Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследований: изучение игрой деятельности как метода снижения уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: Игра, как установлено в отечественной психолого-педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Именно на этом основании она может быть использована как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В игре ребенок, чувствуя себя в безопасности, легко может пережить травмирующий опыт, избавиться от негативного стресса, и, как следствие, преодолеть тревожность.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 6
Основные аспекты проблемы тревожности в психологии.
6
Природа и генезис детской тревожности.
Особенности поведения тревожных детей.
16
28
Использование игровой деятельности в психокоррекции детской тревожности.
32
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 45
2.1. Методика констатирующего эксперимента. 45
2.2 Формирующий эксперимент. 48
2.3. Контрольный эксперимент. 54
Заключение 56
Список литературы 59

Работа содержит 1 файл

Тревожность.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     -принцип  последовательности и постепенности,  предполагающий предъявление материала  исходя из общих закономерностей  становления личности ребенка  раннего и дошкольного возраста. [10]

     Нами  были разработаны занятия на развитие навыков общения. Форма занятий  – подгрупповая. Занятия рассчитаны на два  месяц по два занятия в неделю. В занятия мы включили: разные способы приветствия, пальчиковые и подвижные игры, игры на внимание, упражнение на релаксацию и элементы изобразительной деятельности, беседы. (см. Приложение № 5)

Занятие №1

1.Приветствие.

Цель: Поприветствовать друг друга, создать эмоционально-положительную  обстановку

2."Смена  ритмов"

Цель: помочь тревожным детям включиться в  общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

3.Игры  с ладошками. Паучок (Пчелки,Червячки).

Цель: развитие мелкой моторики.

4. "Зайки и слоники"

Цель: дать возможность детям почувствовать  себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

5.Творческая  деятельность: аппликация «Зайчик».

Цель: развивать  мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт и речь детей, способствовать выражению эмоций на бумаге.

6.Игра  с движущимися предметами –  мячиками.

Цель: снятие напряжения через движение.

7.Задувание  свечи.  Облепили лампу мошки,  греют тоненькие ножки, осторожно,  мошки, обожжете ножки! 

Занятие №2

1.Приветствие. (по имени)

Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, способствовать самопознанию.

2.Пальчиковая  гимнастика «1,2,3,4,5-вышли зайчики  гулять», «Зайцы».

Цель: развитие мелкой моторики.

3. Игра «Комар и пчела»

Цель: расслабить максимальное количество мышц тела. 
5. Сказка «Теремок».

Цель: развитие речи, развитие творческих способностей.

7.Рисование: детям предлагается контур понравившегося героя и ребенок разукрашивает его любым цветом по выбору ребенка. 

Занятие№3

1.Приветствие.  В гости к нам пришел снеговик, какой он (круглый, белый, холодный  и т.д.)

Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, способствовать самопознанию, расширению словарного запаса.

2. Снеговик  рассказывает из чего он сделан  – из снега.

Цель: расширять  словарный запас: холодный, белый, мокрый, мягкий). Педагог предлагает детям взять снег в ладошки, понаблюдать за тем как он тает, объясняет, что в тепле снег тает и становиться водой.

3. Игра  «Веселые ребята»

Цель: развитие ловкости, быстроты.

Необходимо  перейти из одной части комнаты  в другую.

4.Аппликация  или рисование «Снеговик».

Цель: проявить свое творчество на бумаге.

5.Игры  с ладошками «Зимняя песня», «Снежок».

Цель: развитие мелкой моторики.

6.Игра  на музыкальных инструментах.

Цель: создать  атмосферу творчества и радости.

7.Что  стало со снегом.

8. Задувание  свечи. 

Занятие№4

1.Приветствие.  Материал: набор карточек с птицами.  Предложить детям выбрать себе  птицу, которой он хотел бы стать и по карточке описать ее, педагог оказывает помощь (цвет, большая/маленькая, где живет и т.д.).

Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, способствовать самопознанию, расширению словарного запаса.

2. «Воронята» - подвижная игра.

Цель: развитие воображения, способности к подражанию, внимания.

3.Игры  с фасолью и горохом. 

Цель: развитие мелкой моторики, умение выполнять  по образцу.

Предложить  детям выложить дорожку из фасоли и гороха для птиц. Каждому раздается  лист бумаги с узором – образцом (лист бумаги покрыт пластилином).

4.Пальчиковая  гимнастика: «Птичка».

Цель: развитие мелкой моторики.

5. «Золушка».  Материал: 4 ведерка, фасоль, горох,  желуди, макароны, кукла – «Золушка»

Цель: развитие мелкой моторики, волевой регуляции.

Предложить  детям помочь «Золушке» разложить  по ведеркам горох, фасоль, желуди, макароны.

6. Поручения.  Покормит птиц на прогулке

Цель: прививать  желание заботится о других.

7. Игра  с мячами.

8. Задувание  свечи. 

Занятие№5

1.Приветствие.  Материал: таз с водой, кораблики из бумаги для каждого ребенка (оригами), мыльные пузыри, набор для рыбалки: удочки и рыбки на магнитиках.

Цель: Создать  положительно-эмоциональный настрой  на занятие.

2.«Пузырь».

Цель: развитие речевого дыхания и звукового  аппарата.

3.Игры  с ладошками «Солнце в небе  засияло».Движения выполнять по  тексту.

Цель: развитие мелкой моторики.

4.Игра  «Паровоз».

Цель: создать  атмосферу единства.

5.Подвижная  игра «Рыбки».

Дети  двигаются свободно по группе, руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

7. «Рыбалка».

Материал: удочки и рыбки на магнитиках.

Цель: учить  договариваться друг с другом.

8. Игра  с мыльными пузырями.

9. Рисование  мыльных пузырей пальцами и  ладошками.(Материал: лист ватмана  гуашь)

Цель: создать  атмосферу единства группы, снятие напряжения.

     

Занятие№6

1.Приветствие  (колокольчик собирает всех в  круг, каждый ребенок называет  свое имя).

Цель: обозначить начало занятия, формировать умение реагировать на свое имя, привлечь внимание к другим детям, их именам, способствовать самопознанию.

2"Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего  мышечного напряжения. 
3.Беседа о дружбе.

Цель: расширить представления детей о дружбе

Педагог задает детям вопросы: что такое  дружба? Как сделать дружбу крепкой и т.д. Дети отвечают на вопросы.

Детям беседа очень понравилась, они подходили  друг к другу и предлагали вместе поиграть.

8.Круг. Задувание свечи.

Цель: учить  анализировать (чем занимались, что  нового узнали). 

Занятие №7.

1.Приветствие.  На круг собирает всех колокольчик.

2.«В  гости к нам пришел медведь».

3.Медведь  любит покушать мед, ягоды.  Пальчиковая игра ягодки.

4.«Мишка  косолапый» (по полу рассыпать  шишки).

5.Пальчиковая  гимнастика: «Мишка».

6.Игра  в ладошки: «Тихо мы в ладошки  ударим»

7. подвижная игра «у медведя во бору»

 Цель: развитие ловкости, быстроты

8.Задувание  свечи. 

     Занятие № 8

1.Приветствие.

Цель: создать  эмоционально – положительный настрой  на занятие 

2. Игра  «Передай мяч»

Цель: снять  излишнюю двигательную активность, сплотить детей.

Сидя  на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее  передать мяч, не уронив его, соседу.

3. Игра  «Запрещенное движение»

Цель: сплочение  играющих, развитие быстроты реакции  эмоциональный подъем.

4. Слушание  релаксационной музыки.

Цель: дать детям возможность отдохнуть и расслабиться.

Дети  ложатся на коврик и представляют, что они маленькие котята и  они прилегли отдохнуть после  игр.

      Так же для снижения уровня тревожности детей проводились различные подвижные групповые игры, игры-забавы и эмоционально-развивающие игры, повышающие эмоциональный тонус, развивающие чувство юмора, легкости в общении со сверстниками, физически раскрепощающие детей .

  Таким  образом, данные занятия помогли  нам снизить уровень тревожности  детей, сплотить детей, установить между ними доверительные отношения. 

2.3. Контрольный эксперимент.

     На  этапе контрольного эксперимента мы провели диагностику детей по тем же методикам. И выявили что результаты, после проведения занятий изменились в лучшую сторону.

1.Тест тревожности Р. Тэммл, М.Дорки, В.Амен

     Мы  получили следующие данные:

     Высокий уровень тревожности – 0%;

     Средний уровень тревожности – 80%;

     Низкий  уровень тревожности – 20%. 

2.Графическая методика "Кактус"

     Мы  получили следующие данные:

     Благополучный рисунок – 75%

     Неблагоприятный рисунок – 25% 

3.Исследование  уровня тревожности у детей  от 3 до 7 лет.

     Мы  получили следующие результаты:

     Высокий уровень тревожности – 0%;

     Средний уровень тревожности – 86%;

     Низкий  уровень тревожности – 13%.

    Таким образом, нами замечено, что занятия, работа с родителями и индивидуальная работа с детьми помогли снизить уровень тревожности детей данной группы. Число детей с высоким уровнем тревожности снизилось. Под воздействием игр у ребенка не только повышается положительный тонус, но и развивается активная речь, художественный вкус, музыкальные способности, а также познавательные процессы: внимание, память, мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Тревожные дети чаще всего входят в число  наименее популярных детей группы, так как они часто неуверенны в себе, замкнуты, малообщительны, или наоборот, слишком общительны, назойливы. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.

Информация о работе Игровая деятельность как метод снижения уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста