Автор: b**************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа
Темой сказки занимались многие психологи. Например, К.Г.Юнг анализировал сказки и выявил, что персонажи сказок выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Эрик Берн считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. А Мария Луиза Фон Франц специалист в области волшебных сказок говорила: «Волшебные сказки являются непосредственным отображением психических процессов коллективного бессознательного, поэтому по своей ценности для научного исследования они превосходят любой другой материал».
I.Введение…………………………………………………………………………………..3
II.Теоретическая часть……………………………………………………………………..4
II.1. Направление работы школьного психолога………………………………………..4-7
II.1.1.Цели и задачи психологической работы в школе………………………………4-5
II.1.2. Направления психологической работы в школе……………………………….5-7
II.2. Понятие сказки и сказкотерапия……………………………………………………..7-8
II.3. Виды сказок……………………………………………………………………………9-10
II.4.Функции сказок………………………………………………………………………11-14
II.5. Формы работы с психотерапевтическими сказками………………………………14-19
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками…………………………….19-20
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога………………………………..21-23
III .Заключение…………………………………………………………………………….24-25
IV.Список литературы………………………………………………………………………..26
V.Приложение…………………………………………………………………………………27
18
образной
форме рассказывается об основных этапах
становления и развития личности.
Волшебные сказки описывают глубинный
человеческий опыт прохождения эмоциональных
кризисов и преодоления страха. Они дают
человеку опору в условиях неопределенного
эмоционального опыта и подготавливают
его к кризисным переживаниям. Каждая
из волшебных сказок содержит информацию
об определенном типе дезадаптации и способе
проживания определенного кризиса.(7)
События сказки вызывают у ребенка эмоции,
герои и их отношения между собой проецируются
на обыденную жизнь, ситуация кажется
похожей и узнаваемой. Сказка напоминает
о важных социальных и моральных нормах
жизни в отношениях между людьми, о том,
что такое хорошо и что такое плохо. Она
дает возможность отреагировать значимые
эмоции, выявить внутренние конфликты
и затруднения. Во время прослушивания
страшных сказок или сказок "со страшными"
эпизодами ребенок учится разряжать свои
страхи, его эмоциональный мир становится
гибким и насыщенным.
Прием, используемый для анализа сказок.
Прием первый заключается в том, чтобы придумать 10 слов: существительных нарицательных, желательно, чтобы они составляли изначально ассоциации и были из разных областей жизни. Затем необходимо как - то связать данные слова и сложить их в сказку. При этом разрешаться преобразовывать их в имена собственные, другие части речи, читать наоборот.
Прием второй заключается в том, что бы ответить на вопрос на какую тему нам интересно было бы поговорить с близкими или с собой . Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед нами на протяжении жизни. Все эти вопрос, тревоги, радости и печали могут стать темой волшебной сказки.
Прием третий - необходимо сесть удобно и расслабиться в кресле. Необходимо закрыть глаза и представить себе картину, в которой присутствовал бы обращение выбранного вами слова. Рассмотрите ее и опишите на бумаге. Затем представьте. Что могло бы нарушить данную картину на 180 градусов.(11)
Прием четвертый - некоторые люди не пишут сказки из за страха белого листа. В данном случае можно поставить музыку для релаксации. В блокноте необходимо поводить ручкой по листу, оставляя причудливые следы. Затем нужно записать ассоциации , которые вызвал данные узоры. Теперь, поставив ручку в начало строки, нужно просто позволить руке писать. Не останавливаться, не анализировать, не критиковать себя, не сравнивать – просто писать.
19
Постановка сказок.
Проживание под маской множества жизней обогащает интеллектуальный, эмоциональный, поведенческий опыт человека. Слушая и читая сказки, ребенок проигрывает все роли внутри. Но не у всех имеются актерские способности, в постановке используются куклы. Работа с куклами позволяет совершенствоваться и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким то причинам не может позволить себе проявить. Куклы бывают нескольких видов : куклы – марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы.(11)
Теперь,
когда рассмотрены формы работы
со сказками : сочинение, анализ, переписывание,
постановка, необходимо узнать особенности
применения и работы со сказками.
II.6. Методические рекомендации при работе со сказками.
Методические
приемы работы можно разделить на
три группы в соответствии с задачами:
приемы, используемые для разогрева
группы и настройки на работу, приемы
используемые для знакомства с текстом,
приемы, используемые для анализа
сказки.
Приемы, используемые для разогрева группы и настройки на работу.
Для
эффективной и интенсивной
Психолог может сам изменить свою внешность, добавив сказочную деталь, или предложить группе изменить обстановку. Можно выбрать в группе участников « глашатая», «герольда» итд. Так же , если работа в сказочной группе длится несколько дней , можно сделать пропуск в сказочную страну. Существует так же такой прием кА призвание сказки, попросить группу позвать сказку .Сделать это можно разными ласковыми словами, песней. (12)
Перед работой можно проиграть известную сказку с разных позиций. Например, сказка о колобке. Рассказать сказку с позиции колобка, лисы, дедушки и бабушки итд.
Следующий
прием работы – отгадывание сюжета
сказки и ее персонажей. Можно выбрать
одну и туже разогревающую сказку,
выбрать к ней персонажей и
описывать происходящее с ним, что
бы нельзя было догадаться сразу. Еще один
прием, который
20
может быть использован это превращение в сказку любой жизненной сценарий истории. Можно рассказать любую историю на темы взаимоотношений, работы и погоды и просто превратить её в сказочную историю. Сочинение сказок экспромтом .Каждый участник группы добавляет по несколько фраз. Получившийся текст проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.
Возможные варианты работы это рассказывание сказки, известной всей группе. Каждый по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки. Так же возможно рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана , участники придумывают к ней продолжение, последний рассказчик должен закончить сказку. Следующий вариант групповое придумыван7ие сказки. Групповое придумывание сказки. Тот, кто начинает, говорит первую фразу, следующий продолжает
Приемы, используемые для знакомства с текстом.
Знакомство группы со сказкой может быть разными способами:
Экземпляры текста психолог раздает участникам группы и они начинают читать сказку до начала занятия.
Психолог читает сказку вслух, выразительно. Чтение не обязательно заканчивать, группа может угадать конец.(12)
Сказка читается по ролям разными участниками.
Сказка играется как спектакль, экспромтом. Психолог распределяет роли, обрисовывает игровую ситуацию и просит сочинять монологи. Все участники должны получить роли. Стены замка, деревья, мост так же играют свои роли, иногда даже без слов.
Приемы, используемые для анализа сказки.
Группа или клиент анализирует сказку, опираясь на вопросы, задаваемые психологом. Анализ сказки может быть домашнем заданием, которое будет обсуждаться на следующем занятии. Анализ сказки может быть от лица героя. Если сказка разыгрывается, то те кто играл роль говорят о своих ощущениях по отношениям к обстоятельствам.
Анализ сказки делает психолог, группа имеет возможность дискутировать.
Анализ сказки делается с рисунка, который может украшать помещение. Группа анализирует рисунок, постепенно переходя к сказке.(12)
Группа
сама создает рисунки к сказке,
устраивает вернисаж с обсуждением.
21
Группа
придумывает рисунки и
В предыдущих главах были рассмотрены виды сказок, функции, формы работы с ними и методические рекомендации, и работу психолога в школе. В следующей главе будут рассмотрено каким образом можно использовать сказки в психологической работе в школе.
II.7. Применение сказок в работе школьного психолога.
Использование сказки в школьном пространстве может быть в следующих направлениях:
Психодиагностика,
психологическое
Психодиагностика.
Для сбора информации о клиенте психологи уже используют проективные графические тесты. Такие тесты помогают собрать важную информацию о внутреннем мире человека.
Школьный психолог может использовать сказочные тесты работая с начальной школой, так будет проще найти общий язык с ребенком и выявить существующие проблемы или интересующие аспекты личности ребенка. Очень часто ребенку даются такие задания: Нарисовать сказочную страну, Нарисовать иллюстрацию к сказки, Нарисовать сказочного героя, В этих заданиях используется идея метафоры. Использование сказки в психодиагностики может осуществляться по нескольким направлениям. Прежде чем предложить испытуемого перейти к тестам, необходимо провести процедуру тестирования на отношение к цвету, по аналогии с тестом М.Люшера.(4) См. приложение.
В контексте сказкотерапии для проективной диагностики используются три серии рисунков. Первое направление диагностирует отношение и человека к самому себе, самовосприятие. В это направление может входить: В какое сказочное существо я бы превратился, Во что бы меня заколдовали, Мой маскарадный костюм. Каждый рисунок выполняться на отдельном листе и сопровождается рассказом клиента. Второе направление включает аспекты восприятия семьи и ее членов автором рисунка. Рисунок семьи, рисунок семьи в образах животных, семья в образе сказочных героев. Перед испытуемым раскладывается три листа белой бумаги, набор карандашей. На первом листе рисуется семья, прежде чем нарисовать на втором листе, следует представить что члены семьи превратились в животных, прежде чем нарисовать третий рисунок, нужно
22
представить, что члены семьи попали в сказку и превратились в сказочных героев. Первый рисунок показывает нам социальный образ семьи, второй раскроет систему бессознательных отношений , третий – отразит потенциал семьи с точки зрения автора
рисунков. Анализировать лучше с клиентом, важно расспросить об отношении его к нарисованному. Возможно, рисунки подкрепить сочинением сказки. Третье направление рассказывает об особенностях личностного ресурса противостояния стрессовым ситуациям. Включает три рисунка – человек, человек под дождем, дождь в сказочной стране. Данная методика была предложена Романовой и Сытько для оценки адаптативных возможностей и устойчивости человека к воздействию стрессовых факторов. Дождь символизирует стрессовую ситуацию, по тому как меняется человек по сравнению с первым рисунком, можно сулить об отношении к трудностям, и способам их преодоления. Следует обращать внимание на следующие изменения: цвет капель и человека, пол( иногда ребенок может поменять пол человека с мужского на женский, это будет значить что он по-женски реагирует на стрессовые ситуации, возраст, размер фигуры, появляются или отсутствуют средства защиты от дождя( зонтик, плащ ит.), лужи( как следы сложной ситуации), стиль поведения под дождем. (4)
Психопрофилактика и психокоррекция.
Написание,
сочинение сказки является актом
творческого самовыражения, что
очень полезно в целях
различные формы рассказывания сказок позволяют решать следующие психодиагностические и психокоррекционыые задачи: 1)выявление актуальной проблемы ребенка, подростка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов, стиля и смысла изложения 2)развитие фантазии и воображения, 3)развитие умения выражать свои мысли 4) развитие памяти и внимания 5)развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли в контексте повествования 6) сплочение группы 7) развитие способности к децентированию. В данном случае более эффективна будет работа в группе. (8)
Психологическое консультирование
Сказка
для консультирования можно использовать
на различных этапах консультирования.
На стадии установления контакта психолог
может сказать, что и
23
любит использовать их в своей работе. Сказка может быть использована на стадии формулирования первоначального запроса. Многие люди, например дети в подростковом возрасте, не готовы сформулировать свою и назвать свою проблему. Это может быть обусловлено различными причинами, например, с застенчивостью, слабым представлением о себе, отсутствием каких – либо знаний психологии. Для подростка контакт с психологом может быть необдуманным, они часто используют метафоры и образы, в описании своего состояния. На стадии ориентировки в проблеме психолог может предложить сказки, которые носят проективный характер. Проективная сказка, рисунок, тест- те сказки ит. Которые проецируют проблемы человека и тем самым делают их явными или более пригодными для интерпретации. В дальнейшей работе можно предложить написать собственную сказку, потому что написание несет в себе психотерапевтический смысл. Иногда сказку, возможно, сочинять устно вместе с психологом. (4)
На стадии ориентировки в проблеме психолог может предложить несколько сказок, которые носят проективный характер. Можно предложить клиенту написать сказку самому. Сказочный сюжет открывает новые возможности для психологичного решения проблем.
Информация о работе Использование психотерапевтических сказок в работе школьного психолога