммуникативных
способностей находится на высоком уровне.
Они будут проявлять открытость, готовность
идти на контакты со сверстниками. Хотя
дошкольники включены в более широкий
круг общения, но не все обладают высоким
развитием коммуникативных способностей.
Это значит, что в зависимости от различных
ситуаций студенты будут проявлять либо
высокую общительность, либо низкую, т.е.
замкнутость.
2.4. Сравнительный анализ результатов исследования гендерных различий взаимосвязи самооценки и коммуникативных способностей у дошкольников
Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека – потребностью в самоутверждении, со стремлением найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительная устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов.
Можно предложить, что не успешность в общении, а также неблагополучный социальный статус (прежде всего общение с родителями и сверстниками) является основным источником тревожности и неуверенности в себе. Возрастание тревожности может обусловливаться, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Неуверенность будет высокой тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению с ней более негативный характер.
Мы провели исследование для установления гендерных различий взаимосвязи самооценки, а также оцениваемых родителями качеств личности дошкольников и коммуникативными способностями. Математическое исследование проводили по Q - критерию Розенбаума. Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых.
Результаты исследования гендерных различий самооценки у дошкольников представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели Q - критерий Розенбаума по методике «Какой Я?»
Q - эмпирическое | 3 |
Q - критическое | 6 (р<0,05)
9 (р<0,01) |
В результате математического исследования по методике «Какой Я?» мальчики не превосходят девочек по уровню выраженности самооценки. Таким образом, Q эмпирическое меньше Q критическое (Qэмп. < Q кр ). Отсюда следует, что Q эмпирическое попадает в зону незначимости, поэтому принимается нулевая гипотеза о сходстве, т.е. можно утверждать, что различия по показателям самооценки между мальчиками и девочками отсутствуют.
Результаты исследования оцениваемых родителями качеств личности дошкольников представлены в таблице 5.
Таблица 5
Показатели Q - критерий Розенбаума по методике методике «Какой Я?»
Q - эмпирическое | 2 |
Q - критическое | 6 (р<0,05)
9 (р<0,01) |
В результате математического исследования по методике «Какой Я?» оцениваемые родителями качества личности мальчиков не превосходят девочек по уровню выраженности самооценки. Таким образом, Q эмпирическое меньше Q критическое (Qэмп. < Q кр ). Отсюда следует, что Q эмпирическое попадает в зону незначимости, поэтому принимается нулевая гипотеза о сходстве, т.е. можно утверждать, что различия по показателям оцениваемых родителями качеств личности между мальчиками и девочками отсутствуют.
Результаты исследования коммуникативных способностей у дошкольников представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели Q - критерий Розенбаума по методике «Коммуникативные способности»
Q - эмпирическое | 2 |
Q - критическое | 6 (р<0,05)
9 (р<0,01) |
В результате математического исследования по методике «Коммуникативные способности» мальчики не превосходят девочек по уровню выраженности коммуникативных способностей. Таким образом, Q эмпирическое меньше Q критическое (Qэмп. < Q кр ). Отсюда следует, что Q эмпирическое попадает в зону незначимости, поэтому принимается нулевая гипотеза о сходстве, т.е. можно утверждать, что различия по показателям коммуникативных способностей между мальчиками и девочками отсутствуют.
Так же для исследования взаимосвязи гендерных различий между показателями самооценки, а также оцениваемых родителями качеств личности дошкольников и коммуникативными способностями было проведено корреляционное исследование. Результаты исследования мальчиков представлены в таблице корреляционной матрице.
Таблица 7
Корреляционная
матрица мальчиков
мальчики | самооценка | оценив.кач | ком.спос |
самооценка | 1 | ||
оценив.кач. | -0,15527993 | 1 | |
ком.спос | 0,43650074 | -0,26684 | 1 |
В корреляционной матрице одна положительная связь, что характеризует прямо пропорциональную зависимость и 2 отрицательные связи, т.е. обратно пропорциональная зависимость. Существует положительная связь между самооценкой и коммуникативными способностями. Это значит, что чем больше мальчики будут правильно соотносить свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, стараться ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить, тем больше будут стремиться к общению, установлению, поддержанию и сохранению хороших личных взаимоотношений с людьми. Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно. В корреляционной матрице 2 отрицательные связи. Первая отрицательная связь между самооценкой и оцениваемыми родителями качествами личности дошкольника. Она обозначает, что чем больше мальчики будут оценивать себя, свои возможности и качества, тем меньше у них выражены оцениваемые родителями качества личности. Родители будут воспринимать своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Им кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей и оцениваемых качеств. Возможно, мальчики не раскрывают своих личных мыслей и чувств родителям. Вторая отрицательная связь между оцениваемыми родителями качествами личности и коммуникативными способностями. Это значит, что чем больше родители будут оценивать мальчиков, тем меньше у них будут выражены коммуникативные способности. Они не будут стремиться к общению, установлению, поддержанию хороших личных взаимоотношений с людьми.