Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

Тревожность.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

    Ребенок с низкой популярностью, не надеясь  на сочувствие и помощь со стороны  сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих  случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения  к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

    Многогранное  воздействие подвижных игр на детей было известно уже в глубокой древности. Они использовались воспитательными  институтами разных народов для  развития физической, интеллектуальной, эмоциональной, нравственной и духовной сферы детей.

    Игра  для ребенка — это и одна из форм “самоанализа”, благодаря  которой могут быть откорректированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой  ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.

    В целях изучения детской тревожности - игру впервые использовал Зигмунд  Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление как игровая деятельность. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой деятельности. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми.

    На  данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные  формы активной и пассивной игровой деятельности Независимо от того, на каких педагогических положениях базируется игровая деятельность, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.

    Нами  в целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс занятий с использованием подвижных игр, игр-забав и игр эмоционально-развивающего характера. Основной посылкой было то, что выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры в большой мере обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций.

    Анализ  полученных результатов показал целесообразность использования игры для коррекции отклонений в -эмоциональной сфере личности ребенка. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследований об успешной коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством игр, подтвердилась. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - Нижний Новгород, 1994.
  2. Аминов Н.А., Азаров В.Н. Изучение индивидуальных различий и предрасположенности к состоянию тревоги в рамках концепции двух сигнальных систем //Проблемы дифференциальной психофизиологии. - М., 1981.
  3. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал. - 1992. - № 5.
  4. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.
  5. Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.
  6. Гилязова Э.В. Формирование системы «Я» и ее взаимодействие с психическими состояниями разного уровня неравновесия //Психология психических состояний. Вып. 1. – Казань, 1998.
  7. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. ступени общения: от года до семи лет. М., 1992.
  8. Грегор О. Как противостоять стрессу //Стресс жизни. - СПб, 1994.
  9. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - СПб., 1995.
  10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.: Учеб. Пособие /Я. Л. Коменский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. :под ред Я. Л. Коменского, Е. А. Панько.- МН.: УНIВЕРСIТЭЦКАЕ, 1997 г. – 237 с.
  11. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольника. – М.: «Педагогика», 1994 – 126с.
  12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1993.
  13. Игра дошкольника /Под ред. С.Л. Новоселовой. - М., 1989.
  14. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.
  15. . Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М., 1986.
  16. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.
  17. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.- 240 с., ил.
  18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.
  19. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.
  20. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.-208 с., ил.
  21. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов //Психолог в детском саду. 1998. № 1. С. 38-47.
  22. Лебедева Н. Н. Принципы и методы игровой терапии /Под ред. А. Г. Лидерса. - М., 1997.
  23. Левис Ш. Ребенок и стресс. - СПб., 1997.
  24. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
  25. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ – М., 2005 – 382с.
  26. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: кн. для учителя / Миронова Р.М. – Минск: Асвета, 1989. - 176 с.
  27. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  28. Никитин Б.С. Развивающие игры. - М., 1985.
  29. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. - М., 1996.
  30. Особенности психического развития детей б—7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.
  31. Погадаев Г.И. Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная пресса, 2003.
  32. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997 г.
  33. Практикум по возрастной и педагогической психологии : Для студ.сред. пед. учеб. заведений /Авт.- сост. Е. Е. Данилова; под ред. И. В. Дубровиной. – М.; издательский центр «Академия», 1998. – 160 с.
  34. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
  35. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1977.
  36. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей //Научные основы прикладной психологии. - М., 1989.
  37. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности //Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2.
  38. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект /Под ред. Н.Н. Подъякова, Н.Я. Михайленко. - М., 1987.
  39. Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. - Казань, 1994.
  40. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М., 1996.
  41. Психология детей дошкольного возраста //Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.,1964.
  42. Психология. Психодиагностика. М: ВЛАДОС, 2007 – 631с.
  43. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.
  44. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.
  45. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети //Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4.
  46. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. /Ж. «Дошкольное воспитание», 1996 г., №4.
  47. Смирнова Е.О. Детская психология: учебное пособие, М.: ГУЦ ВЛАДОС, 2003 – 386с.
  48. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.
  49. Хорни К. Собрание сочинений: В 3-х т. - М., 1997.
  50. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г. – 160 с.
  51. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество Росии, 1998.- 255 с.
  52. Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура //Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). - Л., 1976.
  53. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /Под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко. - М., 1989.
  54. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999.
  55. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Спб., 2000.

Информация о работе Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста