Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

Тревожность.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     Подход  к объяснению склонности к тревоге  с точки зрения физиологических  особенностей свойств нервной системы  мы находим у отечественных психологов. Так, в лаборатории Павлова И.П., было обнаружено, что, скорее всего  нервный срыв под действием внешних раздражителей происходит у слабого типа, затем у возбудимого типа и меньше всего подвержены срывам животные с сильным уравновешенным типом с хорошей подвижностью.

     Данные  Б.М. Теплова также указывают на связь состояния тревоги с  силой нервной системы. Высказанные им предположения об обратной корреляции силы и чувствительности нервной системы, нашло экспериментальное подтверждение в исследованиях В.Д. Небылицина.

     Он  делает предположение о более  высоком уровне тревожности со слабым типом нервной системы.

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что в основе отрицательных  форм поведения лежат: эмоциональное  переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться  как проявление тревожности.

     Понимание тревожности в зарубежных психологических  школах было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали  тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

     Основатель  психоанализа З. Фрейд утверждал, что  человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые  являются движущей силой поведения  человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления . Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании “либидиозной энергии”, то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности. [45]

     В индивидуальной психологии А. Адлер  предлагает новый взгляд на происхождение  неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

     у Адлера в основе конфликта личности, в основе неврозов и тревожности  лежит противоречие между “хотеть” (воли к могуществу) и “мочь” (неполноценность). В зависимости от того, как разрешается  это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности. Недостатком Адлеровской концепции является не сделанное различие между беспокойством адекватным, обоснованным и неадекватным, поэтому четкого представления о тревожности как специфическом состоянии, отличном от других сходных состояний.

     Проблема  тревожности стала предметом  специального исследования у неофрейдистов  и, прежде всего у К. Хорни.

     В теории Хорни главные источники  тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между  биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

     В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорни насчитывает 11 невротических  потребностей:

  1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.
  2. Невротическая потребность в “партнере”, который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
  3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.
  4. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.
  5. Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.
  6. Потребность в социальном признании или престиже.
  7. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
  8. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.
  9. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.
  10. Невротическая потребность в любви.
  11. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

     К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

     Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм. В отличие от Хорни  Фромм подходит к проблеме психического дискомфорта с позиции исторического развития общества.

     Э. Фромм считает, что в эпоху  средневекового общества с его способом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он не был изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывал таких тревог, как при капитализме, потому что он не был “отчужден” от вещей, от природы, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Фромм называет “естественными социальными связями”, существующими в первобытном обществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободный индивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокое чувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобы избавиться от тревоги, порожденной “негативной свободой”, человек стремится избавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве от свободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавить в себе состояние тревоги.

     Фромм и Хорни  пытаются показать различные  механизмы избавления от тревоги.

     Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе “бегство в себя”, лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида от нее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего “Я” составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства от свободы являются иррациональными, по мнению Фромма, они не являются реакцией на окружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания и тревоги. [49]

     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением  целостности организма.

     Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью. И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызвать у ребенка страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх. При помощи тревоги ребенок может избежать страха.

     Анализируя  и систематизируя рассмотренные  теории можно выделить несколько  источников тревоги, которые в своих  работах выделяют авторы:

  1. Тревога из-за потенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результате ассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическим неблагополучием.
  2. Тревога из-за потери любви (любви матери).
  3. Тревога может быть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. У более старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досады на себя, переживание себя как недостойного.
  4. Тревога из-за неспособности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что не может справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана с чувством неполноценности, но не идентична ему.
  5. Тревога может возникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание, возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильной потребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызывают фрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителей и так далее) и авторы не дают четкого различия между этими понятиями.
  6. Тревога свойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть “эмоционально калечащим” и привести к отчаянию. Тревога для человека представляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой целью используются различные защитные механизмы (способы).
  7. В возникновении тревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери, взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства является предопределяющим последующее развитие личности.

     Таким образом, Массер, Корнер и Каган с  одной стороны, рассматривают тревогу как врожденную реакцию на опасность, присущую каждой личности, с другой стороны – ставят степень тревожности человека в зависимость от степени интенсивности обстоятельств (стимулов), вызывающих чувство тревоги, с которыми сталкивается человек, взаимодействуя с окружающей средой. [33]

     Анализ  основных работ показывает, что в  понимании природы тревожности  у разных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности  как изначально присуще человеку свойство, и понимание тревожности как реакцию на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни.

     Однако, несмотря на, казалось бы, принципиальное различие между пониманием тревожности  как биологической или социальной, мы не можем разделить авторов по этому принципу.  смешение социального и биологического в понимании тревожности мы наблюдаем у многих авторов. Помимо отсутствия четкости в понимании природы тревожности у всех авторов, несмотря на бесконечные частные различия, имеется еще одна общая черта: никто не делает различия между объективно обоснованной тревожностью и тревожностью неадекватной.

     Таким образом, если рассматривать тревогу  или тревожность как состояние, переживание, или как более или  менее устойчивую особенность личности, то несущественно, насколько она адекватна ситуации. Переживание обоснованной тревоги, по-видимому, не отличается от необоснованного переживания. Субъективно же состояния равны. Но объективно разница очень велика. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности. 

     Классификация видов тревожности

     Выделяют  два основных вида тревожности. Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная  некоторой конкретной ситуацией, которая  объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у  любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние  не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

     Другой  вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться  как личностная черта, проявляющаяся  в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных  жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма. [34]

     У детей дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность. 

    1.2. Природа и генезис  детской тревожности

    Механизм  формирования тревожности как свойства личности представлен в работе Ж.М. Глозмана и В.В. Зоткина: “Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоящем тревоги” [13]. Другими словами, при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается постоянная готовность к переживанию этого состояния. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью.

    А.М. Прихожан отмечает, что “тревога и тревожность обнаруживают связь с историческим периодом жизни общества, что отражается в содержании страхов, характере возрастных пиков тревоги, частоте, распространенности и интенсивности переживания тревоги, значительном росте количества тревожных детей и подростков в нашей стране в последнее десятилетие” [34].

    А.И. Захаров считает, что тревога  зарождается уже в раннем детском  возрасте и отражает “...тревогу, основанную на угрозе потери принадлежности к  группе (вначале это мать, затем  — другие взрослые и сверстники)”. Развивая мысль о генезе тревожности, он пишет, что “беспокойство, испытываемое нормально развивающимися детьми в период от 7 месяцев до 1 года 2 месяцев может явиться предпосылкой для последующего развития тревоги. При неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность... превращаясь тем самым в устойчивые черты характера. Но происходит это не раньше старшего дошкольного возраста” [17]. Ближе к 7 и особенно к 8 годам... можно уже говорить о развитии тревожности как о черте личности, как об определенном эмоциональном настрое с преобладанием чувства беспокойства и боязни сделать что-либо не то, не так, опоздать, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам.

Информация о работе Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста