Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа
Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.
Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59
-принцип
последовательности и
Нами были разработаны занятия на развитие навыков общения. Форма занятий – подгрупповая. Занятия рассчитаны на два месяц по два занятия в неделю. В занятия мы включили: разные способы приветствия, пальчиковые и подвижные игры, игры на внимание, упражнение на релаксацию и элементы изобразительной деятельности, беседы. (см. Приложение № 5)
Занятие №1
1.Приветствие.
Цель: Поприветствовать
друг друга, создать эмоционально-
2."Смена ритмов"
Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.
3.Игры с ладошками. Паучок (Пчелки,Червячки).
Цель: развитие мелкой моторики.
4. "Зайки и слоники"
Цель: дать
возможность детям
5.Творческая деятельность: аппликация «Зайчик».
Цель: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт и речь детей, способствовать выражению эмоций на бумаге.
6.Игра с движущимися предметами – мячиками.
Цель: снятие напряжения через движение.
7.Задувание
свечи. Облепили лампу мошки,
греют тоненькие ножки,
Занятие №2
1.Приветствие. (по имени)
Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, способствовать самопознанию.
2.Пальчиковая
гимнастика «1,2,3,4,5-вышли
Цель: развитие мелкой моторики.
3. Игра «Комар и пчела»
Цель: расслабить
максимальное количество мышц тела.
5. Сказка «Теремок».
Цель: развитие речи, развитие творческих способностей.
7.Рисование:
детям предлагается контур понравившегося
героя и ребенок разукрашивает его любым
цветом по выбору ребенка.
Занятие№3
1.Приветствие. В гости к нам пришел снеговик, какой он (круглый, белый, холодный и т.д.)
Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, способствовать самопознанию, расширению словарного запаса.
2. Снеговик
рассказывает из чего он
Цель: расширять словарный запас: холодный, белый, мокрый, мягкий). Педагог предлагает детям взять снег в ладошки, понаблюдать за тем как он тает, объясняет, что в тепле снег тает и становиться водой.
3. Игра «Веселые ребята»
Цель: развитие ловкости, быстроты.
Необходимо перейти из одной части комнаты в другую.
4.Аппликация или рисование «Снеговик».
Цель: проявить свое творчество на бумаге.
5.Игры с ладошками «Зимняя песня», «Снежок».
Цель: развитие мелкой моторики.
6.Игра на музыкальных инструментах.
Цель: создать атмосферу творчества и радости.
7.Что стало со снегом.
8. Задувание
свечи.
Занятие№4
1.Приветствие. Материал: набор карточек с птицами. Предложить детям выбрать себе птицу, которой он хотел бы стать и по карточке описать ее, педагог оказывает помощь (цвет, большая/маленькая, где живет и т.д.).
Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, способствовать самопознанию, расширению словарного запаса.
2. «Воронята» - подвижная игра.
Цель: развитие воображения, способности к подражанию, внимания.
3.Игры с фасолью и горохом.
Цель: развитие мелкой моторики, умение выполнять по образцу.
Предложить детям выложить дорожку из фасоли и гороха для птиц. Каждому раздается лист бумаги с узором – образцом (лист бумаги покрыт пластилином).
4.Пальчиковая гимнастика: «Птичка».
Цель: развитие мелкой моторики.
5. «Золушка». Материал: 4 ведерка, фасоль, горох, желуди, макароны, кукла – «Золушка»
Цель: развитие мелкой моторики, волевой регуляции.
Предложить детям помочь «Золушке» разложить по ведеркам горох, фасоль, желуди, макароны.
6. Поручения. Покормит птиц на прогулке
Цель: прививать желание заботится о других.
7. Игра с мячами.
8. Задувание
свечи.
Занятие№5
1.Приветствие. Материал: таз с водой, кораблики из бумаги для каждого ребенка (оригами), мыльные пузыри, набор для рыбалки: удочки и рыбки на магнитиках.
Цель: Создать
положительно-эмоциональный
2.«Пузырь».
Цель: развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
3.Игры
с ладошками «Солнце в небе
засияло».Движения выполнять
Цель: развитие мелкой моторики.
4.Игра «Паровоз».
Цель: создать атмосферу единства.
5.Подвижная игра «Рыбки».
Дети двигаются свободно по группе, руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
7. «Рыбалка».
Материал: удочки и рыбки на магнитиках.
Цель: учить договариваться друг с другом.
8. Игра с мыльными пузырями.
9. Рисование мыльных пузырей пальцами и ладошками.(Материал: лист ватмана гуашь)
Цель: создать атмосферу единства группы, снятие напряжения.
Занятие№6
1.Приветствие (колокольчик собирает всех в круг, каждый ребенок называет свое имя).
Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, привлечь внимание к другим детям, их именам, способствовать самопознанию.
2"Слепой танец"
Цель: развитие
доверия друг к другу, снятие излишнего
мышечного напряжения.
3.Беседа о дружбе.
Цель: расширить представления детей о дружбе
Педагог задает детям вопросы: что такое дружба? Как сделать дружбу крепкой и т.д. Дети отвечают на вопросы.
Детям беседа очень понравилась, они подходили друг к другу и предлагали вместе поиграть.
8.Круг. Задувание свечи.
Цель: учить
анализировать (чем занимались, что
нового узнали).
Занятие №7.
1.Приветствие. На круг собирает всех колокольчик.
2.«В гости к нам пришел медведь».
3.Медведь любит покушать мед, ягоды. Пальчиковая игра ягодки.
4.«Мишка косолапый» (по полу рассыпать шишки).
5.Пальчиковая гимнастика: «Мишка».
6.Игра в ладошки: «Тихо мы в ладошки ударим»
7. подвижная игра «у медведя во бору»
Цель: развитие ловкости, быстроты
8.Задувание
свечи.
Занятие № 8
1.Приветствие.
Цель: создать эмоционально – положительный настрой на занятие
2. Игра «Передай мяч»
Цель: снять излишнюю двигательную активность, сплотить детей.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу.
3. Игра «Запрещенное движение»
Цель: сплочение играющих, развитие быстроты реакции эмоциональный подъем.
4. Слушание релаксационной музыки.
Цель: дать детям возможность отдохнуть и расслабиться.
Дети ложатся на коврик и представляют, что они маленькие котята и они прилегли отдохнуть после игр.
Так же для снижения уровня тревожности детей проводились различные подвижные групповые игры, игры-забавы и эмоционально-развивающие игры, повышающие эмоциональный тонус, развивающие чувство юмора, легкости в общении со сверстниками, физически раскрепощающие детей .
Таким
образом, данные занятия
2.3. Контрольный эксперимент.
На этапе контрольного эксперимента мы провели диагностику детей по тем же методикам. И выявили что результаты, после проведения занятий изменились в лучшую сторону.
1.Тест тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен
Мы получили следующие данные:
Высокий уровень тревожности – 0%;
Средний уровень тревожности – 80%;
Низкий
уровень тревожности – 20%.
2.Графическая методика "Кактус"
Мы получили следующие данные:
Благополучный рисунок – 75%
Неблагоприятный
рисунок – 25%
3.Исследование уровня тревожности у детей от 3 до 7 лет.
Мы получили следующие результаты:
Высокий уровень тревожности – 0%;
Средний уровень тревожности – 86%;
Низкий уровень тревожности – 13%.
Таким
образом, нами замечено, что занятия, работа
с родителями и индивидуальная работа
с детьми помогли снизить уровень тревожности
детей данной группы. Число детей с высоким
уровнем тревожности снизилось. Под воздействием
игр у ребенка не только повышается положительный
тонус, но и развивается активная речь,
художественный вкус, музыкальные способности,
а также познавательные процессы: внимание,
память, мышление.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тревожные дети чаще всего входят в число наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.