Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога

Автор: b**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………………………..3
II.Теоретическая часть……………………………………………………………………..4
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………………..7-8
II.3. Виды сказок……………………………………………………………………………9-10
II.4.Функции сказок………………………………………………………………………11-14
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………………………………….24-25
IV.Список литературы………………………………………………………………………..26
V.Приложение…………………………………………………………………………………27

Работа содержит 1 файл

Курсовая Исп.псих-х сказок.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

       7

       возникнуть  у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

       Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей  с основными закономерностями и  условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

       Одной из задач психолога является составление  программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части  собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

       Работа  школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег. (12)

       В данной главе были   рассмотрены  и определенны  направления и  цели работы психолога в школе, среди  которых психологическое консультирование, психокоррекционная работа, психодиагностическая работа, направленная на анализ причин возникновения проблем, а так же Психопрофилактика. Прежде чем применять сказки в психологической работе необходимо познакомиться с основами сказкотерапии и понятием сказки. К этой теме мы перейдем в следующей главе. 

         II.2. Понятие сказки и сказкотерапия. 

       Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде

       8

       информацию  о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей.

       Сказка  целевым назначением нужна для  подсознательного или сознательного  обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.(5)

       Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.  Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия идеально подходит и детям и взрослым, и людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования, ведь мы знакомимся с языком сказок куда раньше, чем научаемся читать и считать.

       Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт со своим клиентом, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить открыто.(7)

       Сказкотерапия помогает максимально безопасно  вскрыть и обозначить проблему клиента, начать незамедлительную работу даже в тех случаях, когда речь идёт о сильных стрессовых ситуациях и конфликтах. Сказкотерапия дает возможность тонкого присоединению к клиенту, сказкотерапевт достигает поставленной задачи в наикратчайшие сроки. Уже после первой консультации на лицо улучшение эмоционального состояния, снятие негативного психического напряжения.

       Сказкотерапия создаёт безопасную среду, в которой  клиент получает возможность раскрыть и исследовать свою личность, выявить  и развить её ресурсы. Атмосфера  волшебства и сказочности часто  используемая в сказкотерапии позволяет  выйти за те искусственные рамки, что выстраивает клиент, расширить фокус его внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.(5) 
 

       9

       Сказкотерапия позволяет исследовать и расшифровать смыслы легенд, мифов, былин и притч, но не только. Психолог вместе с клиентом выстраивают мостик между сказочной реальностью и жизнью клиента. Это шанс связать сказочные события с событиями и поведением человека, а значит усвоить и применить на практике всю мудрость, скрытую в сказках.

       Сказкотерапию используют и в воспитании, и в  образовании, и в развитии, и в  тренинговом воздействии, и как  инструмент психотерапии.(1)

       Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из  уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму  необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.  Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.(3)

       Сказкотерапевт  в своей работе затрагивает сразу  несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать  ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту. 

       10

       Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. В сказкотерапии применяются различные виды сказок, которые будут рассмотрены в следующей главе. 

       II.3. Виды сказок.

       Художественные  сказки, созданные мудростью народа и авторские сказки.  Сказки, мифы, притчи. Успешно служат для психологического консультирования . Имеют дидактический , психокоррекционный и психотерапевтический и медитативный аспекты.

       Народные. Наиболее народные древние сказки в  литературе называются мифами. Народные сказки несут важные идеи такие как:  окружающий мир живой(это важно для формирования бережного отношения к тому, что нас окружает, разделение добра и зла( идея важна для поддержания бодрости духа, (6)

       Психотерапевтические сказки это сказки раскрывают глуббиный смысл происходящих событий. Они имеют следующие цели: обращение к глубинному Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим содержаниям; стремление помочь в более осознанном отношении к самому себе, миру, другим людям, а при необходимости — в изменении этого отношения; оказание психологической поддержки и избавление от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной травмой. Психотерапевтические сказки часто имеет форму притч. Они являются наиболее важными и глубокими и обладают самой большой силой воздействия.(8)Психокоррекционные  сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. В психокоррекционных сказках слушателю (читателю) обычно преподносится модель поведения, которую он может использовать для преодоления имеющихся у него трудностей. При этом события, происходящие с героем, должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои собственные переживания, отдельные психологические характеристики. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

       Итак, существуют психокоррекционные, психотерапевтические, народные, художественные, дидактические сказки. У каждой сказки есть какое либо значение, об их функциях пойдет речь в следующей главе.

           11

       II.4.Функции сказок.

       Функция — это работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-либо.

         Среди функции психотерапевтических сказок выделяются следующие:

         Сказка восполняет пробелы индивидуальной  истории клиента и дополняет  ее общечеловеческой информацией.

         Сказка позволяет актуализировать  вытесняемые клиентом моменты  личной истории. 

         Сказка позволяет сформировать  новый взгляд на ситуацию и  перейти на новый уровень ее  осознания, моделируя более конструктивное  отношение и поведение. 

         Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним. (9)

         Сказка является символическим  «буфером» между клиентом и  сказкотерапевтом. Благодаря этому  сопротивление клиента сглаживается  и энергия направляется на  размышление. 

         Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

         Сказка формирует Веру в позитивное  разрешение проблемы

         Помимо прямых функции сказок, в самой сказке тоже есть  определенные функции главных  героев сказки, которые помогают  в анализе сказок. Функцияэто поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:

       1. Постоянными, устойчивыми элементами  сказок служат функции действующих  лиц, независимо о того, кем  и как они выполняются. Они  образуют основные составные  части сказок.

       2. Число функций, известных волшебной  сказке, ограничено.

       3. Последовательность функций всегда  одинакова. 

       Далее, он взял далеко не все сказки, а так  называемые "волшебные", к тому же "классические". То есть те, которые  нам самые родные. Непосредственно он основывался

       12

       на  сотне русских сказок из сборника Афанасьева. И из них он выделил 31 функцию действующих лиц:

       Название  функции по Проппу: Пример:

       1. Отлучка - Уезжают родители; царь  отправляется на войну. 

       2. Запрет - "Не заходи только в  десятую комнату"; "Не ходи со двора".

Информация о работе Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога