Автор: b**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».
I.Введение…………………………………………………………………………………..3
II.Теоретическая часть……………………………………………………………………..4
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………………..7-8
II.3. Виды сказок……………………………………………………………………………9-10
II.4.Функции сказок………………………………………………………………………11-14
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………………………………….24-25
IV.Список литературы………………………………………………………………………..26
V.Приложение…………………………………………………………………………………27
7
возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
Одной
из задач психолога является составление
программы собеседования с
Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег. (12)
В
данной главе были рассмотрены
и определенны направления и
цели работы психолога в школе, среди
которых психологическое
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия.
Психологические сказки — особый тип сказок. Психологическая сказка определяется как содержащая вымысел авторская история, содействующая оптимальному ходу естественного психического развития детей и передающая в метафорическом виде
8
информацию о внутреннем мире человека. Основная цель психологической сказки — влияние на личностное развитие путем помощи в осознании своих особенностей.
Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребенка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.(5)
Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения. Так как сказки, в широком смысле, окружают человека всю его жизнь, то это направление не имеет возрастных ограничений. Сказкотерапия идеально подходит и детям и взрослым, и людям с высшим образованием и не имеющим никакого образования, ведь мы знакомимся с языком сказок куда раньше, чем научаемся читать и считать.
Сказкотерапия позволяет психологу установить идеальный контакт со своим клиентом, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор. Сказкотерапия позволяет ловко обойти психологическое сопротивление клиента и даже поработать с проблемой, которую по той или иной причине клиент пока не готов озвучить открыто.(7)
Сказкотерапия помогает максимально безопасно вскрыть и обозначить проблему клиента, начать незамедлительную работу даже в тех случаях, когда речь идёт о сильных стрессовых ситуациях и конфликтах. Сказкотерапия дает возможность тонкого присоединению к клиенту, сказкотерапевт достигает поставленной задачи в наикратчайшие сроки. Уже после первой консультации на лицо улучшение эмоционального состояния, снятие негативного психического напряжения.
Сказкотерапия
создаёт безопасную среду, в которой
клиент получает возможность раскрыть
и исследовать свою личность, выявить
и развить её ресурсы. Атмосфера
волшебства и сказочности часто
используемая в сказкотерапии позволяет
выйти за те искусственные рамки, что
выстраивает клиент, расширить фокус его
внимания и арсенал возможностей. Это
помогает увидеть другие возможные пути
развития событий и решения жизненных
проблем.(5)
9
Сказкотерапия
позволяет исследовать и
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.(1)
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.(3)
Сказкотерапевт
в своей работе затрагивает сразу
несколько уровней. С одной стороны,
в сказке клиент проявляет свои архетипы
и социальные установки, они ярко
отображаются и могут оказывать
ключевое влияние на сюжет, с другой
стороны сказка затрагивает ранние
детские переживания и в сюжете можно
проследить генезис личности клиента,
в третьих, клиент наполняет сказку своим
актуальным содержанием. В содержании
сказки можно рассмотреть, чем сейчас
живет клиент, какие у него основные переживания.
И тогда уже сказкотерапевт принимает
решение, какому слою уделять на сессии
внимание, в зависимости от того, что сейчас
будет наиболее полезно клиенту.
10
Сказкотерапия
– это направление практической
психологии, использующее ресурсы сказок
для решения целого ряда задач: воспитание,
образование, развитие личности и коррекция
поведения. В сказкотерапии применяются
различные виды сказок, которые будут
рассмотрены в следующей главе.
II.3. Виды сказок.
Художественные сказки, созданные мудростью народа и авторские сказки. Сказки, мифы, притчи. Успешно служат для психологического консультирования . Имеют дидактический , психокоррекционный и психотерапевтический и медитативный аспекты.
Народные. Наиболее народные древние сказки в литературе называются мифами. Народные сказки несут важные идеи такие как: окружающий мир живой(это важно для формирования бережного отношения к тому, что нас окружает, разделение добра и зла( идея важна для поддержания бодрости духа, (6)
Психотерапевтические
сказки это сказки раскрывают глуббиный
смысл происходящих событий. Они имеют
следующие цели: обращение к глубинному
Я ребенка, его важнейшим смыслообразующим
содержаниям; стремление помочь в более
осознанном отношении к самому себе, миру,
другим людям, а при необходимости — в
изменении этого отношения; оказание психологической
поддержки и избавление от страданий и
негативных переживаний, связанных с какой-либо
проблемной жизненной ситуацией или психоэмоциональной
травмой. Психотерапевтические сказки
часто имеет форму притч. Они являются
наиболее важными и глубокими и обладают
самой большой силой воздействия.(8)
Итак, существуют психокоррекционные, психотерапевтические, народные, художественные, дидактические сказки. У каждой сказки есть какое либо значение, об их функциях пойдет речь в следующей главе.
11
II.4.Функции сказок.
Функция — это работа, производимая органом, организмом; роль, значение чего-либо.
Среди функции психотерапевтических сказок выделяются следующие:
Сказка восполняет пробелы
Сказка позволяет
Сказка позволяет сформировать
новый взгляд на ситуацию и
перейти на новый уровень ее
осознания, моделируя более
Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним. (9)
Сказка является символическим
«буфером» между клиентом и
сказкотерапевтом. Благодаря этому
сопротивление клиента
Сказка служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.
Сказка формирует Веру в
Помимо прямых функции сказок, в самой сказке тоже есть определенные функции главных героев сказки, которые помогают в анализе сказок. Функцияэто поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Вот как сформулировал Пропп постулаты своей работы:
1.
Постоянными, устойчивыми
2.
Число функций, известных
3.
Последовательность функций
Далее, он взял далеко не все сказки, а так называемые "волшебные", к тому же "классические". То есть те, которые нам самые родные. Непосредственно он основывался
12
на сотне русских сказок из сборника Афанасьева. И из них он выделил 31 функцию действующих лиц:
Название функции по Проппу: Пример:
1. Отлучка - Уезжают родители; царь отправляется на войну.
2. Запрет - "Не заходи только в десятую комнату"; "Не ходи со двора".
Информация о работе Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога