Автор: b**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».
I.Введение…………………………………………………………………………………..3
II.Теоретическая часть……………………………………………………………………..4
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………………..7-8
II.3. Виды сказок……………………………………………………………………………9-10
II.4.Функции сказок………………………………………………………………………11-14
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………………………………….24-25
IV.Список литературы………………………………………………………………………..26
V.Приложение…………………………………………………………………………………27
Комитет по образованию города Санкт – Петербурга
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Педагогический
колледж № 1 им. Н.А.Некрасова
Курсовая работа
по психологии
тема: «Использование психотерапевтических сказок
в
работе школьного психолога»
Санкт - Петербург
2009
2
Содержание:
I.Введение……………………………………………………
II.Теоретическая
часть…………………………………………………………………
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2.
Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………
II.3. Виды сказок………………………………………………………………
II.4.Функции сказок………………………………………………………………
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………
IV.Список литературы……………………………………………………
V.Приложение………………………………………………
3
I.Введение.
Для курсовой работы я выбрала тему, раскрывающую применение психотерапевтических сказок в работе школьного психолога. Эта тема заинтересовала меня, так как я увлекаюсь изучением различных арт. - терапевтических методов в работе психолога, а сказка наиболее интересна для меня.
Моей целью являются познакомиться с понятием сказкотерапии и изучить основные направления психологической работы в школе. Моими задачами является рассмотреть виды терапевтических сказок, их функции, методы и формы работы с ними, а так же как сказки можно применить в работе школьного психолога.
Эта тема достаточно актуальна на данный момент т.к. сейчас все шире и шире сказки применяются в психологической и педагогической практике, потому что осознать и увидеть проблему, придумать способы её решения, так же сказки полезны не только в решении психологических проблем, но так же развивают творческие, эмоциональные способности человека. Сказка очень полезна в работе с маленькими детьми
Использование сказки в школе достаточно актуально, так как она дает великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Язык сказки естественно сближает ребенка и взрослого. Так же сказка способствует пробуждению творческих сил в человеке, дает волю фантазии, с помощью сказки можно излить тревожащие душу мысли. В сказочной форме легче увидеть свою проблему и принять её. С помощью сказок сформировался жизненный сценарий и с помощью сказки можно попытаться извлечь человека из неприятного сценария жизни.
Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».
Думаю, знания, приобретенные в ходе
изучения работы, пригодятся мне в дальнейшей
работе психолога. Данная работа может
быть полезна как дополнительный материал
студентам психологических факультетов,
преподавателям психологии, а так же все
кто интересуется вопросами сказкотерапии.
4
II.1. Направление работы школьного психолога.
II.1.1.Цели
и задачи психологической работы в школе.
Психолог — специалист с высшим гуманитарным образование, получивший подготовку в области научной и прикладной психологии. Как правило, психолог имеет специализацию в одной или нескольких областях практической психологии: детская психология, социальная психология или организационная психология. (12)
Деятельность психолога в учебном заведение направлена на совершенствование психологической службы совместно с педагогами и социальными работниками
В работе психолога выделяют следующие цели:
Профилактика и преодоление отклонений в социальной и психологическом здоровье учащихся
Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально психологического климата учебного заведения
Содействие педагогическим работникам, родителям в формировании у них принципов взаимопонимания, толерантности, милосердия, ответственности.
Оказание помощи учащимся в определении своих возможностей, в решении
личностных проблем и проблем в общении.
Содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков необходимых для развития карьерного роста, достижения успех в жизни.
Содействие
администрации и педагогическому коллективу
в создании социальной ситуации развития,
развитию личностных особенностей и сохранения
психического здоровья учащимся, их родителям,
и педагогическим работникам. (12)
Задачи:
формирование развивающего образа жизни личности в учебно-воспитательном учреждении;
обеспечение полноценного
обеспечение индивидуального
психолого-педагогическое
оказание помощи детям,
5
консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата;
важной задачей работы
В
зависимости от целей психологической
работы определяется, в каком направлении
будет работать психолог. Различные направления
рассмотрены в следующей главе.
II.1.2. Направления психологической работы
в школе.
Выделяются следующие направления работы психолога в школе.
Психодиагностика – углубленное психолого - педагогическое изучение обучающихся на протяжение всего периода обучения , определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциала и возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределение, а так же влияние причин и механизмов нарушения в общении, развитие, социальной адаптации.(12)
Психопрофилактика - повышение психологической компетенции всех участников образовательного процесса, предупреждение возникновения явления дезадаптации учащихся. Разработка конкретных рекомендаций педагогам , а так же родителям в вопросах воспитания, развития, обучения.(12)
Психологическое развитие и коррекция – активное воздействие на процесс развития личности в детском возрасте, сохранения индивидуальности.
Консультирование
- специально организованная беседа
психолога с клиентам, направленная
на разъяснение отдельного вопроса,
анализа проблемы, выработки рекомендаций
по решению проблем, так же в консультирование
реализуются следующие цели- нейтрализация
болезненно-напряженного состояния клиента,
успокоение, коррекция психического развития,
у детей. Консультации организуются с
ограниченным количеством лиц связанных
между собой профессионально-служебными
взаимоотношениями (администрацией и
учителем, учителем и учащимися), а так
же отношениями семейного характера (родителями
и детьми). Консультирование относиться
к индивидуальному методу психологической
работы.
6
Методическая работа - Освоение новых теоретических подходов и практических способов реализации этих подходов, содействие освоению способов учено – профессиональной деятельности участников межличного взаимодействия.
Субъекты – будущие
Субъекты, с которыми работает психолог это будущие первоклассники, дети девиантного поведения, дети с нарушением в поведенческой сфере, т е тревожные , гиперактивные ит., с одаренными детьми, старшеклассниками на этапе оптации, родители детей, педагогический коллектив. (12)
Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью.
Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся.(12)
Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.
Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем
Информация о работе Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога