Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога

Автор: b**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………………………..3
II.Теоретическая часть……………………………………………………………………..4
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………………..7-8
II.3. Виды сказок……………………………………………………………………………9-10
II.4.Функции сказок………………………………………………………………………11-14
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………………………………….24-25
IV.Список литературы………………………………………………………………………..26
V.Приложение…………………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Исп.псих-х сказок.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

       3. Нарушение - Побежала Аленушка  с подружками, заигралась 

       4. Выведывание - Стала ведьма вызнавать,  выспрашивать.

       5. Выдача - "Но царевна все ж  милее..."

       6. Подвох - Волк подражает голосу  мамы-козы.

       7. Пособничество - Царевна ест предложенное старухой яблочко

       8. Вредительство (или недостача) - Схватили  гуси-лебеди Иванушку; заболел царь  тяжкой болезнью.

       Эти 8 функций образуют подготовительную часть, следующие 3 функции - завязка:

       9. Посредничество - "Иди, Марьюшка, братца искать..."

       10. Начинающееся противодействие - "Позволь мне, царь, попытать  счастья..."

       11. Отправка - Царевич отправился в  путь (9)

       Далее следует основная часть:

       12. Первая функция дарителя - Стала  Баба-Яга вопросы спрашивать;

       13. Реакция героя - "Ты б меня сперва накормила, напоила...";

       14. Получение волшебного средства - Дал старичок Ивану коня; "Только  скажи: по щучьему велению,  по моему хотению..."

       13

       15. Перемещение в иное царство  - Долго ли шла Марьюшка, коротко,  уже три пары башмаков истоптала;

       16. Борьба - Стал Иван биться со  змеем-Горынычем;

       17. Клеймение - Расцарапал ему Змей  всю щеку;

       18. Победа - Завертелся Кощей волчком  и сгинул.

       19. Начальная беда или недостача  ликвидируется - Вышла к Ивану  из подземелья Царь-девица. (9)

       20. Возвращение - Сели они на ковер-самолет, поднялись в воздух и полетели домой.

       21. Погоня - Бросились гуси-лебеди в  вдогонку.

       22. Спасение - Бросила она зеркальце,  разлилось море; ведьма море пила-пила

       23. Неузнанное прибытие - Приехал в  родной город, но домой не пошел, стал учеником у портного.

       24. Необоснованные притязания - Генерал  заявляет царю: "Я - змеев победитель".

       25. Трудная задача - "Кто поднимет  змеиную голову - тому и царевна  достанется"

       26. Решение - Подошел Иван, только  тронул...

       27. Узнавание - Показал он заветное колечко, узнала его царевна.

       28. Обличение - Рассказала все царевна,  как было.

       29. Трансфигурация - Искупался Иван  в молоке, вышел молодцем лучше  прежнего.

       30. Наказание - Посадили служанку  в бочку, скатили с горы (9)

       31. Свадьба, воцарение - Получил Иван царевну и полцарства

       14

       Не  все функции присутствуют всегда, но число их ограничено и порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен.

       Выделяют  большое количество функций сказок: восполнение пробелы индивидуальной истории клиента,  актуализирование вытесняемых клиентом моменты личной истории. Формирование нового взгляд на ситуацию, переход на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.(9) Но прежде чем работать со сказкой необходимо знать приемы работы со сказками, каким образом использовать ресурс сказки, какие вообще существуют виды работ со сказкой. 

       II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками.

       Рассказывание сказок.

       Среди задач, которые выполняют рассказывание сказок выделяются такие как : выяснение актуальной проблематики ребенка, подростка и взрослого, путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорки интонационных акцентов, развитие фантазии и воображения, умение выражать свои мысли, развитие памяти и внимания, развитие способности слушать другого, сплочение группы, развитие умение встать на место другого человека, посмотреть на мир глазами другого человека.

       Важны актерские умения и навыки, вжиться  в  образ героев, передавать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые  акценты. Каждый человек рассказывает по – своему, бессознательно расставляя акценты в тех местах, которые соответствуют его проблематики, переносит свое отношение к событиям, свои внутренние ценности.(5)

       Зная  смысл сказочных ситуаций, какие из них смогут продвинуться  в решении проблем человека, психолог расставляет акценты. таким образом у человека активизируется собственные бессознательные процессы,  способствующие его личностному росту. в рассказывании сказок выделяется индивидуальная и групповая работа. Процедура состоит в следующем ребенку или группе предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица. В случае групповой работы каждый участник рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки спонтанно, Если рассказывание ведется в детской группе, ведущий участвует в рассказывание, если рассказывание ведется в подростковой группе, ведущему не следует учувствовать в  рассказывании. (5) Если групповое рассказывание ведется у подростков, то ведущему лучше не учувствовать, т.к. в процессе наблюдения, возможно, узнать много полезной информации. Процесс группового рассказывания может сопровождаться процессом рисования, который дает информацию о распределение между детьми ролей в

       15

       группе, кто лидер, кто ведомый, кто желает быть в тени, кто прислушивается к окружающим ит. Наблюдение за рисованием дает информацию о сплоченности группы.

       Анализ  сказок

       Цель  в осознании, интерпретации того, что стоит за каждой сказочной  ситуации, конструкцией сюжета, поведением героев. Читая детям сказки, мудрые родители и педагоги создают  в бессознательном запас жизненной прочности, символический банке

       жизненных ситуаций. Если сказки не анализировать, многие смыслы и уроки останутся  неосознанными.  Анализ сказок может привнести в жизненную практику много информации. Уровень развития  интеллекта у подростков  и взрослых позволяет постигать скрытие уроки сказок, мифов, притч. Анализ сказок будет работать на процесс формирования ценностных ориентиров, на расширение сознания. Расшифровка глубинной, архитепической природы сказочных образов дает нам возможность понимание сложнейших человеческих мотиваций и жизненных законов. Исследование сказок  погружает нас в мир древних символов позволяют узнать символ психологический метафор. Понимание метафор так же необходимо для родителей. Какие сказки мы выбираем для чтения  является бессознательным побуждением Процесс анализа увлекателен, но детям иногда бывает трудно анализировать, поэтому необходимо разбавлять другими приемами.(11)

       Аналзируеться сказка по нескольким уровням.

       Актуальный» анализ

       Этот  уровень анализа можно назвать  «актуальным» исходя из слова «actual»  — «действительный», «настоящий», «актуальный  в данное время». Рассматриваемое  нами поле при этом ограничено непосредственной ситуацией, в которой находится автор сказки. При этом, конечно, стоит понимать, что человек одновременно находится во множестве ситуаций, которые сосуществуют на разных уровнях. Но в конкретной сказке проявляется, как правило, именно та актуальная ситуация, которая в определенном смысле «самая актуальная», то есть чаще всего наиболее эмоционально заряженная.(8)

       Статусный»  анализ

       На  этом уровне мы концентрируем свое внимание на «статусе» героя сказки и ее автора, то есть на его групповой роли, месте в иерархии. Как правило, сказка обязательно содержит подобную информацию, особенно сказка, сочиненная в несформированной, «сырой» группе, где вопрос статуса неясен и потому тревожен. В каждой группе существуют определенные «места», которые практически одинаковы для любой группы, вне зависимости от того, что это — школьный педсовет, группа туристов или семинар по

       16

       сказкотерапии. Эти «статусные» места концентрируются, во-первых, вокруг «верхушки», где восседает  «вождь», «первая жена» или «первый советник», «помощник психотерапевта» и так далее. Существует, как правило, край «оппозиции», то есть конкурирующих с верхушкой за власть персонажей, среди которых могут быть «самый умный», «отцеубийца» и прочие. Существует, безусловно, «серое» большинство, законопослушное, пассивное, в среде которого характеры и роли проявляются неярко — до поры до времени. Есть «маргиналы», «беглецы», «аутсайдеры» — те, кто заявляет свое право на нахождение вне социума, находясь при этом внутри.

       Базовый миф

       В анализе сказки бывает очень полезно сведение ее к некоему «базовому» мифу, к архетипу. Не существует единого списка «базовых мифов», но во всяком случае к ним относятся основные сюжеты древних мифологий и «больших» религий. Подобный прообраз можно установить в большинстве случаев, и это дает нам знание истоков и последствий сказочной ситуации, а также значимые ассоциации из мифологии.(8)

       Анализ  ситуации анализа

       В анализ необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО включать саму ситуацию рассказывания сказки, групповую бессознательную реакцию на нее, процесс ее обсуждения, а также очень часто проигрывание того же сюжета. Молчание, суетливость, игнорирование, ссоры и так далее — все это почти наверняка имеет самое непосредственное отношение к «посылу» сказки и очень часто просто является проигрыванием того же сюжета, который описывается сказкой. Для многих людей такой параллелизм «сказки» и «реальности», когда его удается наглядно продемонстрировать, является чем-то вроде «фокуса»; мне же гораздо более странной кажется ситуация, когда между сказкой и сюжетом вокруг нее похожестей и пересечений не видно.(8)

       Переписывание сказок.

       Переписывание  и дописывание сказок имеет смысл  тогда, когда ребенку чем –  то не нравиться сюжет, поворот событий, конец сказки. Для того, чтобы  переписывать сказку выбирается тот этап в развитии сказочного сюжета после которого все пошло не так, как хотелось бы взрослому или ребенку. С того момента человек начинает генерировать  идеи относительно того,  как альтернативно могли бы развиваться события. Переписывая сказку человек сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. Для детей и взрослых с нестабильным эмоциональным состоянием, депрессией, пониженным тонусом характерно переписывать сказки с хорошего конца на

       17

       плохой. Это является их проблемного состояния. Переписывание сказок может быть очень полезным в том случае, если какая - то сказка является жизненным сценарием и не дает человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. Переписывание сказки полезно в работе с особыми  детьми, с отклонениями в развитии. Многие сказки непонятны, поэтому стиль адаптируется для их восприятия. (5)

       Можно переписывать сказки  в стихах, различных литературных стилях, развивая свои творческие способности. Переписывая сказку, ребенок или взрослый сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию конец. Он находит то вариант который позволяет освободиться от внутреннего напряжения. В этом психокоррекционный смысл переписывания сказки. Для детей и взрослых с нестабильным эмоциональным состоянием, понижением жизненного тонуса или находящегося в состоянии депрессии бывает характерно переписывание сказок с хорошим концом на плохой. Это является отражением их проблематики и состояния. Работать с таким ребенком необходимо индивидуально. Постепенно выводя из сложного состояния, вырабатывать позмитивнй взгляд на мир , можно добиться того, что они начнут допускать и принимать хороший конец в сказках.(5)

       Переписывание сказок полезно в работе с особыми детьми, с глубокими проблемами интеллектуального развития. Многие сказки, ситуации им непонятны. Поэтому стиль и сюжет адаптируется для их восприятия. Можно переписывать известные сказки в стихах и различных литературных стилях, совершенствуя собственные творческие возможности.

       Сочинение сказки.

       Многие  родители упрекают своих детей в  склонности к излишнему фантазированию и витанию в облаках. Часто  детские фантазии и истории являются актом самотерапии, ибо в образной форме ребенок проговаривает волнующие его вопросы и пробует найти на них ответы.

       Сказки, сочиняемые нами нетолько отражают нашу внутреннюю реальность, проблемы, но и активизируют бессознательные процессы, способствующие личностному развитию и разрушению затруднений.(7)

       В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный  герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах  покидает дом, отправляясь в путешествия. Во время странствий он приобретает  и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло, и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в

Информация о работе Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога