Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога

Автор: b**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………………………..3
II.Теоретическая часть……………………………………………………………………..4
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………………..7-8
II.3. Виды сказок……………………………………………………………………………9-10
II.4.Функции сказок………………………………………………………………………11-14
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………………………………….24-25
IV.Список литературы………………………………………………………………………..26
V.Приложение…………………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Исп.псих-х сказок.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

       Сказка  на данном этапе может сочиняться устно. Сказка может помочь человеку занять активную позицию по отношению  к собственной жизни. На первоначальном этапе психологического консультирования в школе лучше начинать с притчей, коротеньких сказок, сочиняет сказку, в которой предлагает и/или внушает метафорическое решение этой проблемы.  Также возможно психоконсултирование детей младшего школьного возраста. В таком случае сказка используется как метафора. Тексты и образы вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры могут быть обсуждены. Так же возможно рисование по мотивам сказки. Свободнее ассоциации проявляются в рисунке, дальше возможен анализ полученного рисунка. Обсуждение поведения и мотивов действия персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей в поведении   человека , выявляет систему оценок человека в категориях хорошо – плохо. Проигрывание эпизодов сказок  так же полезно так как дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоциональные значимые ситуации и проигрывать эмоции. Использование сказки как притчи нравоучения. Может быть подсказкой с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.. Творческа работы по сказкам   - дописывание переписывание  анализ итд так же могут быть использованиы в консультировании.

       24

       III .Заключение.

       Исследуя  данную тему, я пришла к выводу, что  цель моей работы достигнута.Я познакомилась  с методом сказкотерапии и  рассмотрела как она применяема в  психологической работе в школе. Задачи, которые я ставила перед собой реализованы.

       Изучила, какие существуют виды сказок, их функции, формы работы со сказками. Рассмотрев данную тему, я сделала следующие выводы:

  • Использование сказки в школьном пространстве может быть в следующих направлениях: Психодиагностика, психологическое консультирование, Психопрофилактика и психокоррекция. тесты помогают собрать важную информацию о внутреннем мире человека.
  • Психолог в школе выполняет следующие цели - Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, в решении личностных проблем и проблем в общении. Содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков необходимых для развития карьерного роста, достижения успех в жизни
  •          Сказка выполняет следующие функции: Сказка восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией.  Сказка позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории.  Сказка позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.  Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним
  • Выделяются следующие виды сказок: психотерапевтические, художественные, дидактические, психокоррекционные.
  • Существуют такие формы работы со сказками как анализ сказок, переписывание, дописывание сказок, постановка сказок, рассказывание сказок.
  • Прежде чем начать работать со сказкой необходимо проделать разогревающую работу, которая заключается в предварительном чтении сказки, сказочных игр, знакомстве со сказкой.
  • школьный психолог может использовать сказочные тесты  работая с начальной школой, так будет проще найти общий язык с ребенком и выявить существующие проблемы или интересующие аспекты личности ребенка.   Очень часто ребенку даются такие задания: Нарисовать  сказочную страну, Нарисовать иллюстрацию к сказки, Нарисовать сказочного героя.

    25

  • Написание, сочинение сказки является актом творческого самовыражения, что очень полезно в целях профилактики
  • Сказка для консультирования можно использовать на различных этапах консультирования. На стадии установления контакта психолог может сказать, что  и любит использовать их в своей работе. Сказка может быть использована на стадии формулирования первоначального запроса. Также возможно психоконсултирование детей младшего школьного возраста. В таком случае сказка используется как метафора. Тексты и образы вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка, и затем эти метафоры могут быть обсуждены.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       26

       IV. Список литературы:

       1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие  самосознания через психологическую  сказку. —

       М.: Ось-89, 2001. 180 с.

       2. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия.  Дым старинного камина (сказки  доктора Балу). —

       СПб.: Речь, 2002. 255 с.

       3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — СПб.: Речь, 240 с.

       4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказкой. - СПб.: Речь, 2008.-240 с.

       5.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Основы сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2007.-176 с.

       6.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,  Грабенко Т.М.Игры в сказкотерапии.- СПБ.: Речь, 2008.- 208 с.

       7. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. — М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

       15. Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзен. М.: Эксмо, 2002.

        8.Короткова Л.Д. Сказка — для  светлого ума закваска. — М.: Педагогическое  общество России, 2001.

       9. Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи, сказки, сны, парадоксы, афоризмы. — М.: Совершенство, 1997.

       10. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. —

       М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

       11. Оуэн Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей, терапевтов  и думающих людей. —

       М.: Эксмо, 2002.

       12. Рабочая книга школьного психолога  / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с

         13.Франц М.-Л. фон. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. — СПб., 1998.

       14.Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. — СПб.: Речь, 2002. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

Информация о работе Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога