Ребенок
с низкой популярностью, не надеясь
на сочувствие и помощь со стороны
сверстников, нередко становится эгоцентричным,
отчужденным. Это плохо в обоих
случаях, так как может способствовать
формированию отрицательного отношения
к детям, людям вообще, мстительность,
враждебность, стремление к уединению.
Многогранное
воздействие подвижных игр на
детей было известно уже в глубокой
древности. Они использовались воспитательными
институтами разных народов для
развития физической, интеллектуальной,
эмоциональной, нравственной и духовной
сферы детей.
Игра
для ребенка — это и одна
из форм “самоанализа”, благодаря
которой могут быть откорректированы
различные конфликты и проблемы.
В относительно безопасной игровой
ситуации ребенок позволяет себе
опробовать различные способы поведения.
В восприятии ребенка игра очень далека
от того легкомысленного, увеселительного
времяпрепровождения, каким ее обычно
считают взрослые.
В
целях изучения детской тревожности
- игру впервые использовал Зигмунд
Фрейд. С этого момента берет свое начало
такое направление как игровая деятельность.
Игровая терапия, имея долгую историю,
существует в разнообразных формах. Психоаналитикам
не сразу удалось найти эффективные методы
игровой деятельности. Однако в результате
признания значения игры и игрового материала
на ранних, обладающих особой спецификой
этапах развития человека психоанализу
удалось выработать эффективные способы
работы с детьми.
На
данном этапе продолжают существовать
и развиваться разнообразные
формы активной и пассивной игровой
деятельности Независимо от того, на каких
педагогических положениях базируется
игровая деятельность, она успешно развивается
благодаря тому, что открывает естественный
путь к установлению контакта ребенка
с терапевтом. Ребенок получает возможность
выражать свои идеи, чувства, желания,
фантазии, достигать разрядки эмоционального
напряжения в безопасной обстановке постепенно
и со все меньшей тревогой.
Нами
в целях коррекции высокого уровня
тревожности был проведен комплекс
занятий с использованием подвижных игр,
игр-забав и игр эмоционально-развивающего
характера. Основной посылкой было то,
что выполнение действий в подвижной игре
связано с восприятием окружающей среды,
с ориентировкой в ней, а также с яркими
эмоциональными переживаниями в коллективе
сверстников. Высокая педагогическая
эффективность игры в большой мере обусловлена
формированием положительных взаимоотношений
детей, усвоением ими норм и правил поведения,
развитием мышления, моторики и других
функций.
Анализ
полученных результатов показал целесообразность
использования игры для коррекции отклонений
в -эмоциональной сфере личности ребенка.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в
начале исследований об успешной коррекции
уровня тревожности детей старшего дошкольного
возраста посредством игр, подтвердилась.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алямовская
В.Г. Как воспитать здорового ребенка.
- Нижний Новгород, 1994.
- Аминов Н.А.,
Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий
и предрасположенности к состоянию тревоги
в рамках концепции двух сигнальных систем
//Проблемы дифференциальной психофизиологии.
- М., 1981.
- Астапов В.М.
Функциональный подход к изучению состояния
тревоги //Психологический журнал. - 1992.
- № 5.
- Белкина В.Н.,
Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник:
обучение и развитие. Воспитателям и родителям.
– Ярославль: Академия, 2001.
- Габдреева
Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности
в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.
- Гилязова
Э.В. Формирование системы «Я» и ее взаимодействие
с психическими состояниями разного уровня
неравновесия //Психология психических
состояний. Вып. 1. – Казань, 1998.
- Галигузова
Л.Н., Смирнова Е.О. ступени общения: от
года до семи лет. М., 1992.
- Грегор О.
Как противостоять стрессу //Стресс жизни.
- СПб, 1994.
- Захаров А.И.
Как помочь нашим детям избавиться от
страха. - СПб., 1995.
- Диагностика
и коррекция психического развития дошкольников.:
Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько,
А. Н. Белоус и др. :под ред Я. Л. Коменского,
Е. А. Панько.- МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. –
237 с.
- Дьяченко
О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие
дошкольника. – М.: «Педагогика», 1994 –
126с.
- Захаров
А.И. Как предупредить отклонения в поведении
ребенка. - М., 1993.
- Игра дошкольника
/Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989.
-
Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
- . Карпова
С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие
дошкольников. - М., 1986.
- Костина
Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.
– СПб.: Речь, 2003.
- Клюева Н.
В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. Популярное пособие
для родителей и педагогов. – Ярославль:
Академия развития, 1996.- 240 с., ил.
- Козлова
С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.
– М.: Академия, 2000.
- Ковальчук
Я.И. Индивидуальный подход в воспитании
ребенка - М.: Просвешение,1985.
- Кряжева
Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.
Популярное пособие для родителей и педагогов.
– Ярославль: Академия развития, 1996.-208
с., ил.
- Лебедева
Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов
//Психолог в детском саду. 1998. № 1. С. 38-47.
- Лебедева
Н. Н. Принципы и методы игровой терапии
/Под ред. А. Г. Лидерса. - М., 1997.
- Левис Ш.
Ребенок и стресс. - СПб., 1997.
- Лэндрет
Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений.
- М., 1994.
- Микляева
Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога
в ДОУ – М., 2005 – 382с.
- Миронова
Р.М. Игра в развитии активности детей:
кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск:
Асвета, 1989. - 176 с.
- Немов Р.
С. Психология: Учеб. Пособие для студентов
высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн.
3: Психодиагностика. Введение в научно
– психологическое исследование с элементами
математической статистики – 3-е изд. –
М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
- Никитин
Б.С. Развивающие игры. - М., 1985.
- Обухова
Л.Ф. Детская психология: теория, факты,
проблемы. - М., 1996.
- Особенности
психического развития детей б—7-летнего
возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л.
Венгера. - М., 1988.
- Погадаев
Г.И. Физкульт-Ура! Физическая культура
дошкольников: Пособие для родителей и
воспитателей. – М.: Школьная пресса, 2003.
- Популярная
психология для родителей; 2-е изд., испр..
Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз,
1997 г.
- Практикум
по возрастной и педагогической психологии
: Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.-
сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной.
– М.; издательский центр «Академия», 1998.
– 160 с.
- Прихожан
А. М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности.//Ж. «Психологическая наука
и образование» 1998, №2.
- Прихожан
A.M. Анализ причин тревожности в общении
со сверстниками у подростков: Автореф.
дис. канд. психол. наук. - М., 1977.
- Прихожан
А.М. К построению коррекционных программ
по преодолению тревожности у подростков
и юношей //Научные основы прикладной психологии.
- М., 1989.
- Прихожан
А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности //Психологическая наука и
образование. - 1998. - № 2.
- Проблемы
дошкольной игры: психолого-педагогический
аспект /Под ред. Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко.
- М., 1987.
- Прохоров
А.О. Психические состояния и их функции.
- Казань, 1994.
- Психолог
в детском дошкольном учреждении: Методические
рекомендации к практической деятельности
/Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М., 1996.
- Психология
детей дошкольного возраста //Под ред.
Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
- Психология.
Психодиагностика. М: ВЛАДОС, 2007 – 631с.
- Рогов Е.
И. Настольная книга практического психолога:
Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб.
И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:-
кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные
приемы и упражнения. 480 с.: ил.
- Руководство
практического психолога: психическое
здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы. Под ред. Дубровиной
И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.
- Савина Е.,
Шанина Н. Тревожные дети //Дошкольное
воспитание. - 1996. - № 4.
- Савина Е.,
Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное
воспитание», 1996 г., №4.
- Смирнова
Е.О. Детская психология: учебное пособие,
М.: ГУЦ ВЛАДОС, 2003 – 386с.
- Степанов
С. С. Большие проблемы маленького ребенка:
советы психолога – родителям. - Москва:
Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.
- Хорни К.
Собрание сочинений: В 3-х т. - М., 1997.
- Чистякова
М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.
– 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г.
– 160 с.
- Чиркова
Т. И. Психологическая служба в детском
саду: Учебное пособие для психологов
и специалистов дошкольного образования:
М.: Педагогическое общество Росии, 1998.-
255 с.
- Шафранская
К.Д. Эмоциональные характеристики и их
структура //Психодиагностические методы
(в комплексном лонгитюдном исследовании
студентов). - Л., 1976.
- Эльконин
Д.Б. Избранные психологические труды
/Под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко.
- М., 1989.
- Эльконин
Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
- Эриксон
Э.Г. Детство и общество. Спб., 2000.